Библиографическое описание:

Левковская Н. Г. Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 80-83.

 

Образование является ориентиром государственной политики в социальной и экономической сферах. От состояния образовательной системы во многом зависят экономическое благополучие и уровень благосостояния в обществе. С развитием системы образования связаны модернизация экономики и рост темпов экономического роста. Образование представляет собой гарантию национальной, региональной и международной безопасности.

В этой связи в последнее десятилетие обеспечение высококачественного образования, в том числе и в общеобразовательных школах стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в данной сфере. Инструментом практического решения многих вопросов в общеобразовательных школах стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также федеральных целевых программ.

Вместе с тем, вопросы педагогического мастерства учителей общеобразовательных школ остаются не менее актуальными и должны восприниматься как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в успеваемости школьников и их интересе к предмету. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Основными функциями учителя общеобразовательной школы должны быть обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся, а также содействие их социализации и формированию общей культуры.

На наш взгляд учитель общеобразовательной школы должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

Должен знать:

-        приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

-        законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

-        основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

-        педагогику, психологию, возрастную физиологию;

-        методику преподавания предмета;

-        программы и учебники по преподаваемому предмету;

-        методику воспитательной работы;

-        требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

-        средства обучения и их дидактические возможности;

-        основы научной организации труда;

-        нормативные документы по вопросам обучения и воспитания учащихся и молодежи;

-        теорию и методы управления образовательными системами;

-        методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

-        современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

-        методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

-        основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

-        основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

-        правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

-        правила по охране труда и пожарной безопасности.

Особое внимание в этом перечне стоит уделить технологиям развивающего обучения, в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Список современных образовательных технологий

Название технологии

Авторы технологии

Направленность технологии

1.

Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение)

Т. К.Донская

В. В. Фирсов

И. Э. Унт

А. С. Границкая

Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

2

Развивающее обучение

Л. С. Выготский,

Л. В. Занков

Д. Б. Эльконин

В. В. Давыдов

Формирование и развитие теоретического мышления, осознание учащимися процесса учения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формирование и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения учащихся.

3

Технология проблемного обучения

Т. В. Кудрявцев

А. М. Матюшкин

М. И. Махмудов

В.Оконь и др.

Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации.

4

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

М. В. Моисеева

Е. С. Полат

М. В. Бухаркина

Развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

 5

Мыследеятельностная педагогика (технология развития метазнаний и метаспособов деятельности)

В. В. Давыдов

Ю. В. Громыко и др.

Развитие теоретического мышления, универсальных способов деятельности школьников.

6

Построение логико-смысловых моделей (ЛСМ).

Г.Валькова

Ф.Зайнуллина

В.Штейнберг и др.

Научение моделированию, разложение целого на элементы (анализ) и объединение их (синтез).

7

Развитие парадоксально-рефлексивного мышления

Д. С. Лихачев

А. М. Панченко

Н. В. Понырко и др.

Освобождение от «зашоренности» мышления, ограниченности, надуманных стереотипов и рамок; нахождение источника творчества; развитие нестандартного, креативного мышления, саморегуляции; простраивание внутреннего и внешнего жизненного пространства; развитие толерантности.

8

Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся

И. С. Фишман

Г. Б. Голуб и др.

Является средством управления качеством образовательного результата учащегося

9

Технология формирования ключевых компетентностей

Г. Б. Голуб

О. В. Чуракова

Е. А. Перелыгина

Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире.

10

Технологии тьюторства

Дж.Ланкастер

А. С. Макаренко

А. А. Ремнев

С. В. Федотова

Изменение функций и роли педагога в учебном процессе (консультант, преподаватель, координатор учебного процесса); высокий уровень освоения учебного материала учащимся; развитие самостоятельности учащихся, их ключевых компетенций.

11

Коммуникативная дидактика

В.Петерсен

К.Шаллер

В. И. Тюпа

Ю. Л. Троицкий

В. А. Караковский

Овладение культурой предметного мышления; развитие адаптивности к быстро меняющейся социокультурной ситуации, толерантности в отношении с другими людьми, явлениями общественной жизни.

12

Технология событийности

Ю. Л. Троицкий

В. И. Тюпа и др.

Развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опта и ценностных отношений обучающихся.

13

Технология культурологической драматизации

Г. А. Ферапонтов

Развитие кросскультурной компетентности.

14

Развитие критического мышления

Воган

Эстес

Бьюзен

Развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач.

15

Тренинги как виды интерактивных техник

Курт Левин

Е. В. Сидоренко

А. П. Ситников

Направлен на развитие у человека тех или иных навыков и умений, личностное и профессиональное развитие.

16

Технология «портфолио»

Воган

Эстес

Бьюзен

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции.

17

Кейс-технологии (метод анализа ситуаций).

Гарвардская технология. В российской школе: В. Д. Киселев.

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

19

Технология эвристического обучения

А. В. Хуторской

Творческая самореализация детей, развитие универсальных познавательных, информационных, коммуникативных способностей.

20

Технология педагогических мастерских

П.Ланжевен

Анри Валлон

Жан Пиаже и др.

Э. С. Соколова

Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников, личностного позитивного отношения к изучаемому материалу

20

Технология концентрированного обучения

Г.Ибрагимов

Повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.

21

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Г. С. Альтшуллер

Основные функции и области применения ТРИЗ:

- решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

22

Технология нейролингвистического программирования

Джон Миллер

Майкл Холл

Джудит ДеЛозье

Технология ориентирована на осмысление и изменение стилей обучения.

 

Думается, что в целях повышения профессионального мастерства каждому учителю необходимо:

1.      Быть преданными ученикам и делу обучения;

2.      Непрерывно вести процесс накопления профессиональных компетенций;

3.      Постоянно совершенствовать методы работы с родителями обучающихся;

4.      Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

Какая бы не была квалификация учителя необходимо постоянно внедрять новые технологии работы с учениками в освоении знаний, поскольку постепенно меняется статус образования в социальной жизни — оно превращается в сферу образовательных услуг, на которую распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и др.

Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач.

Образовательные потребности становятся разнообразными, они заключаются не только в получении образования, но и в обучении возможности успешной социализации ребенка.

Только повышая профессиональное мастерство педагогов, возможно обеспечить оптимизацию профессиональной мобильности и предоставить себе возможность формировать постоянное желание учиться и создавать себя.

 

Литература:

 

1.      Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства. URL: http://www.allbest.ru.

2.      Фисенко Т.И., Фоменко Е.В. Список современных образовательных технологий, рекомендуемых к освоению педагогам. URL: 6 imz.ucoz.ru/seminar/kobzeva/spisok sovremennykh.docx.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle