Автор: Галкина Евгения Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Библиографическое описание:

Галкина Е. В. Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждениях СПО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 223-224.

 

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что требования, предъявляемые на сегодня к системе образования, в том числе и СПО, требуют изменения и подходов к оценке образовательных результатов как одной из основополагающих составных образовательного процесса.

Преобразования, происходящие в последние десятилетия в Российской Федерации, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Данные изменения не могут не коснуться образования, в том числе и профессионального.

В связи с этим в последние годы система профессионального образования подверглась существенным изменениям, которые связаны с принятием федеральных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на формирование компетенций у выпускников СПО [1].

Необходимость существенных изменений в системе среднего профессионального образования с целью приведения её в соответствие с потребностями современной экономики отмечается рядом авторов Н. Г. Буркова, Е. Г. Жданова Е. В. Харькова, И. Н. Леденева.

Так, И. Н. Леденева отмечает: «Общемировые тенденции интеллектуализации и глобализации, усложнение социально-экономических систем обусловливают повышение требований к трудовым и интеллектуальным ресурсам, в том числе и к качеству подготовки кадров в средних профессиональных учебных заведениях» [3].

Как отмечают ряд других авторов (Н. В. Голяева, Е. С. Богачёва) На сегодняшний день основная задача системы образования — ориентация не на передачу знаний, а на формирование навыков их приобретения, переработки и применения в новой ситуации. Это является отражением компетентностного подхода.

Так, Е. С. Богачева пишет: «В развитии современного российского среднего профессионального образования главным образом выражена направленность на принципиально новое качество профессионального образования, основные социальные смыслы которого заключаются в том, что у обучающихся в процессе профессионального обучения должны быть сформированы общие и специальные профессиональные компетенции, удовлетворяющие современные потребности государства, общества, рынка труда и потребности развития потенциала личности каждого обучающегося» [4].

Компетентностный подход, как ответ на конкретный социальный заказ, предполагает, прежде всего, обеспечение качества подготовки будущих специалистов, которое отвечает потребностям современного общества. При этом компетентностный подход противопоставляется «знаниевому», предполагающему передачу готового знания, в виде информации, сведений и пр. При реализации компетентностного подхода преподаватель организует учебный процесс таким образом, чтобы студент был активным субъектом познания, активно участвовал в деятельности по поиску знаний, их переработке и применении на практике.

Таким образом, основные направления модернизации образования диктуются обществом и государством, которые ставят перед образованием социальный заказ. На сегодняшний день, по мнению специалистов (М. Е. Кудряшова, М. А. Быстрицкая, А. П. Тряпицына) этот заказ заключается в удовлетворении потребности общества и государства в специалистах, обладающих такими качествами, как активность, инициативность, способность к самообразованию и саморазвитию, самостоятельность [5], [6], [2].

Однако, в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 года. — № 163-р) отмечается так же основная проблема, стоящая на сегодняшний день перед системой образования: «Уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны» [7, С. 5].

Как отмечает А. П. Тряпицына, «наибольшую неудовлетворенность на сегодняшний день вызывает то факт, что существующие системы оценивания не направлены на продвижение учащихся в их развитии, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Они не учитывают личностные особенности обучающегося, их динамику на разных возрастных этапах становления личности. Не содействует становлению и развитию у учащихся способности к самооценке, не стимулируют их образовательную активность [8, С. 3].

Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. Система оценивания до сих пор базируется на субъект-объектных отношениях, что не позволяет развивать самостоятельность и ответственность обучающихся, внутреннюю мотивацию деятельности и учения, умение планировать деятельность, принимать решения, что значительно замедляет их включение в современное общество.

Учитывая всё перечисленное можно выделить имеющие место на сегодняшний день противоречия между:

-          необходимостью построения современного образовательного процесса, основанного на компетентностном подходе, и отсутствием адекватной ему системы оценивания;

-          потребностью общества в специалистах, обладающих такими качествами, как активность, инициативность, способность к самообразованию и саморазвитию, самостоятельность и не достаточное использование современных технологий оценивания, способствующих развитию данных качеств;

-          необходимостью выбора современных технологий оценки образовательных результатов в учреждениях СПО и не достаточной разработанностью комплекса оценочных средств на основе использования данных технологий.

 

Литература:

 

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования//Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: 2009. — 71 с.

2.         Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

3.         Леденева И. Н. Повышение качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 08.00.05/ Леденева, Ирина Николаевна — Саратов, 2010. — 28с.

4.         Богачева Е. С. Среднее профессиональное образование: компетенции как институциональные параметры качества: автореф. дис. … докт. пед. наук: 22.00.04 / Богачёва, Елена Сергеевна — Новочеркасск, 2011. — 30 с.

5.         Кудряшова М. Е. Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения//Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 331–335.

6.         Быстрицкая М. А. Учение через всю жизнь//Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 2. — С. 100–102.

7.         Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы/Министерство образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /https://help.dnevnik.ru.

8.         Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов / Под ред. проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle