Автор: Тришина Елена Станиславовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Библиографическое описание:

Тришина Е. С. Этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 157-160.

Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Но наряду с этим очевидна тенденция к национально-культурной идентификации, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. В мировой науке данное явление расценивается как этническое возрождение. Народы Севера Кузбасса также принадлежат к различным религиозным и культурным традициям — христианской и мусульманской. По данным последней переписи населения в городе Мариинске и Мариинском районе проживает 62159 человек; 94,1 % которых русские; 2,1 % — татары; 0,8 % — украинцы; 0,5 % — цыгане; 0,4 % — немцы; 0,3 % — белорусы; 0,3 % — эстонцы. За последние годы усилились миграционные процессы и вследствие этого увеличилось число людей других национальностей и религий. Показательно, что практически все школы г. Мариинска в настоящее время являются по составу учащихся многонациональными. Подобная картина и в других регионах Кузбасса и России в целом. Поэтому восстановление национальных традиций невозможно без специальной подготовки учителя.

Этнопедагогическая подготовка педагога охватывает весь блок педагогических и психологических дисциплин, включает в себя не только соответствующие знания, умения и навыки, но и в достаточной степени сформированное самоопределение личности как носителя определенной этнической культуры, а также творческое осмысление студентами возможностей использования этнопедагогических идей и традиций в педагогической деятельности.

Целью этнопедагогической подготовки педагогов является приобщение студентов к этнокультурному и педагогическому наследию народа и формирование готовности его использования в профессиональной деятельности.

Задачи этнопедагогической подготовки:

-        развитие интереса обучающихся к проблеме этнического воспитания;

-        овладение студентами этнопедагогическими знаниями в области семейного, общественного, трудового воспитания детей и молодежи;

-        формирование умений и навыков, необходимых педагогу для его профессиональной деятельности в условиях социокультурной среды;

-        развитие способности творческого использования этнопедагогических знаний и умений в самостоятельной деятельности;

-        формирование устойчивой мотивации повышения своей квалификации [2, с. 65–66].

Модернизация современной системы образования применительно к профессиональному образованию предполагает, что будущему педагогу необходимо владение базовыми компетенциями современного человека, в том числе этнокультурной компетентностью, под которой понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [3, с. 35].

Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержание профессионального образования будущих педагогов: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую.

Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам профессиональной подготовки будущих специалистов. Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение студентами этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах, за счет вариативной части базисного плана. Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, литературы, биологии и экологии и т. д. Дополняющая модель предполагает изучение национально-регионального и этнокультурного компонентов в ходе различных видов практик, организации жизни учебного заведения [3, с. 38–39].

В конце XX века во многом благодаря трудам академика Г. Н. Волкова в педагогической науке выделилась новая научная школа — этнопедагогика. Повышение этнокультурной компетентности будущих педагогов стало актуальной задачей в подготовке педагогов в ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж» Кемеровской области.

В 1993 году поступил социальный заказ от школ города Мариинска на создание программы по воспитанию младших школьников, основанной на идеях народной педагогики. В результате была создана программа «Человек в народной, культуре», которая была апробирована в 1995 г. в рамках внеклассной психолого-педагогической практики в МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 4» г. Мариинска и в настоящее время является одним из компонентов воспитательной системы данной школы.

Для организации практики воспитательной работы в данной школе по данной программе в 1998–99 учебном году на основе программы Г. Н. Волкова и регионально-национальных традиций, народов, населяющих север Кемеровской области, была разработана программа курса «Этнопедагогика» общим объемом 54 часа для изучения в течение двух семестров, и впервые в нашем колледже в рамках вариативной части содержания профессиональной подготовки был введен предмет «Этнопедагогика». Данная программа отдает приоритет углубленному изучению народной педагогики русского населения во взаимодействии с воспитательными традициями других народов, так как преобладающей национальностью населения севера Кемеровской области является русская.

С целью методического обеспечения преподавания этнопедагогики был создан учебно-методический комплекс, в который вошли методические рекомендации студентам к семинарам, самостоятельным, лабораторным, практическим работам. Был разработан «Словарь основных этнопедагогических терминов и понятий». Позднее было создано мультимедийное электронное учебное издание «Этнопедагогика: курс лекций», которое прошло регистрацию в ФГУП НТЦ «Информрегистр».

Следует отметить, что в рамках компетентностного подхода в учебном процессе колледжа особая роль отводится самостоятельной работе студентов, важнейшими средствами управления которой являются проектные формы обучения, внедрение учебно-методических комплексов. Основными методами организации самостоятельной работы учащихся в рамках изучения этнопедагогики выступают как традиционные методы (написание и презентация реферата, выступление с докладом и др.), так и современные — выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, педагогических ситуаций), разработка и защита проектов, сценариев и рекомендаций и др.

При организации этнопедагогической подготовки особый интерес, на наш взгляд, представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов. Приведем названия тем некоторых исследовательских проектов студентов: «Жизненный круг», «Мое родословное древо», «Национальный состав г. Мариинска и Мариинского района» и др.

Еще одним условием повышения этнокультурной компетентности студентов в педагогическом колледже выступает реализация этнокультурных и личностно- ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, развитие способности к решению задач в новых условиях, а также стимулируют их самостоятельную работу, саморазвитие и самосовершенствование. Программа данного предмета включает знакомство с воспитательной программой школ и учреждений дополнительного образования г. Мариинска. Например, в МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 4» действует воспитательная программа «Человек в народной культуре», в МАОУ ДОД «ДДТ № 1» уже много лет работает клуб русской борьбы-слада «Кийская дружина». Мы знакомим студентов с планами работы этих образовательных учреждений, с их разнообразной деятельностью. При этом стараемся показать, что простое подражание старому не есть следование традициям. Будущий педагог должен учиться выбирать самое интересное, важное, значимое в народной педагогической мысли для работы с детьми в условиях современного социума.

Эффективным условием повышения этнокультурной компетентности студентов является активное включение будущих специалистов в социально значимую работу во внеучебное время. Так участники нашей первой лаборатории по изучению возможностей использования идей народной педагогики в практике работы школы изучили традиции колядования на Руси, подготовили и провели этот праздник для студентов колледжа.

В 2000 г. в колледже была создана проблемная группа «Воспитание школьников средствами народной педагогики», в состав которой вошли преподаватели и студенты колледжа. В результат работы данной проблемной группы были составлены методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок, сказок как средств нравственного воспитания. Обобщенный опыт работы проблемной группы представлен в периодической печати.

Готовность выпускников средних педагогических учреждений к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Наша практика показывает, что звенья творческого процесса могут присутствовать на всех этапах этнопедагогической подготовки студентов. Рассмотрим эти возможности.

При прохождении внеучебной воспитательной практики «Помощник классного руководителя» студенты проходят через первое звено творческого процесса — звено столкновения с новым. Студентами предыдущих выпусков уже были разработаны и апробированы разнообразные по формам, методам и содержанию внеклассные мероприятия. Задача новых студентов найти новые варианты решения педагогической задачи. Так ими были разработаны более десятка вариантов мероприятий на тему «Национальный костюм», «Что нам расскажет русская прялка», «Учимся играть в народные игры» «Русский Никола и Санта-Клаус» и др.

Тот факт, что выход из творческой ситуации обычно не находится сразу, предполагает следующее звено творческого процесса — звено творческой неопределенности. Неопределенности, потому что здесь студент еще не может сделать правильный выбор из возможных действий. Для того, что бы помочь ему пройти «муки творчества», учителя начальных классов, руководитель практики проводят консультации, на которых разбирают педагогические возможности и предполагаемые результаты предлагаемых студентами материалов.

В период тупиков в творческой ситуации происходит скрытая бессознательная работа, так называемое звено скрытой работы. В начале третьего звена начинают создаваться условия для перехода в следующее звено — звено эврики. Здесь осознаются стратегия решения проблемы, идея, замысел.

Однако этого звена не всегда бывает достаточно для подтверждения верности разрешения творческой ситуации. Поэтому следует иметь в виду еще одно итегративное звено — звено критики, подтверждения и воплощения. Это звено и составляет суть следующего этапа творческого процесса — этапа завершения. В итоге за основу внеклассного мероприятия принимается какой-либо один проект.

Для более результативной этнопедагогической подготовки и развития креативности студены четвертого курса на уроках этнопедагогики при выполнении практических работ, выполняют различные виды творческих заданий. Так, изучив опыт В. А. Сухомлинского по обучению детей составлению сказок, студенты сами составляют педагогические сказки. Творческая работа со сказками продолжается и при написании реферата на тему «Идеал совершенного мужчины (женщины) в русских народных сказках». Изучение темы «Комплексные формы организации жизни и деятельности подрастающего поколения» предполагает не только изучение педагогического опыта по созданию форм воспитания на основе идей народной педагогики, но и создание, и защиту собственного проекта. При этом работа организуется так, чтобы деятельность студентов проходила через основные звенья творческого процесса, что, на наш взгляд, оказывает существенное влияние на механизм творчества студентов. Таким образом, у студентов колледжа формируются способы (приемы, действия) применения усвоенных знаний на практике.

Воспитание семейных ценностей студентов педагогического колледжа как будущих родителей и педагогов требует поиска наиболее эффективных путей возрождения традиционной этнопедагогической культуры и переосмысления роли уже известных. Общим и масштабным проектом студентов и преподавателей педагогического колледжа стало создание на основе этнографического исследования сборника «Колыбельные песни, пестушки, потешки», который предназначен для будущих и настоящих родителей и педагогов, желающих воспитывать своих детей на лучших традициях народной культуры воспитания. Сборник содержит материалы, которые включают в себя элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений родителей и детей с окружающим миром. Тексты взяты из печатных собраний русского фольклора, а также из материалов этнографического исследования. В дальнейшем данный сборник перерос в социальный проект, который был издан при поддержке администрации г. Мариинска и Мариинского района.

Одна из задач этнопедагогической подготовки — формирование этнотолерантности будущих педагогов. Для формирования этнотолерантности в соответствии с рекомендациями профессора Г. М. Дмитриева у студентов на уроках этнопедагогики создаются условия для конструктивного взаимодействия с представителями разных этносов [1, 231–251]. При изучении темы «Национальная структура России» студентам было предложено выполнить домашнее задание: провести исследование и определить, к каким национальностям относятся корни их семьи. Для организации данного исследования использовался этнографический вопросник «Родословная». Такая работа позволяет студентам овладевать социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развивает у них способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей как представителей определенной национальности; обучает индивидуальным приемам взаимодействия с людьми разных национальностей.

Результаты выполнения курсовых и дипломных работ по исследованию актуальных проблем этнопедагогики, анализ результатов различных видов практик, ответов студентов на экзаменах свидетельствуют о том, что они имеют достаточное представление о сущности этнокультурного образования. У выпускников формируется этнокультурная компетентность: владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных этнопедагогических знаний на практике (операционно-деятельностный компонент), эмоционально-волевой компонент, который характеризуется ответственным и положительным отношением будущего педагога к этнокультуре и процессу этнокультурного образования; проявлением творчества, активности и инициативы в этнокультурном образовании будущих педагогов.

Таким образом, изучение научно-методической литературы и опыта работы преподавателей педагогических колледжей, переосмысление собственного опыта позволило определить основные условия повышения этнопедагогической компетентности будущих педагогов:

-        включение в содержание профессионального компонента учебного процесса дисциплин этнокультурного цикла;

-        ценностно-смысловое самоопределение будущих специалистов по отношению к этнокультурной деятельности;

-        использование этнопедагогических идей в тематике курсовых и дипломных работ, а также в содержании различных видов практики;

-        высокий уровень психолого-педагогической компетентности преподавательского состава, что позволяет студентам проявлять творческую активность во взаимодействии с ними в образовательном процессе;

-        использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения;

-        активное включение будущих специалистов в педагогически значимую работу во внеучебное время, которая направлена на формирование у них ценных педагогических умений и навыков.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности.

 

Литература:

 

1.      Грива, О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе [Текст] // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). / О. А. Грива. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 231–251.

2.      Магомедова, Л. И. Этнопедагогическая подготовка социальных педагогов [Текст] / Л. И. Магомедова.- М.: Педагогика. — 2007.- № 7. — С. 65–66.

3.      Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности [Текст] / Т. В. Поштарева. — М.: Педагогика. — 2005.-№ 3, С. 35–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle