Библиографическое описание:

Толкова Н. М. Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей раннего возраста в доме ребенка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 56-57.

В связи с построением педагогического процесса с учетом ФГОС произошло изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми. Как следствие — внедрение игровых технологий:

-          как самостоятельных технологий;

-          как элемент более обширной технологии;

-          в качестве образовательной деятельности или ее части;

-          как технология культурно — досуговой работы.

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.

Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.

С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).

Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности.

Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы.

В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов.

Очень важна игротерапевтическая функция игры. Цель игровой терапии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого (народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками).

Психологическая и педагогическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями. Коррекционные игры имеют огромное значение в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе игры дети приобретают способность управлять своим поведением, легче вступают в сотрудничество с взрослым, учатся преодолевать трудности, более «пристойно» выражают гнев.

Игры-драматизации как составляющая часть игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к авторским и фольклорным произведениям, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С использованием игровых технологий возможна более успешная реализация метода проектов. Например, в процессе подготовки к праздникам, развлечениям (в том числе с использованием фольклорных мотивов) детям очень нравится брать на себя роль того или иного персонажа. Они сами проявляют инициативу, с положительным эмоциональным настроем взаимодействуют с воспитателем и со сверстниками. Введенные игровые мотивы присутствуют во всех образовательных областях и всех видах детской деятельности.

В дом ребенка поступают дети с различными поражениями центральной нервной системы (микроцефалия, энцефалопатия, олигофрения и д. р.) задержкой психомоторного развития и другими заболеваниями. В связи с этим вся организация работы учреждения направлена на стимулирование их психического развития и создание благоприятных условий для становления личности детей.

Изучение особенностей общения детей, растущих вне семьи, показало, что дети в доме ребенка существенно отличаются в развитии общения как с взрослыми, так и со сверстниками от детей, живущих в семье. Главная причина такого отставания — различия в условиях жизни и воспитания детей в семье и вне семьи, связанные прежде всего с практикой общения ребенка со взрослым.

Таким образом, для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми мы систематизировали и используем в своей работе разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками и взрослыми. При этом выделяем четыре этапа в развитии общения детей, в соответствии с которыми организуем те или иные виды совместных игр.

I этап: становление субъективного отношения ребенка к сверстнику. На данном этапе необходима индивидуальная обращенность взрослого к каждому ребенку, поэтому в этот период используем игры только с двумя детьми, при непосредственном участии взрослого.

II этап: развитие эмоционально — практического взаимодействия. На этом этапе важная роль принадлежит взрослому, который начинает игру, является образцом правильных действий и создает положительную эмоциональную атмосферу.

III этап: подготовка ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками. С помощью воспитателя ребенок учится включаться в воображаемый контекст и принимать новую смысловую ситуацию (в играх с простыми правилами и хороводных играх).

IV этап: развитие совместной предметной и продуктивной деятельности детей.

Основываясь на выделенных закономерностях, игры, направленные на развитие общения между детьми, мы делим на шесть групп, каждая из которых вносит специфический вклад в становление положительных взаимоотношений между детьми.

1.                  Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Дуем — дуем», «Прогулка в парах», «По узенькой дорожке» и др.).

2.                  Совместные игры с несколькими партнерами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Ласковая цепочка», «Паровозик», «Солнечные зайчики» и др.).

3.                  Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Замок», «Пузырь» и т. д.).

4.                  Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.).

5.                  Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Дружные ладошки» и т. д.).

6.                  Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).

Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы. Стали привычными и желанными для наших воспитанников. Эти игры мы проводим во время режимных моментов, на прогулке, во в свободной игре детей.

С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить и работать в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам. В игре также компенсируется дефицит общения ребенка со взрослым и сверстниками, что особенно важно в условиях домов ребенка.

Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личностно-ориентированных технологий, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

 

Литература:

 

1.      Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 2004.

2.      Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. Марковой. — М.,1982.

3.      Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. — М.,2002.

4.      От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М., 2011.

5.      Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возрастаю — М., 2007.

6.      Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М.,2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle