Библиографическое описание:

Прокофьев Д. В. К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 12-15.

Цель статьи — поставить вопрос о воспитании музыкального вкуса, формирования музыкально-ценностных ориентаций обучающихся в педагогических вузах студентах, будущих воспитателей детских садов и педагогов начальных классов. Выяснить, какие личностные качества личности студента смогут помочь ему адаптироваться в трудных условиях воспитания и образования подрастающего поколения: интерес к своей будущей профессии, стремление осваивать новые виды деятельности. Суть — прежде чем приступить к воспитанию, развитию подрастающего поколения надо самому воспитателю и педагогу уметь ориентироваться в произведениях музыкального искусства, выносить свое мнение, суждение о произведении не только со стороны эмоционального впечатления, но и, прежде всего, с позиции интеллектуальной оценки.

Исследуя проблему формирования музыкально-ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов, ибо человек, претендующий на звание педагога, в обязанности которого входят воспитывать поколение будущего, не имеет право не ориентироваться в истинных ценностях искусства. Мы сталкиваемся со следующими трудностями: формирование у студентов способности полноценного восприятия ценностей музыкального искусства. Эта реальная картина определяется, по нашему представлению, рядом параметров: это деятельность педагога, которая обусловлена позицией самого педагога по отношению к воспитанию и образованию вообще, его, в первую очередь, личные музыкальные потребности, вкусы, интересы, уровень эстетической культуры, развитость эстетического сознания, а также вопросы, связанные с пропагандой и распространением музыки. В каком именно пункте элемент ценностного суждения становится связанным именно с шедеврами музыкального искусства, с отражением его реальности в современном мире? Где заканчивается индифферентная (равнодушная, безразличная, безучастная) в музыкально-ценностном отношении фаза познания? Восприятие произведений музыкального искусства, казалось бы, должно быть совершенно независимым от фазы познания, ведь мы, чаще всего, под восприятием понимаем не интеллектуальный процесс мышления, а чувственный, эмоциональный. Но восприятие может быть и другим. Углубленное познание ценностей музыкального искусства может преодолеть субъективизм эмоционального восприятия. Углубленное познание ценностей музыкального искусства мы связываем, прежде всего, с умением дать оценку музыкальному произведению объективно. На этой ступени случайность эмоций, зависимость от индивидуального опыта отходит на второй план. При переходе от непосредственных эмоций к развитию осмысленных оценочных суждений вытекает именно ценностное суждение, направленное на формирование у будущих педагогов ценностных музыкальных ориентаций, активность интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Как писал Р.Дж. Коллингвуд — «Плохое искусство — это истинный radix malorum (корень зла)». [5, с.60]. А потому, даже в простейшем оценочном акте осуществляются операции анализа, синтеза, обобщения. Но любая оценка должна опираться на знания, умения, на опыт оценочной деятельности. Исходным понятием для раскрытия содержания сущности музыкально-ценностных ориентаций является понятие «ценность». Категория ценностей является одной из самых сложных проблем в гуманитарных науках: педагогической, психолого-педагогической. культурологической, философской, искусствоведческой и определяется она во многом субъективной позицией личности. Мы принимаем определение, данное в Философском энциклопедическом словаре: «Ценность — то, что чувства людей диктует признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Мецнер») [7, с. 507].

До ХХ века аксиология (axio — ценность, logos — слово, учение) как самостоятельная сфера не была проявлена, в ней разрабатывались проблемы этики, нравственные категории, эстетический вкус, позднее создавшие базу для расцвета аксиологических учений. В европейской науке ХХ века ценность понимается как личностная, социальная, культурная категория (Р. Барт, Г. Грэм, Р. Ингарден, Дж. Коллинвуд, М. Рокич и другие).

Существенный вклад в развитие аксиологии внесли публикации американского ученого К. Клахона. Он впервые ввел понятие «ценностные ориентации». Ценностные ориентации одна из ведущих характеристик человека, которые выражены его мировоззренческими убеждениями, взглядами, принципами, связанными с нравственными установками. «Ценностные ориентации — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ц.о. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения» [6, с.584]. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности являются объектом образования и воспитания. «Цель образования… передача как можно более полного объема накопленного опыта культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе». [4. с.163].

Вторая половина ХХ, начало ХХI века характеризуется значительным ростом внимания к проблеме формирования музыкально-ценностных ориентаций. Это время бурного роста средств массового распространения музыкального искусства — радио, интернет, звукозапись и т. д. Музыкальные произведения — от классики до «попсы» стали достоянием многомиллионной аудитории. Массовая музыкальная культура пользуется у молодежи большой популярностью. «…Культура каждой эпохи вырабатывает свою формулу бытия, а сегодня такая формула отсутствует. Культура впервые в последние четверть века не выполняет одну из своих миссий — это месть культуры за то, что большая часть человечества отвернулась от неё, превратив в товар массового потребления и создавая её поп-масс суррогаты» [1. с.747].

В философии искусства XXI века понятие «Музыкально-ценностные ориентации» отошли на второй план. А ведь будущее общества зависит от принятия высших ценностей искусства, в частности музыкального искусства, основой которого является классическое искусство. Формирование музыкально-ценностных ориентаций у будущих педагогов является одной из приоритетных задач отечественного образования. Вопрос о целенаправленном формировании ценностного отношения к сокровищнице музыкальной культуры студентов, особенного педагогических учебных заведений, связанных не только с образованием, но, прежде всего, с воспитанием подрастающего поколения остается еще недостаточно изученным. Наблюдается диспропорция, разрыв между теоретическими представлениями разных авторов об условиях формирования музыкально-ценностных ориентаций. Теоретические разногласия обусловлены в первую очередь концептуально различными трактовками ценностных ориентаций. Ценностная характеристика всякого творчества связана с представлениями о сущности прекрасного, о природе искусства (В. В. Бычков, Ю. Б. Борев, И. П. Никитина, В. К. Скатерщиков и др.). Прежде всего, подчеркнем, что содержание понятия ценностные ориентации включают в себя чувственное восприятие, интеллектуальные способности, потребности, убеждение и традиции и моделировать его возможно при формировании духовной культуры, направленной на освоение сокровищницы музыкального искусства (Э.Ю Абдуллин, Ю. П. Питерин, Д. В. Прокофьев, Л. А. Рапацкая и др.). Классическое музыкальное искусство тесно связано с определёнными взглядами, идеалами, с нравственными истоками, с нравственными позициями, чувствами (Л. С. Выготский, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган Л. А. Рапацкая, М. Рокич и др.).

Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в мире природы, но и в мире духовных ценностей. Без передачи достижений человеческой культуры от поколения к поколению немыслима жизнь и развитие человека. Ч. Дарвин отмечал, — «Регулярное воздействие поэзии, живописи и музыки необычайно благотворна, а утрата высших эстетических вкусов достойна сожаления, она не только равносильна утрате счастья, но и вредно отражается на умственных и нравственных качествах» [3, с. 147–148].

Тот факт, что вопрос образования связан с проблемами модернизации и инновационного развития очевиден. Наше время характеризуется воздействием научно-технического прогресса на все сферы общественной жизни, но особенно это влияние заметно в сфере музыкальной деятельности. Уже не трудно предвидеть то влияние электроники на науку, культуру, образование и это влияние будет огромным, ибо она (электроника) выступает как объект и средство обучения. Однако, формирование подобных технико-художественных систем привело к распределению функций традиционных видов музыкального искусства. Если рассматривать функции музыкального компьютера в образовании студентов педагогических факультетов, то они выступают как объект формирования музыкально-ценностных ориентаций и, несомненно, приводят к появлению принципиально новых качественных технологий в воспитании и образовании студентов, будущих педагогов и воспитателей. Наше общество реализовало внедрение компьютеров во все области системы образования. Если говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как эффективное средство обучения. Сплошная информатизация не обошла стороной и область музыкального искусства, особенно в область развлекательных жанров.

Век техники, так или иначе, формирует человека, но никогда не исключает потребность в одухотворении, ведь есть специальности, такие например как художник, музыкант, писатель, педагог. И, мы рассматриваем компьютеризацию как помощь в развитии творческого потенциала педагогов, их культурного уровня, повышение интеллектуального кругозора, наконец, способность передать подрастающему поколению ценности на основе именно компьютеризации близкой им по интересам, мотивации, способностью решать сложнейшие задачи с минимальной затратой времени и труда, с использованием информационных технологий. Объективная информационная ситуация в союзе с электроникой, кибернетикой создала питательную среду не только в моделировании музыкального искусства, но и оказывает существенное влияние на развитие языка искусства, его образный строй, обогащение его видов, жанров, форм и, наконец, распространению музыкального искусства, усвоение его массами.

Таким образом, проблема взаимодействия искусства и научно-технического прогресса приобретает не только теоретический, но и практический интерес. А это значит, что взаимодействие музыкального искусства и научно-технического прогресса может существенно помочь в решении проблемы формирования музыкально-ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов. Социальный заказ на зрелую, самостоятельно и творчески мыслящую личность поставил в центр внимания проблему создания новой педагогической технологии, на организацию целостного педагогического процесса, который базировался бы на новом понимании преподнесения информации, на новом мироощущении, на новых потребностях, на новом видении современных проблем. Психологи придают особое значение личностным факторам педагога: мотивации, интересам, потребностям, детерминирующим учение. Так Л. Л. Бочкарев считает, что педагог должен определять характер мотивации, направленность личности, социально-значимые ценности подрастающего поколения [2, с. 311].

Что же является ценностями именно музыкального искусства? И почему эти ценности являются, по нашему глубокому убеждению, отправной точкой в образовании и воспитании педагога, этот вопрос волнует сейчас все прогрессивное человечество, ведь ни для кого не секрет, что в наше время мы наблюдаем радикальный разрыв со всеми прежними канонами музыкального искусства. Низкая культура, бездуховность, безнравственность, произошли от того, что в конце ХХ века, в начале XXI века образование оторвалось от культуры. Вот почему освоение истинных ценностей искусства надо начинать формировать у будущих воспитателей детских садов, у студентов различных педагогических направлений. От личности педагога требуется высокая духовность, глубокие знания в области культурного наследия и осознание будущим педагогом своей миссии в деле воспитания и образования.

 

Литература:

 

1.         Ю. Б. Борев Эстетика. «Русь — «Олимп»: ОСТ Астрель». М.; 2005, с.747.

2.         Л. Л. Бочкарев. Психология музыкальной деятельности. Изд. Институт психологии РАН. М.; 1997, с. 311.

3.         Ч. Дарвин. Воспоминание о развитии ума и характера. М.; 1957 с. 147–148.

4.         А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. Педагогический словарь. Изд. центр «ACADEMF». М.; 2000, с.163.

5.         Р.Дж. Коллингвуд в книге «Философия искусства» И. П. Никитиной, изд. «Омега». М.; 20008, с. 60,

6.         Психологический словарь под общей редакцией Ю. Л. Неймера. Изд. «Феникс». Ростов — на — Дону, 2003. с.584.

7.         Философский энциклопедический словарь. Изд. Библиотека словарей «ИНФРА». М.; 2001, с.507.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle