Библиографическое описание:

Жалилова В. А. Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 135-138.

Класс 10

Всего часов — 34 ч. В неделю — 1ч.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» рассчитана на 34 часа, она разработана для учащихся 10 класса.

Тема «Генетика» — наиболее интересная и сложная тема в общей биологии. Эта тема изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания № 5 и № 6 в части С).

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике.

Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. По типу программа является авторской.

Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:

-          краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;

-          выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

-          обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;

Задачи курса:

образовательные:

-          формирование умений и навыков решения генетических задач;

-          отработка навыков применения генетических законов;

-          обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;

-          удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

развивающие:

-          развитие логического мышления учащихся;

воспитательные:

-          воспитание и формирование здорового образа жизни.

После прохождения курса учащиеся должны знать:

-          основные понятия, термины и законы генетики;

-          генетическую символику.

Учащиеся должны уметь:

-          правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

-          решать типичные задачи;

-          логически рассуждать и обосновывать выводы.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.

В результате обучения школьники должны:

-          расширить знания об основных генетических законах;

-          овладеть специальной генетической терминологией;

-          научиться решать генетические задачи повышенной сложности;

-          уметь применять различные генетические законы при решении задач:

-          уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;

-          уметь готовить доклады по теоретическому материалу.

Оценивание учащихся

на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести зачетные работы по решению всех изученных типов задач, по результатам которых оценить в форме «зачтено», «не зачтено».

Контроль: ученик получает «зачет» по итогам:

-          заполнения кроссворда «Генетические термины»;

-          выполнения заданий тестового контроля № 1 и № 2;

-          выполнения итоговой диагностики: решение генетических задач всех видов;

-          защиты проектной работы с презентацией «Составление генетических задач»

Режим занятий.

Программа рассчитана на 34 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.

Периодичность занятий — 1 раз в неделю.

Литература для учащихся.

1.         Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.

2.         Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.

3.         Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.

4.         5. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.

Литература для учителя.

1.         Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П., Фридман М. В., Фуралев В. А., Чуб В. В. Методическое пособие к учебнику «Общая биология» — М.: МИРОС, 2000. — 93с.

2.         Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002. — 144с.

3.         Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2010. — 192с.

4.         Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.

5.         Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением биологии. — М.: Просвещение, 1993. — 544с.

 

Содержание программы.

Общее количество часов — 34.

1. Введение. 3 часа.

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 5 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)

3. Дигибридное скрещивание. 4 часа.

Теоретический курс — 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)

4. Решение задач на наследование групп крови. 2 часа

Практический курс — 2 часа. Актуализация знаний по теме, решение задач.

5. Сцепленное наследование генов. 5 часов.

Теоретический курс — 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс — 3 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.

Теоретический курс — 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс — 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 6 часа.

Теоретический курс — 2 часа. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность.

Практический курс — 4 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Итоговое занятие. 3 часа.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.

Решение занимательных задач.

9. Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)

 

Календарно-тематическое планирование

34 часа

 

Тема занятия

Количество часов

Формы деятельности уч-ся.

Формы контроля.

теория

практикум

1.                               Введение (3 часа)

1.

История генетических открытий. Методы генетики.

1

 

 

2.

Генетические термины и символы. Заполнение кроссворда «Генетические термины»

1

1

 

2.                               Моногибридное скрещивание (5 часов)

3.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании

Закон единообразия гибридов первого поколения

— Закон расщепления признаков

— Цитологические основы моногибридного скрещивания.

— Полное и неполное доминирование.

— Летальные гены

— Анализирующее скрещивание

 

2

 

 

4.

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

 

2

 

5.

Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)

 

1

 

3.                               Дигибридное скрещивание (4 часа)

6.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании

1

 

 

7.

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

А) Алгоритм решения прямых задач

Б) Алгоритм решения обратных задач

Г) Решение задач

 

2

 

8.

Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)

 

1

 

4.                               Решение задач на наследование групп крови (2 часа)

9.

Актуализация знаний по теме, решение задач.

 

2

 

5.                               Сцепленное наследование генов (5 часов)

10.

Закономерности сцепленного наследования.

— Закон Моргана.

— Цитологические основы сцепленного наследования. — Хромосомная теория наследственности.

2

 

 

11.

Решение задач на сцепленное наследование.

 

3

 

6.                               Наследование, сцепленное с полом (4 часа)

12.

Цитологические основы наследования, сцепленного с полом

1

 

 

13.

Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

 

3

 

7.                               Взаимодействие неаллельных генов (6 часов)

14.

Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

2

 

 

15.

Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

 

4

 

8.                               Итоговое занятие (3 часа)

16.

Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.

 

2

 

17.

Решение занимательных задач

 

1

 

9.                               Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)

 

Литература:

 

1.         Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

2.         Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» -М, пед. инст., 2008.

3.         «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» -г. Волгоград, изд. «Учитель», 2010

4.         Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» -Изд. МГУ, 2001.

5.         Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии» М.: Вентана — Граф», 2009.

6.         http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

7.         http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

8.         http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle