Библиографическое описание:

Мустафаева З. И., Куртипова Э. М. Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 142-144.

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, физическое воспитание, двигательный навык, двигательные умения, средства музыка, формы физического воспитания.

 

Постановка проблемы: Проблема формирования двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста не нова для современного физического воспитания, но все равно является актуальной. Своевременно и правильно организованное физическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из задач развития и совершенствование движений. Физическое воспитание, по мнению Д. В. Хухлаевой, является составной частью общего воспитания, направленное на достижение физического совершенства, т. е. высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности [4, с.6].

В процессе физического воспитания решаются педагогические задачи. Физическое образование — одна из сторон физического воспитания, включающая овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями. Двигательные умения — степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. При неоднократном повторении физических упражнений двигательные умения постепенно переходят в двигательный навык. Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью [7,с.80].

Формирование двигательных умений и навыков осуществляется в единстве с воспитанием физических качеств. Физические качества — это определенные стороны двигательных способностей человека: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) — это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля [4,с.95].

Анализ литературы: Психофизиологические аспекты формирования двигательных навыков и умений стали предметом исследования таких физиологов, как П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, А. В. Запорожца, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др. Педагогические аспекты формирования двигательных навыков и умений рассмотрены в трудах Е. А. Аркиной, А. И. Быковой, Е. Г. Леви-Гориневской, Д. В. Хухлаевой, П. Ф. Лесгафта, и многих других исследователей. Предпосылки комплексного подхода к решению задач развития двигательных навыков средствами музыки были раскрыты в работах Н. Г. Александровой, Н. А. Ветлугиной, В. А. Гринер, Э.Ж.-Далькроза, А. И. Зиминой, А. В. Кенеман, Е. А. Румер, М. Л. Паландашвили, Е. Н. Соковнина, Н. Н. Шуть.

На скорость образования двигательных навыков дошкольников влияет психологическая установка и положительные эмоции на занятиях [2, с.55].

В младшем дошкольном возрасте для обучения ребенка используются игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений и к игре вызывают эмоциональный подъем, в связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнить задание, добиться лучшего качества движения. У младших дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Они сосредоточивают свое внимание только на том, что им интересно и необычно, и быстро утомляются от монотонной рутинной работы. Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретение двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков [7, с.85]. Эти показатели позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход при выборе методических приемов обучения, направленных на успешное овладение двигательными навыками каждым ребенком. [4, с.97]

По мнению Зариповой Т. П., когда малыш испытывает положительные эмоции что способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. [3,с.16]

Известно, что музыка является одним из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективным и действенным средством развития и воспитания детей. Музыка помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он осваивает новые движения. Отсюда вытекает необходимость музыкального сопровождения ходьбы и бега, чтобы воспитатель имел возможность, не прерывая и не останавливая движения влиять на качество его исполнения. [1,с. 66]

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, музыка же способствует выразительности движений. В этом взаимодействии основные двигательные навыки занимают ведущее положение, а музыка становится своеобразным средством их выполнения.

Говоря о большом значении музыки в развитии движений, отечественный педагог Н.А Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Движения, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятием ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремиться выразить ее содержание». [1,с.55]

Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения передается с помощью средств музыкальной выразительности- мелодии, темпа, ритма и др. При обучении детей младшего дошкольного возраста используется физические упражнения, которые, как и в музыке имеют свою длительность, темп, ритм. [5]

Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Услышав мелодию, можно быстро восстановить последовательность упражнений и ее длительность. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов. [6]

Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. Физическое воспитание требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательные динамические стереотипы, но так как у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сосредоточено внимание, отсутствует необходимая выдержка для предварительного наблюдения, то музыка является эмоционально-положительным средством привлечения внимания детей при выполнении упражнений. [7,с.95]Таким образом, ритмические движения под музыкальное сопровождение выполняется легко и длительное время не вызывают утомления.

При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать соответствие ее выполняемым упражнениям.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем — ходьбу, в низком — ходьбу с выпадами, таким образом, с детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать музыку в среднем регистре. [5]

Одним из главных выразительных средств музыки является ритм. Ритм — это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Длительности нот легко воспроизвести движениями: хлопками, ударами ноги, шагами и т. д. В теории физического воспитания двигательный ритм определяется как сочетание во времени сильных, акцентированных частей движений со слабыми, пассивными [4,с.50].

В музыке, как и в речи людей, так же существует специфические точки, запятые, благодаря которым музыкальное произведение приобретает выразительность. Любое музыкальное произведение делится на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию, а эти части, в свою очередь, делятся еще на мелкие части. Части музыкального произведения называются построениями. Отдельные построения отличается друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Построение выражающие относительно законченную музыкальную мысль, называется периодом, в котором соединяются два предложения. Предложения делится на более мелкие построения- фразы. Фразы — это небольшая и относительно законченная часть музыкального произведения [5].

Поэтому для сопровождения у детей младшего дошкольного возраста физических упражнений в основном используется музыка малой формы (песни, танцы и др.), в таких произведениях каждый период состоит из двух предложений, предложение — из двух фраз и каждая фраза — из двух или четырех тактов [6].

Смена музыкальных частей, фраз, организует смену направления, перестроение движений. Такая эмоциональная окрашенность восприятия детьми характера движений, связанных с музыкой, совершенствует их, придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность и в то же время содействует их свободе и непринужденности. [6]

Таким образом, роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников. С помощью средств музыки у детей младшего дошкольного возраста решаются следующие задачи: развитие комплекса двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять движения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков, в согласовании движений с музыкой [4, с.98].

В отличие от ритмики, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, в нашем случае на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков. В то же время эффективность физических упражнений под музыку, их значение для полноценного развития детей во многом определяются органической связью музыки и движений. Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений и формированию двигательных навыков.

 

Литература:

 

1.                  Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М., 2000. — 95с.

2.                  Зарипова Т. П. «Планирование оздоровительной работы». Управление ДОУ.- № 1 2004 г. — с. 32.

3.                  Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. — 272 с.

4.                  Нечай С. П. Музыка для интеллекта//Дошкольное воспитание.- № 4, 2010. — С.4–8

5.                  Нечай С. П. Музыка укрепляет здоровье//Дошкольное воспитание.- № 4, 2010. -С.13–16.

6.                  Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2–4 лет в малокомплектном детском саду. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle