Библиографическое описание:

Гильманова Л. В., Газизулина Е. А. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 94-96.

Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло, говорится в русской пословице. О главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, говорилось с давних времен. Данная мысль нашла отражение и современном «Законе об образовании». В нем говорится, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Педагоги призваны помочь осуществить данную миссию. Это подчеркивается и в «Семейном кодексе», «Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного Образования».

Проблемы семьи оказываются сегодня в фокусе размышлений не только юристов, но и философов, психологов, изучение которых неизбежно ведет к постановке вопроса о семейных взаимоотношениях, о причинах и путях преодоления внутрисемейного отчуждения и духовного оскудения.

Раскрытию особенностей развития воспитательного потенциала семьи должно предшествовать определение основного понятия семья.

В словаре Н.И Ожегова понятие семья трактуется, как группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплоченными общими интересами.

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

С психолого-педагогической позиции, семья — единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть. Семья — это система с определенным морально-психологическим климатом, именно здесь складываются представления о добре и зле, порядочности.

Поскольку именно родители, как правило, определяют поведение растущего человека, осуществляют его воспитание, то взаимодействие педагогического коллектива и семей воспитанников представляет особый интерес.

Рассмотрим понятие взаимодействие. В словаре Ожегова взаимодействие понимается, как взаимная связь двух явлений.

О взаимодействии семейного и общественного воспитания писали многие педагоги. Так Макаренко А. С. писал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Н. К. Крупская утверждала, что общение родителей с их чадом, необходимо как родителям, так и ребенку. Она считала, что родители, лишенные возможности постоянно общаться и уделять достаточно времени воспитанию своего ребенка, лишаются одной из важнейших частей своей жизни — самовоспитания.

В пост революционные годы и до начала 90-х годов в России господствующей формой воспитания детей была не семья, а государственные педагогические учреждения. В 40–60-х гг. исследователи Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, О. И. Соколова выяснили, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Семье оказывают помощь в разных формах, провозглашается неразрывность семейного воспитания и общественного.

В 70-е годы Т. А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, даны практические рекомендации по работе с семьей. Д. Д. Бакиевой, Л. В. Загик, М. И. Иззатовой, Л. Ф. Островской, Н. А. Стародубовой предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольника.

Педагоги исследуют вопросы взаимодействия семьи и детского сада. Так О. Л. Звереву интересовал вопрос повышения педагогической культуры семьи, В. И. Безлюдную вопрос педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками. Вопрос развития театрализованной деятельности в взаимодействии с семьей Н. В. Додокину.

Театральное искусство с давних времен и по сей день является предметом изучения философов, искусствоведов, психологов и педагогов (К. С. Станиславский, Г. А. Товстоногов, Н. И. Сац, Л. С. Выготский). Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги: А. И. Герцен считал, что театр является высшей инстанцией, для решения любых жизненных проблем.

К. Д. Ушинский отмечал всю важность наблюдения за игрой дошкольников, для определения их общего и интеллектуального здоровья. Ведь пассивные, не выражающие особого интереса к игре дети требуют особого внимания со стороны взрослых.

По мнению выдающегося отечественного философа Ю. М. Лотмана, «Искусство театра является не только формой передачи жизненного опыта, но и средством общения людей друг с другом, а так, же моделью жизненных ситуаций, прорабатывая которую, человек приобретает опыт, еще не пережив их».

К. С. Станиславский задумывался о том, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста. Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, это вызывает подчас недоумение у профессиональных артистов.

Совместный театр взрослых и детей — это театр-школа, где вся деятельность театра направлена на всестороннее развитие ребенка. Чтобы из ребенка воспитать, творческую, эстетически развитую личность, нужно начинать с самих родителей, именно поэтому к родителям предъявляется ряд требований, таких, как: артистизм, желание заниматься совместной театрализованной деятельностью с детьми, в ходе которой, приобретаются новые знания. Необходим театральный рост, который помог бы привлечь больше желающих поучаствовать в постановках. Театральный рост необходим и самим участникам, для получения удовольствия от проделанной работы, для формирования желания добиться большего.

Именно в таком театре идет творческий обмен: от взрослых к детям, которые перенимают опыт старших и от детей к взрослым, которые в свою очередь учатся заново радоваться, получать удовольствие от игры и небольших побед, учатся лучше чувствовать и понимать своего ребенка, это и способствует сплочению и укреплению взаимоотношений между детьми и их родителями.

В результате теоретического анализа литературы, пришли к выводу, что эффективным средством сотрудничества и развития театрализованной деятельности детей будет организация проекта: «Вместе сказка веселее».

Программа клуба включала в себя несколько разделов. Первый раздел: «История театра», предусматривал шесть встреч. Целью данного раздела было знакомство с историей возникновения театра (от античности до современности), разними видами театра, театрами разных стран, их характерными особенностями; с жизнью и профессиональными достижениями выдающихся режиссеров современности.

Второй раздел: «Театр и куклы», так же как и первый включал в себя шесть встреч. Целью его было знакомство с историей возникновения театрализованных кукол разного вида (марионеток, кукол теневого, пальчикового театра и т. д.), создание декораций к театральным постановкам.

Следующий, третий раздел «Фольклор и театр», целью которого было сбор местного народного материала для организации театральных постановок. Предусматривал знакомство родителей и детей с народным фольклором, с песнями, играми, загадками, пословицами и поговорками, через увлекательные игры, например, «Угадай мелодию». В рамках данного раздела были предусмотрены музыкальные постановки «Волк и семеро козлят на новый лад», «Новогоднее чудо!», «Репка на новый лад», развлечении «Масленица».

Четвертый раздел: «Семейные праздники», целью его было знакомство детей и родителей с опытом, традициями, особенностями проведения праздников других семей. В ходе встреч у нас родилась новая традиция: «Украшаем елку», вместе ходили в парк наряжали живую ель шишками, гирляндами, конфетами, водили хороводы, пели песни.

И последний пятый раздел: «Семейный театр», целью его было постановка семейных спектаклей; посещение театров города; проведение творческих работ детей и взрослых. В последнего пятого раздела было организовано девять встреч, запланирована одна встреча в месяц. Первой постановкой было интерактивно-театрализованное представление «На пути к прекрасному» в рамках международного «Дня Музыки». В следующем месяце для родителей, силами детей был организован организуется мини-праздник «Яна и Фортепиано». Далее совместный театрализованный досуг воспитанников ДОУ и их родителей на тему «ПДД для Незнайки». В рамках «Дня Автомобилиста», проводится праздник, посвященный правилам дорожного движения, где дети были зрителями, а родители артистами.

К 23 февраля была подготовлена постановка «Подарок для папы», в которой активное участие принимали сами папы. На высоком эмоциональном уровне прошла музыкально-театрализованная постановка «Однажды с царстве», подготовленная к 8 марта.

Таким образом, работа, проводимая с родителями привела к достаточно высоким результатам. Семьи воспитанников стали чаще прислушиваться к мнению педагогов и принимать активное участие в деятельности ДОУ.

 

Литература:

 

1.         Гримова, Т. Идем в театр/Т. Гримова//Дошкольное воспитание-2010.-№ 2.-С. 115–118.

2.         Давыдова, О. И. проекты в работе с семьей: методическое пособие/О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец.-М.: ТЦ Сфера, 2012. -128с.

3.         Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи / Н. В. Додокина. Автореферат кпн, Москва,2006.

4.         Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273 — ФЗ от 29.12.2012. с изменениями и дополнениями на 2013 г.). — М.: Эксмо, 2013. — 144 с. — (Законы и кодексы).

5.         Львова, Л. С. Режиссерские компетенции организатора театрализованной деятельности в ДОУ/ Л. С. Львова//Справочник старшего воспитателя-2011.-№ 3.-С. 28–34.

6.         Мастрюкова, Т. Е. организация деятельности театрального кружка/Т. Е. Мастрюкова//Справочник старшего воспитателя-2011.-№ 3.-С.50–60.

7.         Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений/М. Д. Маханева.-М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.

8.         Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Докт. Филолог. Наук, проф. Н. Ю. Швецовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1983. — 816 с.

9.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. № 2. С. 4–18.

10.     Цветкова, Т. В. социальное партнерство детского сада с родителями: сборник материалов/Т. В. Цветкова.-М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle