Библиографическое описание:

Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.

Данная статья об особенностях дистанционных образовательных технологиях.

Ключевые слова: технология, модели ДОТ.

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.

При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы и даже в процесс обучения информатике [2].

Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется. Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. Перед системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.

В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В рассматриваемой области педагогического знания используется разнообразная терминология.

Ключевым в рассматриваемом понятии является термин «технология». Технология в соответствии с определением, даваемым в Большой советской энциклопедии, — это искусство, мастерство, умение в совокупности с методами обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Из этого следует, что первоначально понятие технологии было связано в большей степени с производством материальных ценностей. Со временем термин «технология» стал широко применяться и в других сферах человеческой деятельности, т. е. приобрел широкое философское толкование. По образному выражению Э. Де Боно, технология — это процесс производства чего–либо полезного на основе использования знаний, а основная функция технологии — внедрение теории в практику [1].

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии, в литературе активно используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, интернет–обучение, дистанционные образовательные технологии, их используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи.

Сотрудники лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования предлагают следующую терминологию.

Дистанционное обучение– взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет–технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование — образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Интересна трактовка дистанционного обучения, данная Ассоциацией дистанционного обучения США: дистанционное обучение — это приобретение знаний и умений благодаря связке информации и учения, включающей в себя все технологии и другие формы обучения.

В российском законодательстве в данный момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819–3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дает следующее определение.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Под словами «опосредованное взаимодействие» в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии [3].

Образовательный процесс, основывающийся на применении дистанционных образовательных технологий, всегда должен рассматриваться с точки зрения традиционной педагогики и базироваться на терминологии, принятой в педагогической области знания.

Говоря о дистанционном образовании, важно подчеркнуть различие между понятиями «открытое образование» и «дистанционное образование»: открытое образование может быть реализовано очно, заочно, дистанционно, в форме экстерната, в то время как дистанционное образование ориентируется на разработанные для конкретной области образования стандарты, программы.

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

ДО представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в XXI веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования [5].

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Отличия состоят:

-                   в более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;

-                   в большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;

-                   в использовании всевозможных форм учебно–методического обеспечения;

-                   в приближении потребителей образовательных услуг к среде обучения;

-                   в более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг;

-                   в создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

-                   в наличии интерактивной коммуникации.

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют следующее:

-                   Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.

-                   Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане могут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.

-                   Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья [7].

Подводя итог можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса. Однако стоит помнить, что все какие–либо изменения структуры образовательного процесса, особенно «виртуализация» элементов учебной деятельности, требуют особой внимательности и вклада финансовых средств (включая временные).

 

Литература:

 

1.      Горюнова М. А. Варианты дистанционного сопровождения курсов повышения квалификации ЛОИРО // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвузовский сборник научных трудов. — СПб: ЛОИРО, 2008.

2.      Дмитриева Л. В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л. В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№ 6.-С.75–76

3.      Дьяченко В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№ 1.-С.191–197

4.      Корепанов И. В., Беленкова И. В. Дистанционные образовательные технологии в школе / Московский Комсомолец. № 25781 от 26 октября 2011 г. — С.4

5.      Рачевский Е. Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е. Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№ 1.-С.55–58

6.      Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды: Учебно–методический комплекс / Под ред. Т. Н. Носковой. — СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

7.      Шилова О. Н. Общение в дистанционном обучении // Материалы. XIV конф. представителей региональных научно–образовательных сетей. — Н. Новгород, 2006. — С. 56–89.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle