Библиографическое описание:

Зайцева О. Е., Киньябулатов А. У., Биккинина Г. М., Максютова А. Ф., Алехин Е. К. Студенческие олимпиады — современный вариант высшего профессионального образования? [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 44-45.

В соответствии с современными потребностями нашего государства и общества для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в вузах, олимпиады как вид образовательных программ для студентов на сегодняшний день вновь стали актуальными. В главе 11, статье 77 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний [1]. Студенческая олимпиада призвана способствовать повышению качества высшего профессионального образования в интересах развития личности и ее способностей. Студентам участие в олимпиадном движении предоставляет массу возможностей применения их знаний, умений и личностных качеств в формировании общекультурных и профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС ВПО [2].

Олимпиада для студентов проводится в целях оценки качества подготовки выпускаемых специалистов, раскрытия профессионально-личностного и творческого потенциала студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования интереса к будущей профессии, повышения престижа образовательных учреждений, выявления, самореализации наиболее одаренных и талантливых студентов, организации их интеллектуального общения. Студенческая олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией чествования победителей. Участники олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, проявить творчество и высокую культуру труда, владение профессиональной лексикой, умение на практике применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Процесс подготовки и проведения олимпиады требует серьезных усилий как со стороны организаторов конкурсной олимпиадной программы, так и со стороны ее участников — студентов-олимпиадников. Олимпиады должны стимулировать и развивать у студентов углубленный познавательный интерес к изучению учебной дисциплины. Чтобы успешно выступить на олимпиаде и справиться с ее заданиями, студентам необходимо ознакомиться не только с учебной литературой, но и с экспертными источниками информации, развить предметные умения и навыки, расширить культурный кругозор. Кроме того, студенческая олимпиада — это возможность приобрести опыт работы в группе (команде) с людьми, развить коммуникативные умения; усовершенствовать самостоятельность мышления и действий; автоматически получить зачет по дисциплине олимпиады; повысить свой статус (авторитет) в глазах сверстников и преподавателей; интересно провести свободное время (свой досуг).

Олимпиада по какой-либо дисциплине в вузе всегда подразумевает атмосферу дружбы, солидарности и честной игры среди студентов. Олимпиадное движение вводит участников в очень интересный круг общения своих сверстников из других вузов — это образованные и хорошие люди, у кого полезно поучиться и с кого приятно брать пример. Кроме того, у студентов, участвующих в олимпиаде по определенной дисциплине, появляется возможность познакомиться с ведущими учеными и практиками из одной или ряда научных областей, привлеченными организаторами к проведению этого интеллектуального соревнования. Пока Интернет-олимпиады on-line не получили широкого распространения, олимпиадное движение дает возможность студентам немного попутешествовать.

Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации без права на ошибку. Если у студента получится внести свой вклад в значимые достижения своего вуза или города, это — почетно и заслуживает уважения. Важны не только участие, но и, особенно, победа в олимпиадном соревновании — они создают тот положительный имидж вуза, без которого в настоящее время сложнее сотрудничать, привлекать инвестиции, показывать свой потенциал. Олимпиадное движение тесно дружит с преподаванием в вузах. Нередко участники студенческих олимпиад после окончания вуза, остаются в нем преподавать, что повышает престиж научно-практической деятельности среди студентов. Привлечение молодых преподавателей в вузы — важный способ повышения уровня нашего образования.

Из выше изложенного следует, что олимпиады — эффективная форма обучения, в наибольшей степени соответствующая целям и задачам углубления и расширения знаний студентов. Традиционно в олимпиадном движении для защиты чести вуза отбирались лучшие и заинтересованные в победе студенты. Вероятно, в будущем студенческие олимпиады приобретут более массовый характер.

Существует мнение, что студенческие олимпиады не нужны. Так считают те, кто никогда не участвовал в олимпиадах. Но для всех вовлеченных в это интеллектуальное соревнование — студенческие олимпиады являются полезными и запоминающимися на всю жизнь. Возможно, не все студенты станут призерами олимпиад, но все они получат значительный набор знаний и навыков, причем бесплатно и высокого качества. Такое дополнительное образование дает конкурентное преимущество при поиске работы в будущем. Студенческие олимпиады — не это ли современный вариант высшего профессионального образования?

 

Литература:

 

1.                  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/

2.                  Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. — 64 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle