Формирование компетенций в преподавании общественно-правовых дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 22.11.2014

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева, О. Н. Формирование компетенций в преподавании общественно-правовых дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения / О. Н. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 279-280. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6656/ (дата обращения: 26.04.2024).

Требования ФГОС СПО предполагает формирование общих и профессиональных компетенций у выпускника колледжа, которые формируются, прежде всего, в рамках общественных, правовых дисциплин, гуманитарного, социально-экономического цикла [1].

Выпускник колледжа специальности Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен понимать значимость своей будущей профессии, а также осознавать правильность сделанного им выбора, т. е. проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития.

В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных. Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.

Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. е. они универсальны.

Поэтому в концепции нового подхода образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.

Таким образом, целью становится формирование компетентного специалиста — юриста в сфере социальной защиты населения.

Будущий специалист должен обладать профессиональной компетенцией, которая должна состоять из следующих компонентов [3, стр. 208–209]:

-                   Социальная компетентность — способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество, способность и готовность принимать решения, а также нести ответственность за результат своих действий;

-                   Специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;

-                   Индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.

Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.

В образовательном учреждении студенты впервые лицом к лицу самостоятельно сталкиваются со многими проблемами, экономического, социального, политического, национального, правового, демографического характера. Это своего рода мини проекция проблем свойственных нашему обществу.

Будущий выпускник должен стать профессионалом — человеком, который способен с помощью разума, знаний права, интуиции преодолевать постоянно возникающие проблемы и трудности, связанные с предоставлением социального обеспечения и социальной защиты населения. Он должен умело действовать в нестандартных неординарных ситуациях, используя правовые нормы, грамотно урегулировать спорные вопросы, конфликты. Выпускник должен стать неким носителем идеи гражданского общества, привносить правовую культуру в общество, в разные социальные слои.

Поэтом на каждом этапе правовые дисциплины должны осуществлять свои функции [4, стр. 219]:

-                   развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;

-                   развивать когнитивный компонент, т. е. правовую компетентность;

-                   деятельно-рефлексивный компонент — на этом этапе происходит становление нормативно-правовой компетентности будущего специалиста, за счет накопления личного социального опыта решения профессиональных задач социально-правового характера.

При формировании компетенций важно использовать различные интерактивные способы (методики), направленные на формирование у студентов целостной картины современного общества, использовать различные приемы развития критического мышления, творческие работы, деловые и образовательные игры, социальные проекты, кейс-метод. Поэтому на занятиях должен идти процесс вербализации, моделирования целеполагания, разностороннего развития личности будущего специалиста [2, стр. 194]. Выпускник должен ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, в условиях современной действительности, также самостоятельно преодолевать и исправлять собственные ошибки, находя решение.

В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационную деятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задач на семинарных занятиях, разработка социальных проектов.

Поэтому формирование компетенций у выпускника колледжа должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.

 

Литература:

 

  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324)// [Электронный ресурс] — Режим доступа СПС http://base.consultant.ru/
  2. Семенова О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр.190–195
  3. Титова Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211
  4. Файзулина Т. Ф. Формирование правовой компетентности студентов профессионально-педагогического колледжа//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 217–221
Основные термины (генерируются автоматически): будущий специалист, будущая профессия, выпускник колледжа, задача, правовая культура, профессиональная компетенция, социальная защита населения, социальное обеспечение, формирование, формирование компетенций.

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Особенности процесса формирования правовой компетентности...

Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста при изучении... Формирование профессиональной компетентности будущих...

Формирование профессиональной компетентности студентов...

Современные требования государственного образовательного стандарта диктуют необходимость расширения профиля профессиональной подготовки специалистов среднего звена, что влияет на формирование профессиональных компетенций выпускника СПО учреждений [2, с.8-9].

Сущность, структура и условия формирования... | Молодой ученый

Профессиональная социализация будущих специалистов... В процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников в вузе так же необходимо формировать профессиональную культуру.

Модель формирования правовой компетентности студентов...

Низкий уровень правовой компетентности, формирующейся в том числе при изучении права в колледже, может поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Формирование компетентногоспециалиста в процессе обучения... компетентный специалист , компетенция , будущий специалист , высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность , коммуникативная компетенция , процесс формирования...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров...

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть социально и политически неграмотным.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Для полноценного формирования рассматриваемой компетенции будущий специалист должен владеть навыками: принятия

компетентность, компетенция, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, ответственность, профессиональные качества.

Процесс формирования профессиональной компетентности...

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки...

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Особенности процесса формирования правовой компетентности...

Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста при изучении... Формирование профессиональной компетентности будущих...

Формирование профессиональной компетентности студентов...

Современные требования государственного образовательного стандарта диктуют необходимость расширения профиля профессиональной подготовки специалистов среднего звена, что влияет на формирование профессиональных компетенций выпускника СПО учреждений [2, с.8-9].

Сущность, структура и условия формирования... | Молодой ученый

Профессиональная социализация будущих специалистов... В процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников в вузе так же необходимо формировать профессиональную культуру.

Модель формирования правовой компетентности студентов...

Низкий уровень правовой компетентности, формирующейся в том числе при изучении права в колледже, может поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Формирование компетентногоспециалиста в процессе обучения... компетентный специалист , компетенция , будущий специалист , высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность , коммуникативная компетенция , процесс формирования...

Формирование профессиональных компетенций бакалавров...

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть социально и политически неграмотным.

Самостоятельная работа как средство формирования...

Для полноценного формирования рассматриваемой компетенции будущий специалист должен владеть навыками: принятия

компетентность, компетенция, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, ответственность, профессиональные качества.

Процесс формирования профессиональной компетентности...

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки...