Библиографическое описание:

Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 31-34.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Этот подход акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании системы как единого целого. Таким образом, система работы образовательной организации перерастает в построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми. Поэтому основополагающей идеей при разработке модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми является интеграция всех видов деятельности:

-        учебной

-        внеклассной

-        внеурочной

-        внешкольной

-        воспитательной

Такая деятельность предполагает переход от педагогики мероприятия к педагогике сотрудничества и сотворчества.

Работа с одаренными детьми — это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми, и строиться на постоянном преодолении познавательных трудностей, достижении высокого общего развития, создания благоприятной воспитательной среды, которая способствует духовному развитию ребенка. Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности.

Моделирование системы работы с одаренными детьми — процесс технологический. «Этому процессу свойственна объективная логика, и его технология есть не что иное, как отражение упорядочения деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с этой логикой» [12,с.24]

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие — один из важнейших аспектов деятельности общеобразовательной организации. Исходя из принципа, что все дети талантливы, мы ставим своей задачей выявление и поддержку не только одаренных детей, но и обучающихся с повышенным уровнем мотивации к обучению. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка в целом и одаренной личности в частности. Это так же является одной из основных идей национальной инициативы «Наша новая школа».

Год назад мы предприняли попытку решить проблему по управлению развитием одаренных детей. Главной целью нашей деятельности стало изучение сложившегося опыта сопровождения развитием одаренных учащихся в школе, выявление положительного опыта и затруднений учителей в области обучения одаренных школьников на уроке и во внеурочное время. В результате проведенной работы выявилась потребность в совместном научно- прикладном проекте с ГБОУ ЧИППКРО г. Челябинска. Выявив и систематизировав проблемы, недостатки в знаниях педагогов, был составлен план повышения квалификации педагогического коллектива. В связи с этим были организованы курсы на базе ГБОУ ЧИППКРО г. Челябинск и налажено сотрудничество с научным отделом института.

Цель такой деятельности — расширение и углубление знания педагогов по вопросам психологии обучения детей разного возраста и пола в условиях общеобразовательной организации. Выявление одаренных детей в нашей образовательной организации проводится педагогами и психологом на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В нашей практике определилось несколько этапов выявления одаренных детей и работы с ними. В данной статье мы попытаемся раскрыть технологию моделирования системы работы с одаренными детьми на примере нашей образовательной организации.

Таблица № 1

Содержательно-деятельностные этапы моделирования системы работы с одаренными и мотивированными детьми

Этап моделирования

Содержание этапа

Деятельность

Результат

1

Целевая структуризация: определение целей и направление деятельности ОО в соответствии с социальным заказом.

Формирование социального заказа, изучение образовательной среды учебного заведения, проблемно-ориентированный и рефлексивный анализ его деятельности, фиксирование тенденций развития образования (в виде целей и направлений деятельности).

Совместная деятельность участников образовательного процесса по определению целей и направлению работы образовательной организации в целом и развитию системы работы с одаренными детьми в частности.

Формулирование целей и определение стратегии развития системы работы с одаренными детьми

2

Анализ возможностей ОО

Выделение блоков возможностей образовательной организации (мотивационные, кадровые, нормативно-правовые и финансовые возможности, материальные ресурсы, возможности обучающихся), декомпозиция возможностей ОО в соответствии с социальным заказом

Совместная деятельность участников образовательного процесса по анализу возможностей ОО.

Структурированные возможности ОО по организации работы с одаренными детьми.

3

Выбор принципиальной схемы построения модели системы работы с одаренными детьми.

Выделение общих принципов построения модели работы с одаренными детьми, ее компонентов (блоков), уровней соподчинения, распределение функционала.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по выбору принципиальной схемы построения модели работы с одаренными детьми.

 Построение модели работы с одаренными детьми.

4

Разработка внутренней структуры компонентов модели работы с одаренными детьми.

Определение структуры компонентов (блоков, звеньев) модели работы с одаренными детьми, выделение главного звена в содержании деятельности.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по определению структуры и содержания компонентов системы работы с одаренными детьми, выделению главного звена.

Модели компонентов системы работы с одаренными детьми.

5

Выбор диагностических процедур для определения результативности и эффективности разработанной модели системы работы с одаренными детьми.

Разработка подходов, выделение направлений и определение критериев результативности и эффективности разработанной модели работы с одаренными детьми.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по определению параметров и критериев диагностики работы с одаренными детьми в ОО.

Направления анализа, подходы, система критериев и параметров эффективности и результативности разработанной модели с одаренными детьми, определение информационных потоков.

6

Коррекция разработанной модели работы с одаренными детьми и ее подсистем в ОО.

 

Совместная деятельность участников образовательного процесса по коррекции разработанной модели.

: комплекс моделей — компонентов системы работы с одаренными детьми в ОО.

 

В условиях общеобразовательной организации применяются несколько моделей работы с одаренными детьми, предложенные отечественными учеными и построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся. Приведем основные из них:

-          «Диалогическая модель» (В. С. Библер. [3, с.12], С. Ю. Курганов и др. [10, с.21]). Её суть состоит в изменении содержания и форм обучения в направлении освоения детьми культурных основ человеческого познания. В условиях такой модели создаются условия для индивидуального интеллектуального творчества.

-          . «Личностная модель» (Л. Н. Занков [7,с.4], М. В. Зверева [8,с.15], И. А. Аргинская [2,с.20], Н. В. Нечаева и др.). Основной задачей обучения в рамках этой модели является общее развитие учащихся, в т. ч. развитие его потенциальных познавательных, эмоциональных, нравственных и эстетических возможностей. Организация обучения подчиняется определенным принципам: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретического знания; быстрый темп изучения учебного материала; осознанный характер учения.

-          «Обогащающая модель» (Э. Г. Гельфман, Л. Н. Демидова, М. А. Холодная и др [6,с.22].). Суть модели — интеллектуальное воспитание ребенка за счет актуализации и усложнения умственного опыта. В рамках внеучебной деятельности идея обогащения ментального опыта ребенка реализована в программе Дж. Рензулли «Открытый мир» применительно к одаренным детям..

-          «Структурирующая модель» (Б. П. Эрдниев, П. М. Эрдниев и др. [14,с.11]). Особое внимание уделяется организации учебной информации, созданию содержательных комплексов в виде укрупненных дидактических единиц. Они обладают качествами системности и целостности.

Анализ ученического потенциала, кадровых ресурсов, материально-технической базы, социальных условий, применительно к нашей образовательной организации привел к выбору двух моделей. Для начальной школы — «Развивающая модель» (В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др. [15,с.9]) направлена на развитие теоретического мышления младшего школьника. Основная задача — научить ребенка содержательному обобщению, умению мыслить по принципу «от общего к частному». Ребенок обучается определенным мыслительным действиям — анализ, планирование, синтез, рефлексия и др. В результате он осваивает учебное знание на уровне научных понятий, овладевает знаковыми моделями, осваивает исследовательский путь познания. Ключевой психологический элемент — «способы деятельности».

Для основной и старшей школы — «Активизирующая модель» (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др. [13,с.14]) направлена на повышение уровня познавательной активности учащегося за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций. В рамках этой модели сохраняются основные моменты традиционного обучения, однако учитываются два основных психологических фактора эффективности обучения: познавательная мотивация и мыслительная активность школьников в условиях разнообразных проблемных ситуаций. Ключевой психологический элемент — «познавательный интерес».

Данные модели способствуют повышению качества образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, обеспечивают ребенку возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей.

Описанная технология моделирования позволяет образовательной организации на основе возможностей внутренней и внешней среды и с учетом социального заказа субъектов образовательного процесса разработать модель системы работы с одаренными детьми.

Проведя работу по созданию модели работы с одарёнными детьми, мы выделили 3 основные проблемы:

-          отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, её видовом разнообразии;

-          функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

-          ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие (в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию).

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. «Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания» [11,с.3] Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду.

Цель педагога — выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

 

Литература:

 

1.         Андреев В. И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань; Издательство НПО «МОДЭК»

2.         Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская 3.А. др. «Обучаем по системе Л. В. Занкова». М.: Просвещение, 1991.

3.         Библер В. С. «Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы» Кемерово, издательство КГУ, 1993

4.         Эльконин Д. Б., Давыдова В. В. «Возрастные возможности усвоения знаний»

5.         М.; Просвещение, 1966

6.         Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986...

7.         Гельфман Э. Г. Л.Н., Холодная М. А. «Психологические основы конструирования учебной информации», «Цивилизация и культура» — Москва.,1993г.

8.         Занков Л. В. «Обучение и развитие» М.; Наука, 1975г.

9.         Зверева М. В. «Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование» М. Просвещение, 1983г

10.     Курганов С. Ю. «Школа диалога культур: Красноярский опыт» // Народное образование. 1990 г. № № 7, 10–12; 1991 г. № № 5–8; 1992 г. № № 9–10;1993г. № 1

11.     Лернер И. Я. «Проблемное обучение» М.; Просвещение, 1974г.

12.     Левит М. В. Как сделать хорошую школу? Практико-ориентированное пособие по проектированию и управлению школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002г.

13.     Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование,1998г.

14.     Чуприкова Н. И. «Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения» М.; Просвещение, 1996г.

15.     Шиянов Е. Н., Котова И. Б. «Развитие личности в обучении» М.; Центр «Педагогический поиск», 1999г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle