Автор: Колесникова Анна Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Колесникова А. А. Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 280-282.

После снятия запретов и прекращения идеологически обязательной пропаганды атеизма жители России оказались вовлечёнными в активный духовный поиск. В настоящее время всё большее количество людей осознаёт величину ответственности за выбор своих духовных ориентиров. Тем не менее современная социально-психологическая ситуация, характеризуется своеобразным кризисом духовности, нравственности личности, возникшим в результате утраты духовно-нравственных ценностей.  

Культуру человека отражает прежде всего его система ценностей, святынь, от которых он никогда не откажется. В зависимости от того, что именно для него свято, человек судит о кризисе в культуре. Чувство прекрасного, духовность и культура неистребимы, уничтожить их можно только вместе с самим человеком. Наша «духовная культура сейчас находится не в кризисе, она находится в состоянии катастрофы. Кризис – это обнадёживающее понятие, потому что после кризиса наступает часто выздоровление, новое состояние, которое, может быть, даже лучше или более желательное, чем прежнее. Катастрофа – это, вообще говоря, синоним летального исхода» [7].

Оценивая социокультурную среду, в которой функционирует и развивается Детство в начале XXI века, Д. И. Фельдштейн говорит   «о качественном скачке – реальном переходе человечества в исторически новое состояние, который некоторые исследователи определяют как цивилизационный слом» [4, с.211]. Это связано с тем, что во всех сферах жизнедеятельности человека (в социальной, экономической, культурной, демографической, этнополитической, экологической и др.) произошли глубокие преобразования:

1) изменился энергетический потенциал общества в целом и разных регионов и стран, обусловив новую расстановку сил в мире;

2) изменились системы отношений людей в разных сферах и на разных уровнях;

3) изменились взгляды современного человека, нравственные ориентиры, и, что чрезвычайно опасно, всё чаще нарушаются моральные и этические нормы (последнее проявляется, в частности, в росте фундаментализма, национализма, сепаратизма);

4) в результате резких изменений произошла дезориентация людей, которая вызвала нагнетание напряжённости, тревожности, массовый социально-психологический стресс, что тяжело сказывается на духовном и физическом здоровье и нации, и каждого человека, который чаще и глубже испытывает душевные переживания [4, с.211 - 212].

Сложившаяся система социализации, согласно выводам Н. Д. Никандрова на основании проведённых исследований, содержит «риски:

- формирования равнодушия или активной неприязни к людям;

- роста жестокости как черты характера;

- увеличения числа алкоголиков и наркоманов;

- роста насильственной и корыстной преступности;

- антипатриотизма и утраты чувства Родины;

- равнодушия к созданию семьи, большого числа пробных браков, социального сиротства и проституции;

- примитивизации культурных предпочтений» [2, с.7].

Развитие духовности, духовной культуры личности всегда было одной из приоритетных задач отечественного воспитания. Тема духовности приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением научных исследований в наши дни, в период острых противоречий в духовной жизни страны. В создавшихся условиях особо остро проблема воспитания духовной культуры стоит в школьной среде. Младшие школьники оказались наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества в силу своих возрастных особенностей, а также в силу несформированности мировоззренческих позиций.  

В педагогической и философской науке уже определилось представление о духовной культуре. Однако анализ современных исследований по вопросам воспитания духовности показывает, что в педагогике духовное воспитание зачастую подменяется нравственным, этическим и гражданским воспитанием. В связи с этим возникает необходимость уточнения понятий духовности и духовной культуры.

Область духа, духовности, духовной культуры – сложна для изучения путём опыта. Духовность – это уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком; она есть обладание духом – бессмертным, разумным, творческим, нравственным, свободным; постоянное стремление человека к неким высшим абсолютным духовным ценностям – к Истине, Добру и Красоте [1, с.22]. Духовная культура – одна из сторон общей культуры человечества, проявляющаяся через реализацию добра в различных его модификациях: ответственности, порядочности, милосердии, совестливости; и требующая от человека повышенной активности в облагораживании природной, социальной и индивидуально-личностной сред. Духовная культура есть объективная надиндивидуальная реальность, укоренённая во внутреннем мире человека [5, с.18].

С шести – семилетнего возраста начинается новая фаза развития, которая меняет весь прежний уклад жизни ребёнка. Он становится учеником – первоклассником. Младший школьный возраст – очень важный этап в становлении духовного облика ребёнка. В этот период  формируются уважение к старшим, гуманизм, чувство ответственности перед коллективом, дружеские отношения.  В младшем школьном возрасте многое зависит от обучения в школе – от степени его успешности, особенностей отношений с учителями, внимания к учёбе, проявляемого в семье, от поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами. Как считают психологи, учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей развитие мышления, мотивации и самосознания. Личностное развитие в этом возрасте связано с тем, как младший школьник включается в учебную деятельность, насколько он успешен в ней, как складываются его отношения со взрослыми.

Младший школьник отличается остротой и свежестью восприятия,  любознательностью и яркостью воображения. Внимание его относительно длительно и устойчиво, память достаточно развита. Особенно легко и прочно запоминает он то, что его поражает, вызывает его интерес.  По сравнению с  дошкольником у младшего школьника проявляется большая дифференцировка чувств.  Именно в этом возрасте необходимо закладывать фундамент духовного, нравственного поведения,  развивать интеллектуальные и эстетические чувства, усваивать моральные нормы и правила поведения.

С какими духовно-нравственными ориентирами младший школьник войдёт во взрослую жизнь в основном зависит от родителей. Семья является начальным звеном в развитии духовно-нравственной культуры ребёнка. Младший школьник живёт и думает представлениями взрослых, часто основанными на заботе о своём теле: одеть, напитать, дать ему всевозможных наслаждений, добиться более высокого социального положения. Такое потребительское отношение к жизни - результат незнания основ духовной жизни, суеверия, разрушительного и уничтожающего воздействия сект, оккультизма, чужих культур, основанных на почитании тела или извращённых понятиях о душе.

В современной школьной среде актуальной задачей является развитие духовной культуры младшего школьника. Воспитание в младших классах общеобразовательной школы играет особую роль в развитии духовной культуры учащегося. Школьный учитель отвечает не только за обучение, но и за воспитание.  «Задача исследователей – философов, социологов, психологов, педагогов – определить желательную на данном этапе развития общества систему ценностей, т. е. цель воспитания и социализации, а также, не нарушая творческой свободы педагога и нравственной свободы молодого человека, предложить комплекс действий, с помощью которых она может быть достигнута» [2, с.6].

Современный младший школьник находится в огромном информационном и  социальном пространстве. Социологические исследования жизненного мира младших школьников показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино нередко перекрывает влияние родителей, учителей, воспитателей. Один из авторов делает вывод о том, что «… технология работы телевещания, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентирована отнюдь не на нормальную человекосообразную логику социализации и сохранения психического здоровья, а, напротив, работает на их разрушение» [цит. по 2, с.7].

Мнение и поведение сверстников порой сильно отличается от мнений и поведения, принятых в обществе. Младшему школьнику всё чаще приходится самому выбирать, что хорошо, а что плохо.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

1) познавательную (интеллектуальную) культуру;

2) нравственную культуру;

3) художественную культуру;

4) правовую культуру;

5) педагогическую культуру;

6) религиозную культуру [6].

Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и сама  духовная деятельность; это совокупность нематериальных элементов: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев), правила, законы, духовные ценности (наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей), церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания [6].

Уровень духовной культуры весьма сложно оценить. Непонятно, какими критериями пользоваться, чтобы измерить духовность. У каждого человека своя система духовных ценностей, святынь. Основу духовной культуры составляют ценности, ставшие для человека своеобразными регуляторами поведения. Высшие из этих ценностей - Истина, Добро и Красота. Духовный человек всегда ощущает своё несоответствие этим высшим ценностям и постоянно стремится совершенствоваться в этих областях.

Выявлено, что ценностное отношение младшего школьника к окружающему его миру выражается в:

- ценностном отношении к Семье, уважении семейных традиций, в гордости за свою фамилию, в понимании своей будущей ответственности за продолжение рода;

- ценностном отношении к Отечеству (проявляется в патриотизме, гражданственности);

- ценностном отношении к Земле (предполагает любовь к природе, бережное отношение к её богатствам);

- ценностном отношении к Миру – это миротворчество, неприятие насилия и милитаризма;

- ценностном отношении к Знаниям (проявляется в любознательности);

- ценностном отношении к Труду – трудолюбие, стремление к творчеству;

- ценностном отношении к Культуре – проявляется в таком особом качестве, как интеллигентность, противостоящем бескультурью, хамству, вандализму.

Ценностное отношение младшего школьника к другим людям может проявляться в:

- ценностном отношении к человеку вообще (такому же, как Я сам), что выражается в гуманности, милосердии;

- ценностном отношении к человеку как Другому (не Я), что выражается в альтруизме;

- ценностном отношении к человеку как Иному, представителю иной расы, национальности, веры (не такой, как Я), что выражается в толерантности.

Ценностное отношение младшего школьника к себе может проявляться в:

- ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своём здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни;

- ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в самопринятии, в заботе о своём душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности;

- ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе как главной характеристике духовного бытия человека, в самостоятельности, самоопределении, самореализации [3, с.169 - 170].

Формирование основ духовной культуры детей наиболее продуктивно осуществлять в младшем школьном возрасте в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей. Младшие школьники более открыты к восприятию любви, добра, радости.

Обращение к духовной культуре, к духовным ценностям – ведущие ориентиры современной российской школы. Недостаток воспитания духовной культуры младших школьников является одним из величайших зол нашего времени. И если с ним не бороться, человечество ждут нравственное разложение и гибель. Надежду даёт то, что в самых главных выступлениях руководителей страны последних лет неизменно содержатся постановка задач нравственного, патриотического, гражданского воспитания,  указания на ценность традиционного культурного наследия российских народов [2, с.8], а также то, что младшие школьники, зачастую испытывая трудности как морального, так и духовного характера, тем не менее неуклонно стремятся к духовному возрастанию. Это даёт нам основание верить в духовное возрождение нашего Отечества и позволяет определить задачи нашего исследования:

1) уточнить содержание и структуру понятия «духовная культура младшего школьника»;

            2) выявить педагогические ориентиры воспитания духовной культуры младшего школьника;

            3) разработать структурно-функциональную модель педагогических ориентиров воспитания духовной культуры младшего школьника.

 

Литература:

1. Лега В. П. О христианских основаниях культуры / В. П. Лега // Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д. Е. Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л. Л. Шевченко. – М., 2003. – С.21 – 29.

2. Никандров Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований / Н. Д. Никандров // Педагогика, №1, 2009. – С.3 – 8.

3. Рындак В. Г. Мы родом из детства [Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе] / Монография / – М.; Оренбург, 2006. - 203 с.

4. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Фельдштейн Д. И. // Мир психологии, №1 (57), 2009. – С.211 – 218.

5. Хутиева О. А. Духовная культура современной российской молодежи: культурфилософский анализ. Автореферат дисс. канд. философских наук. – Ставрополь, 2009. – 27 с.

6. http://www.gumfak.ru/kult_html/lecture/lect11.shtml

7. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-10/korovytsina.pdf  

 

Основные термины (генерируются автоматически): духовной культуры, ценностном отношении, младшего школьника, Духовная культура, отношение младшего школьника, воспитания духовной культуры, младший школьник, Ценностное отношение младшего, духовной культуре, культура младшего школьника, основ духовной, духовной жизни, духовной культуры младшего, младшем школьном возрасте, духовной культуры личности, духовной культуры учащегося, Уровень духовной культуры, основ духовной культуры, духовной культуры младших, Основу духовной культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос