Библиографическое описание:

Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196.

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, воспитывалась гражданская ответственность школьников, предоставлялась возможность получать опыт самоорганизации и участия в общественной деятельности. На сегодняшний день активизация социальных качеств, сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой. Таким образом, чтобы повышать социальную активность подростков необходимо разрабатывать программы по формированию активной жизненной позиции ребенка и включение его в различные виды деятельности.

Ключевые слова: подросток, личность, социальная активность, личность, активная жизненная позиция, достижения, креативность, сфера общественной жизни, мотивированность.

 

Social activity of adolescents in school is to strengthen its position in life, increased motivation to learning activities, the inclusion of the child in socially useful activity, students participate in various projects and competitions of various levels aimed at developing the creative abilities of students. An important criterion of social activity of the person is motivated to self-development, adoption and other assistance to others in their activities. In Soviet times, the social activity in the schools served as political socialization and was ideologized, nurture civic responsibility of students, to gain experience of self-organization and participation in social activities. To date, activation of social qualities, are reduced to the participation of adolescents in the process of self-government school. Thus, to improve the social activity of adolescents need to develop programs to promote active living position of the child and its inclusion in various activities.

Keywords:teen, identity, social activity, personality, active life, achievement, creativity, sphere of public life, motivation.

 

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. [1, с 14-15]

По мнению Мардахаева Л. В. активность социальная может рассматриваться как совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеями, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, на формирование в себе необходимых социальных качеств. [2, с 20]

Особый интерес представляет собой определение критериев социальной активности. Различные авторы выделяли эти критерии на основе творческого подхода личности при осуществлении деятельности, затраченного времени, инициативности и самостоятельности, ответственности, критерия интенсивности. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность подростка, а именно:

-        участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

-        проявление личностных качеств в деятельности;

-        общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности. [3, с 26]

Самый трудный и самый сложный возраст ребенка, представляющий собой период становления личности, это подростковый. Важным признаком, отличающий этот период, являются фундаментальные изменения, происходящие внутри самого подростка, имеющие радикальное значение для его развития и для взаимодействия с социумом. Большое значение в обществе играет, насколько, активно ребенок способен взаимодействовать с членами данного общества. Российское образование не имеет единой стратегии формирования социальной активности и подростка. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, это позволяло организовать и упорядочить социальную активность школьника в рамках комплекса общественных мероприятий. Таким образом, воспитывалась гражданская ответственность школьников. Так организовывался процесс приобретения опыта самоорганизации и возможности участия в общественной деятельности. На сегодняшний день успешность школы в реализации этой функции сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой.

При теоретической разработке исследования мы использовали анализ педагогической литературы по формированию социальной активности у подростков. Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности). Разработке проблем повышения общественной активности молодежи в процессе трудовой и общественно-политической деятельности посвящены работы выдающихся советских педагогов и государственных деятелей П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Среди зарубежных педагогов над проблемой социальной активности подростков работали А. Дистервег (социализация как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию), продолжателем его идей был И. Кон. В качестве составляющей процесса становления личности, в ходе которого формируются основные личностные качества, проявляющиеся в жизнедеятельности, социальная активность рассматривалась учеными: И.Гоффман, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер.

Для изучения социальной активности подростков широко используется метод наблюдения, позволяющий изучить положение ребенка в классе, взаимодействие его со школьным коллективом и обществом в целом. Изучение процесса взаимодействия подростков с социумом позволяет определить степень активности в совместной деятельности между ребенком и его ближайшим окружением. В процессе исследования может использоваться метод тестирования, с помощью которого определится уровень социальной активности учащегося. Эти данные важны для организации профилактических тренингов, предупреждающих социальную неактивность ребенка. Для выбора стратегии диагностики социальной активности важно учитывать следующие виды активности: личностная, игровая, коммуникативная, учебно-познавательная.

Наше исследование проводилось на базе СОШ № 40 и было направлено на определение уровня социальной активности подростков. Выборка исследования составила 30 учеников девятого класса:

Уровень социальной активности подростков был нами изучен с помощью методики «Опросник терминальных ценностей (Отец) И.Г. Сенина».

По результатам данной методики нами было выявлено:

 

По данным графика мы видим, что 33 % учащихся девятого класса имеют низкий уровень социальной активности, 46 % — средний уровень, 21 % — высокий уровень. Большой процент учащихся имеет нормальный уровень социальной активности, который свидетельствует о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми и формированию активной жизненной позиции. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Нельзя также проигнорировать, что довольно большой процент испытуемых имеют низкий уровень социальной активности. Низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношении с другими людьми. Как правило, для подростка с низким уровнем социальной активности не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, он часто бывает убежден в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни. Именно для детей с низким уровнем социальной активности в школе проводится плодотворная работа.

Подростки, имеющие низкий уровень социальной активности, нуждаются в разносторонней социально-педагогической помощи школьного специалиста социального педагога. В процессе работы в первую очередь мы предлагаем использовать индивидуальный подход к учащимся, включение наименее активного подростка в различные виды деятельности, в том числе общественно-полезную. Организация социально-педагогической поддержки в рамках работы социального педагога может быть представлена посредствам участия в инновационной деятельности:

-        содействие участию в олимпиадах для школьников различного уровня, в том числе международного;

-        поддержка инициативы детей в участии на конкурсах и мероприятиях;

-        создание ситуации успеха через совместную деятельность и взаимопомощь между учащимся и педагогом;

-        участие в добровольческих мероприятиях совместно с молодежным движением «Доброштаб», которое было создано в 2010 году на базе управления по делам молодежи администрацией г. Владимира, данное движение занимается развитием добровольческой деятельности в городе посредством оказания социальной помощи и развития творческого потенциала добровольцев. Ежегодными мероприятиями Доброштаба являются: Фестиваль добрых дел, Осенняя неделя добра, конкурс «Доброволец года» и Школа молодого добровольца. Кроме того, в течение года движением реализуются акции и проекты по помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, людям с ограниченными возможностями здоровья, ребятам из специальных детских учреждений;

-        сотрудничество с ДТЮ (детское творчество юных), содействие участию в творческих конкурсах «Класс года», «Ученик года»;

-        сотрудничество с университетом, содействие участию в волонтерских движениях вместе со студентами, оказание помощи и поддержки беженцам из Украины;

-        взаимодействие с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), проведение профилактики правонарушений среди подростков;

-        сотрудничество с благотворительным фондом НАН (нет алкоголизму и наркомании), созданным на базе наркодиспансера г. Владимира, деятельность данного фонда направлена на профилактику различного вида зависимостей и пропаганду здорового образа жизни;

-        организация участия в секциях при школе и кружках по интересам (бассейн, спортзал, прикладные кружки).

Так через активное взаимодействие школы СОШ № 40 с различными учреждениями и общественными организациями, включение учащихся в их различные виды деятельности способствует формированию активной жизненной позиции подростков.

 

Литература:

 

1.                 Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. — 329 с. ISBN 5-4444-1849-9

2.                 Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с.

3.                 Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle