Студенческие олимпиады — современный вариант высшего профессионального образования? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Студенческие олимпиады — современный вариант высшего профессионального образования? / О. Е. Зайцева, А. У. Киньябулатов, Г. М. Биккинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6855/ (дата обращения: 27.04.2024).

В соответствии с современными потребностями нашего государства и общества для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров в вузах, олимпиады как вид образовательных программ для студентов на сегодняшний день вновь стали актуальными. В главе 11, статье 77 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний [1]. Студенческая олимпиада призвана способствовать повышению качества высшего профессионального образования в интересах развития личности и ее способностей. Студентам участие в олимпиадном движении предоставляет массу возможностей применения их знаний, умений и личностных качеств в формировании общекультурных и профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС ВПО [2].

Олимпиада для студентов проводится в целях оценки качества подготовки выпускаемых специалистов, раскрытия профессионально-личностного и творческого потенциала студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирования интереса к будущей профессии, повышения престижа образовательных учреждений, выявления, самореализации наиболее одаренных и талантливых студентов, организации их интеллектуального общения. Студенческая олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией чествования победителей. Участники олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения, проявить творчество и высокую культуру труда, владение профессиональной лексикой, умение на практике применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Процесс подготовки и проведения олимпиады требует серьезных усилий как со стороны организаторов конкурсной олимпиадной программы, так и со стороны ее участников — студентов-олимпиадников. Олимпиады должны стимулировать и развивать у студентов углубленный познавательный интерес к изучению учебной дисциплины. Чтобы успешно выступить на олимпиаде и справиться с ее заданиями, студентам необходимо ознакомиться не только с учебной литературой, но и с экспертными источниками информации, развить предметные умения и навыки, расширить культурный кругозор. Кроме того, студенческая олимпиада — это возможность приобрести опыт работы в группе (команде) с людьми, развить коммуникативные умения; усовершенствовать самостоятельность мышления и действий; автоматически получить зачет по дисциплине олимпиады; повысить свой статус (авторитет) в глазах сверстников и преподавателей; интересно провести свободное время (свой досуг).

Олимпиада по какой-либо дисциплине в вузе всегда подразумевает атмосферу дружбы, солидарности и честной игры среди студентов. Олимпиадное движение вводит участников в очень интересный круг общения своих сверстников из других вузов — это образованные и хорошие люди, у кого полезно поучиться и с кого приятно брать пример. Кроме того, у студентов, участвующих в олимпиаде по определенной дисциплине, появляется возможность познакомиться с ведущими учеными и практиками из одной или ряда научных областей, привлеченными организаторами к проведению этого интеллектуального соревнования. Пока Интернет-олимпиады on-line не получили широкого распространения, олимпиадное движение дает возможность студентам немного попутешествовать.

Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации без права на ошибку. Если у студента получится внести свой вклад в значимые достижения своего вуза или города, это — почетно и заслуживает уважения. Важны не только участие, но и, особенно, победа в олимпиадном соревновании — они создают тот положительный имидж вуза, без которого в настоящее время сложнее сотрудничать, привлекать инвестиции, показывать свой потенциал. Олимпиадное движение тесно дружит с преподаванием в вузах. Нередко участники студенческих олимпиад после окончания вуза, остаются в нем преподавать, что повышает престиж научно-практической деятельности среди студентов. Привлечение молодых преподавателей в вузы — важный способ повышения уровня нашего образования.

Из выше изложенного следует, что олимпиады — эффективная форма обучения, в наибольшей степени соответствующая целям и задачам углубления и расширения знаний студентов. Традиционно в олимпиадном движении для защиты чести вуза отбирались лучшие и заинтересованные в победе студенты. Вероятно, в будущем студенческие олимпиады приобретут более массовый характер.

Существует мнение, что студенческие олимпиады не нужны. Так считают те, кто никогда не участвовал в олимпиадах. Но для всех вовлеченных в это интеллектуальное соревнование — студенческие олимпиады являются полезными и запоминающимися на всю жизнь. Возможно, не все студенты станут призерами олимпиад, но все они получат значительный набор знаний и навыков, причем бесплатно и высокого качества. Такое дополнительное образование дает конкурентное преимущество при поиске работы в будущем. Студенческие олимпиады — не это ли современный вариант высшего профессионального образования?

 

Литература:

 

1.                  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/

2.                  Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, олимпиадное движение, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, вуз, интеллектуальное соревнование, Российская Федерация, умение.

Похожие статьи

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на...

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация, интеллектуальное соревнование, вуз, умение.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Ключевые слова: предметная олимпиада, профессиональные компетенции. Российская государственная система подготовки специалистов

Необходимо отметить, что поддержка талантливой молодежи в системах высшего и профессионального образования на...

Студенческая олимпиада как фактор развития...

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного движения в профессиональной подготовке будущих педагогов

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, подготовка школьников, школьный уровень, олимпиадное движение, Российская Федерация, Всесоюзный уровень...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, участник олимпиады, Российская Федерация, подготовка школьников, олимпиадное движение, Всесоюзный уровень...

Организация и проведение олимпиады в средней...

С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: обучающихся, учителей, педагогов...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

...всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных

Наталии Золотаревой, олимпиадное движение для начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) стартовало в России с...

Конкурсы профессионального мастерства как средство...

профессиональное образование, конкурс профессионального мастерства, квалифицированный специалист, WorldSkills Россия.

Отбор участников (учащиеся средних и высших профессиональных учреждений

Студенческая олимпиада как фактор развития...

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

Согласно словарю русского языка олимпиада трактуется как «соревнование» (Ожегов 1991г.).

Исходя из Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007...

Похожие статьи

Организация олимпиад по основным дисциплинам, изучаемым на...

олимпиадное движение, олимпиада, студент, высшее профессиональное образование, студенческая олимпиада, Российская Федерация, интеллектуальное соревнование, вуз, умение.

Роль предметной олимпиады в формировании...

Ключевые слова: предметная олимпиада, профессиональные компетенции. Российская государственная система подготовки специалистов

Необходимо отметить, что поддержка талантливой молодежи в системах высшего и профессионального образования на...

Студенческая олимпиада как фактор развития...

Опыт участия и проведения студенческих олимпиад по педагогике позволил нам выделить тенденции современного олимпиадного движения в профессиональной подготовке будущих педагогов

Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного...

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, подготовка школьников, школьный уровень, олимпиадное движение, Российская Федерация, Всесоюзный уровень...

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

олимпиада, Всероссийская олимпиада школьников, предметная олимпиада, методика проведения, участник олимпиады, Российская Федерация, подготовка школьников, олимпиадное движение, Всесоюзный уровень...

Организация и проведение олимпиады в средней...

С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Личностное и интеллектуальное развитие всех, кто участвует в олимпиадном движении: обучающихся, учителей, педагогов...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

...всероссийских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных

Наталии Золотаревой, олимпиадное движение для начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) стартовало в России с...

Конкурсы профессионального мастерства как средство...

профессиональное образование, конкурс профессионального мастерства, квалифицированный специалист, WorldSkills Россия.

Отбор участников (учащиеся средних и высших профессиональных учреждений

Студенческая олимпиада как фактор развития...

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

Согласно словарю русского языка олимпиада трактуется как «соревнование» (Ожегов 1991г.).

Исходя из Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007...