Автор: Дмух Нина Николаевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Библиографическое описание:

Дмух Н. Н. Информационные технологии в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 213-216.

Данная статья посвящена особенностям использования современных информационных технологий в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин.

Ключевые слова:общие и профессиональные компетенции, компетентностный подход, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), практико-ориентированное обучение, электронное тестирование с использованием программного продукта MyTest, комплекты оценочных средств (КОС).

 

Одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса — это применение современных информационных технологий. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 15/02/08 Технология машиностроения определил область профессиональной деятельности выпускников: разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения.

Техник по технологии машиностроения должен обладать общими и профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В частности, для реализации профессионального модуля ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин в междисциплинарном курсе МДК.01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин, техник должен обладать компетенциями, способствующими освоить данный модуль.

Современная деятельность техника тесно связана с разработкой технологических процессов, их внедрением в производство и управлением.

Огромное значение в компетентностном подходе к обучению приобретают инновационные формы организации труда преподавателя. По сравнению с традиционными формами организации учебного процесса большая педагогическая и психологическая эффективность обучения достигается при следующих целесообразных приемах, методах и формах обучения:

-          применение различных форм и способов проблемного обучения для формирования у студентов творческого мышления;

-          комплексное применение технических средств обучения, информационных технологий, связанное с конкретными целями учебного занятия;

-          введение в различные формы учебных занятий системы взаимоконтроля и самоконтроля;

-          вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, путем применения полученных знаний на практике;

-          обеспечение сформированности соответствующих уровней общих и профессиональных компетенций, способствующих адаптации в современном обществе;

-          организация совместной работы в сотрудничестве при решении конкретных производственных задач, ситуаций;

-          формирование у обучаемого устойчивого познавательного интереса к специальности;

-          расширение диапазона возможностей обучаемого для восприятия, усвоения учебного материала за счет использования приобретенных знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам

В основе инновационной образовательной деятельности в компетентностном подходе лежат современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). В качестве основных технологий, которые используются в образовательном процессе, можно выделить интернет-технологии, методические материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), которые дают наглядное представление о технологических процессах.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

-          развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

-          реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества.

Для изучения междисциплинарного курса «Технологические процессы изготовления деталей машин» разработан методический комплекс, объединяющий: рабочие программы; методические материалы для выполнения практических заданий, курсового проектирования, самостоятельной работы студентов; комплекты оценочных средств.

Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения обеспечит высокую результативность обучения. Чем качественнее сформировано УМО, тем продуктивнее достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист. [1]

Целью комплексного обеспечения практико-ориентированного обучения студентов в рамках образовательного учреждения, является процесс осознания студентами важности профессиональных качеств техника, знаний, умений и практических навыков, а также целенаправленное развитие их в учебно-воспитательном процессе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В процессе творческой работы над практическими заданиями или курсовым проектом студенты используют методические рекомендации к курсовому проекту и практическим занятиям, образцы заводских технологических процессов, чертежи деталей, выполненных студентами в электронном виде, а также материалы видеосюжетов, каталоги современного оборудования.

Теоретическая часть междисциплинарном курса МДК.01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин разрабатывается в электронном виде. Лекционная форма занятий может сводиться к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов в виде схем, презентаций с использованием программы презентации Power Point, материалов Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Применение и использование учебных презентаций, видео материалов и электронных учебно-методических средств в преподавании технических дисциплин определяется возможностями, позволяющими:

-                   представлять учебный материал, с высокой степенью наглядности;

-                   повысить мотивацию обучаемых при применении учебных презентаций, что способствует усилению эмоционального фона образования;

-                   расширить потенциал по индивидуализации образования;

-                   обеспечить широкую зону контактов с обучаемыми;

-                   предоставить широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов.

Учебные видео-презентации позволяют представлять усваиваемый материал максимально детально и подробно, дробя его на порции, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а так же совмещать указанное дробление со структурированием. Помимо этого электронные видео-презентации позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам — анимации отдельных элементов, использование видеосюжетов.

Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний. Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью электронного тестирования с использованием программного продукта My Test. Грамотно составленные тесты с использованием вопросов различных категорий (множественный выбор, короткий ответ, числовой, верно/неверно, на соответствие, вычисляемый, описание) позволяют определять уровень усвоения знаний и степень формирования навыков в процессе обучения. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости.

Задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств (ФОС), под которыми понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). [3]

Следует остановиться на разработке комплектов оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

Для составления методических комплектов оценочных средств (КОС) сгруппированы профессиональные и общие компетенции, которые должны быть освоены в результате изучения МДК01.01. Разработаны показатели оценки результата и их критерии, а также, формы и методы контроля и оценки.

Следующим этапом разработки является проработка и группирование умений и знаний, необходимых для освоения соответствующих компетенций и составляются задания для экзаменов в соответствии с учебным планом по специальности.

На основании показателей оценки результата и их критериев разработаны контрольно-оценочные материалы по МДК01.01. Студенту требуется разработать операционный технологический процесс механической обработки детали на одну из операций в соответствии с заданным чертежом, выполненным в КОМПАС-ГРАФИК, и полученным заданием. Используя полученный чертеж, студент выполняет карту эскизов (КЭ) в электронном виде в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД, а затем составляет маршрут обработки детали и оформляет технологическую документацию.

Меняя приемы и методы ведения занятий можно сделать обучающегося активным участником учебного процесса. Совместная работа делает занятия интерактивными. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие обучающегося не только с педагогом но и друг с другом, что обеспечивает повышение активности обучаемых в процессе усвоения предметного содержания.

Практическая направленность задания позволяет оценить освоение умений и усвоение знаний студента, способствуют формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих его конкурентоспособность на региональном рынке труда.

Контрольно-оценочные материалы для проведения экзамена (квалификационного) являются логическим продолжением освоенных двух междисциплинарных курсов: МДК 01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин и МДК 01. 02 Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении.

Критериями оценки являются:

-          сформированность усвоенных компетенций ПК1.1.- ПК1.5.;

-          готовность обучающегося к выполнению профессиональной деятельности по разработке технологических процессов.

Применение современных информационных технологий при изучении междисциплинарного курса позволяет:

-          рационально организовать познавательную и практическую деятельность студентов для овладения ими профессиональных и общих компетенций;

-          повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности и к самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач;

-          использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

-          переосмыслить место и роль преподавателя от роли транслятора знаний к роли тьютора;

-          упорядочить и систематизировать обучающие учебные материалы;

-          индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и предыдущего обучения;

-          оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне.

Рассмотренная педагогическая технология позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов.

 

Литература:

 

1.         Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже. Молодой ученый. — 2014. — № 18. — с. 538–539

2.         Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. — Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — с. 34–42.

3.         Никулина Т. Л. Проблема мониторинга уровня сформированности общих компетенций у обучающихся. Молодой ученый. — 2014. –№ 18. – с. 538–539.

4.         Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Форма доступа: http://fcior.edu.ru/search.page.

5.         Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, ГОСТ Р 526567. Введ. 2008–07–01. М.:Стандартинформ, 2007. 21 с.

6.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения. № 582 от 12.11.2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle