Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 1235 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Л. В. Организация сетевого социально-психологического взаимодействия в современной школе / Л. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28050/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема организации дистанционного социально-психологического взаимодействия в современной школе. Приводятся Интернет-ресурсы, посредством которых возможно наладить слаженное сотрудничество между субъектами образовательного процесса. Описываются достоинства, ограничения, проблемы сетевого социально-психологического взаимодействия и пути их разрешения.

Большинство современных школ — это уже не отдельные образовательные учреждения со своей историей и традициями, а крупные комплексы, объединяющие в себе несколько детских садов, школьных отделений и т. д. Таким образом, общее реформирование привело к тому, что школа стала представлять собой сложноорганизованную систему. Как известно, любая система будет успешно функционировать только при условии слаженного и четкого взаимодействия ее элементов. Не исключением являются и современные образовательные системы.

Кто является элементами учебного комплекса нашего времени? Педагоги, обучающиеся, родители, администрация школы. Все мы — «винтики» одной образовательной системы. Однако обеспечить четкое взаимодействие субъектов образовательного процесса одного комплекса достаточно сложно, т. к. они порой находятся в разных зданиях и даже районах города. На помощь придет организация дистанционного сотрудничества. Сетевое взаимодействие — это процесс коммуникации субъектов образовательного процесса с использованием Интернет-технологий.

Практика показывает, что наиболее востребованным подобное педагогическое Интернет-общение является специалистами социально-психологических служб школ, учителями и родителями. Педагогами — в связи с их огромной занятостью, родителями — из-за частой нехватки времени очного посещения образовательного учреждения. Что же касается специалистов социально-психологических служб школ, то в связи с массовыми объединениями в комплексы, многие педагоги-психологи, социальные педагоги были сокращены. В итоге служба часто оказывалась территориально очень «растянутой» (в лучшем случае 1 специалист — в одном здании), а взаимодействие и слаженная системная работа — залог ее успешной деятельности. Не говоря уже о том, что найти время, прийти и обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу могут далеко не каждые современные родители и педагоги. Хотя практика показывает, что подобный запрос есть всегда. А если есть запрос, нужно искать пути его удовлетворения. Сетевое социально-психологическое взаимодействие — ключ к решению этой проблемы [2].

Основными целями создания системы Интернет-взаимодействия специалистов социально-психологических служб школ с другими субъектами образовательного процесса являются: обмен информацией, опытом, общение, оказание помощи, организация совместной работы и т. д. В каждом конкретном случае цели и задачи могут быть отличными и зависящими, в первую очередь, от специфики запроса.

Другой немало важный вопрос — как организовать подобное сетевое взаимодействие? Современный мир предлагает массу возможностей Интернет-сотрудничества. Специалисты социально-психологических служб могут связываться с родителями, педагогами, обучающимися посредством: электронной почты, социальных сетей, личного сайта и сайта образовательной организации, электронного журнала, ресурсов организации видеообщения (Google — видеозвонок, Skype, сервисы вебинаров и т. д.), Интернет-сервисов для совместной работы (виртуальные доски — Stoodle, Idroo и др., Google — презентации, документы, таблицы) и т. д. Также значительную помощь в организации совместной работы могут оказать виртуальные хранилища информации (Google Диск, Яндекс Диск и др.).

Очевидно, что специалисты социально-психологических служб для налаживания сетевого взаимодействия с каждой целевой группой субъектов образовательного процесса должны выбирать наиболее оптимальные Интернет-ресурсы. Так дистанционное консультирование может осуществляться посредством электронной почты или сервисов видеосвязи. Работа с педагогами, коллегами по службе часто организуется с использованием ресурсов для совместной деятельности и хранения информации (виртуальные доски, Google — презентации, документы, таблицы, виртуальные миры — vAcademia, Timvi), корпоративной почты и т.д. [1].

Особой проблемой является организация взаимодействия с родителями обучающихся. Барьерами очных встреч со специалистами социально-психологических служб школ часто выступают: занятость на работе, нехватка свободного времени. Преградой же перед виртуальными встречами со школьными психологами или социальными педагогами нередко является недостаточный уровень ИКТ — компетентности родителей. Как это ни парадоксально, но и электронный журнал, который был введен уже достаточно давно, по сей день многими так и не освоен.

Интернет-консультирование посредством электронной почты или системы Skype — распространенного и интуитивно-понятного сервиса — отличное решение. Однако чтобы встретиться и поговорить с родителями виртуально, об этой консультации необходимо договориться, обсудить детали, обменяться адресами почты и т. д. А здесь опять же встает на пути барьер очного визита. Снова и снова анализируя данную проблему, мы — специалисты ГБОУ «Школа № 2111 «Новая волна» пришли к очень простому и, казалось бы, очевидному решению — созданию ресурса сетевого социально-психологического взаимодействия на сайте образовательной организации. Мы разработали вкладку «Социально-психологическая служба», где постарались разместить наиболее ценную и полезную информацию для родителей.

Данный ресурс включает в себя ряд ключевых разделов: планирование и отчеты, нормативно-правовое обеспечение социально-психологической помощи, логопедическое, социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение. Кроме этого, на главной странице ресурса размещены ключевые моменты деятельности Службы (цели, задачи, приоритетные направления в работе, формы деятельности и т. д.), графики работы специалистов социально-психологического сопровождения, адреса их непосредственного нахождения в рабочее время (здания) и контакты. Таким образом, родители, посетив данный ресурс, не только получают необходимую информацию о деятельности специалистов, планах работы, полезные социально-психологические и логопедические материалы, но и возможность выйти на дистанционную связь с ними, задать интересующие вопросы, договориться об очной или Интернет-консультации.

Что касается наполнения разделов вкладки «Социально-психологическая служба», то для размещения наиболее ценной и актуальной информации мы предварительно провели анкетирование для родителей. Специалисты социально-психологической службы Школы поинтересовались, а что родителей интересует в первую очередь, какие социально-психологические материалы были бы для них особенно полезны? Результаты оказались вполне ожидаемыми. Родителей волнуют психологические особенности того или иного возраста, проблемы адаптации к обучению в первом и пятых классах, пути преодоления конфликтов подросткового периода, внутренняя готовность к выпускным экзаменам, материалы по профилактике отклоняющегося поведения и т. д. В итоге, мы разместили именно то, что представляет ценность для родителей. С сайтом образовательной организации знаком практически каждый родитель, да и найти его на Интернет-просторах не представляет особого труда.

Таким образом, преимущества данного ресурса очевидны — родители получили простой и интуитивно-понятный инструмент для своего социально-психологического просвещения, а также возможность связаться со специалистами в удобное для них время и в удобном формате. Что касается ограничений и проблем, то единственными барьерами на пути сетевого социально-психологического взаимодействия с родителями, педагогами, обучающимися являются: обязательное наличие персонального компьютера или портативного устройства связи, доступ в Интернет и элементарные умения работы в виртуальном пространстве. Если «наделить» родителей «Гаджетом» и качественным Интернетом мы не можем, то научить их ориентироваться в сети — вполне. Поэтому при развитии сетевого социально-психологического взаимодействия мы ставим перед собой в качестве цели и помощь родителям в освоении данного ресурса.

Современный мир — среда активного становления и повсеместного внедрения Интернет-технологий. Система образования активно развивается в данном направлении. Качественное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса — во многом условие его эффективности. Именно поэтому оптимизация и внедрение инноваций в развитие социально-психологических служб школ так актуально. Организация сетевого взаимодействия, развитие дистанционной социально-психологической помощи — ключ к решению проблемы очного контакта родителей, педагогов со школьными психологами и социальными педагогами. Данный ресурс дает возможность значительно расширить аудиторию сопровождения, оптимизировать и повысить эффективность социально-психологической поддержки, сделать ее интересной и доступной для каждого. Ведь школьные психологи, социальные педагоги — это особые специалисты, т. к. их задача не только помогать субъектам образовательного процесса в разрешении их актуальных проблем, но и быть рядом именно тогда, когда это особенно необходимо.

Литература:

  1. Айсмонтас Б. Б., Меновщиков В. Ю. (ред.) //Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы IV Международной научно-практической конференции, М.: МГППУ, 2014
  2. Егорова Л. В. Использование информационных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога в современной школе. Материалы XXVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», ИТО-Троицк-Москва, 2015. — С.49–50
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, родитель, сетевое социально-психологическое взаимодействие, социально-психологическая служба школ, образовательная организация, педагог, сетевое взаимодействие, совместная работа, специалист, электронная почта.


Похожие статьи

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Следовательно, социальные сети являются пунктом взаимодействия для осуществления учебно-воспитательных мероприятий.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, образовательный процесс, сеть, обучающийся, группа, личная...

Взаимодействие образовательной организации...

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, - социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Взаимодействие образовательной организации...

взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, – социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Организация и содержание психолого-педагогического...

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

дошкольное образовательное учреждение, сетевое взаимодействие, социальный институт детства, детский сад, реализация проекта, образовательный процесс, дошкольное образование, дошкольное учреждение, семья...

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы. Главной задачей родителей и педагога является помощь ребенку. Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные ценности, социальную активность...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

Организация сетевого взаимодействия с Центром развития творчества детей и юношества позволила создать мотивированную образовательную среду для профессионального обучения студентов.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна. Рубрика: Педагогика.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие как одна из эффективных...

В статье представлен опыт работы МБДОУ д/с № 95 «Росточек» г. Волжского Волгоградской области по организации методической работы с педагогами на уровне ДОУ с помощью сетевого взаимодействия...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Следовательно, социальные сети являются пунктом взаимодействия для осуществления учебно-воспитательных мероприятий.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, образовательный процесс, сеть, обучающийся, группа, личная...

Взаимодействие образовательной организации...

- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, - социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Взаимодействие образовательной организации...

взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, – социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.

Организация и содержание психолого-педагогического...

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития...

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

дошкольное образовательное учреждение, сетевое взаимодействие, социальный институт детства, детский сад, реализация проекта, образовательный процесс, дошкольное образование, дошкольное учреждение, семья...

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы. Главной задачей родителей и педагога является помощь ребенку. Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные ценности, социальную активность...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

Организация сетевого взаимодействия с Центром развития творчества детей и юношества позволила создать мотивированную образовательную среду для профессионального обучения студентов.

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах. Автор: Кукушкина Анна Сергеевна. Рубрика: Педагогика.

Задать вопрос