Библиографическое описание:

Моисеева И. С., Добродомова О. С., Луханина Ю. В. Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством игр и информационных технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 108-110.

Щади здоровье,

Жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья!

О. Базаров

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное — здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальностью исследования состоит в том, что на современном этапе развития общества вопросы безопасности дорожного движения остаются чрезвычайно проблемными. Именно поэтому необходимо говорить о правилах дорожного движения с людьми разного возраста от самых маленьких до самых старших.

Мы на протяжении ряда лет веду целенаправленную, систематическую работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа с детьми по изучению ПДД планируется с учетом систематичности, последовательности, поэтапно, учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.

Ведущая педагогическая идея нашей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

Новизна нашего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении — это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

Работа с детьми ведется по следующим направлениям:

-          используем организационные формы обучения на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим, в изобразительной деятельности, конструировании, совместной деятельности взрослых и детей; в самостоятельной деятельности ребенка; также используются ТСО: компьютеры и интерактивная доска;

-          создаются условия для организации сюжетно-ролевых, подвижные игр, игр- драматизаций, экскурсии и наблюдения;

-          организуются выставки детских работ, проводятся развлечения по ПДД;

-          изготавливается дидактический материал, наглядные пособия.

В нашей практике мы активно используем компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, для детей 5–6 лет подготовлены такие презентации, как:

«Правила дорожного движения», «Виды транспортных средств».

Для воспитанников 6–7 лет: «Страна дорожных знаков»; «Дорожное движение».

Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы: например, в старшей и подготовительной группах — «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «По дороге со Смешариками» — гуляя по городу с персонажами любимого мультсериала, ребята узнают, что означают сигналы светофора, изучат виды городского транспорта, дорожные знаки и правила перехода через улицу. Каждый урок сопровождается игрой, в которой ребенок закрепляет полученные знания и учится применять их на практике.

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках. Например, в игре «Знайка в стране дорожных знаков» дети из предложенных знаков выбирают необходимые знаки для различных ситуаций на дорогах. В игре «Уроки на улице» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля. В игре «Найди название для каждого знака» дети подбирают названия для предложенных дорожных знаков.

В несколько необычной и интересной форме, как пазлы, дети получают возможность познакомиться, к примеру, с дорожными знаками и их значениями, выполняя самые разнообразные задания, требующие от них логики, внимательности и сообразительности.

Согласитесь, что проверка знаний ПДД станет гораздо более яркой и увлекательной и для вас, и для вашего ребенка, если будет организована, к примеру, в виде игры «Что? Где? Когда?».

Впрочем, когда мы выбираем подходящую игру для ребенка, то его последующая заинтересованность в новом развлечении зависит не только от содержания, но и формы, исполнения самой игры. Она должна быть веселой, динамичной и яркой, вызывать позитивные эмоции и желание побеждать, а не навевать скуку и уныние. Очевидно, как раз по этой причине особенную популярность обучалок правилам дорожного движения, у нас стала игра «Учим дорожные правила вместе». В компании опытного инструктора вам предстоит пройти по улицам города, соблюдая все правила дорожного движения. Вся прелесть игр «ПДД» заключается, прежде всего, в том, что они всегда с особенным восторгом и рвением принимаются детьми — конечно, в первую очередь, мальчишками. Ведь юным водителям так не терпится, наконец, показать все, на что они способны. А пока лишняя тренировка тоже не помешает, особенно, если она будет именно такая — яркая, веселая и захватывающая.

Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводится кукольный персонаж Автомобиль и его подруга Мигалочка. Автомобиль вместе с детьми обучает Мигалочку безопасности дорожного движения, так как она в своей кукольной стране ходит в школу и не знает Правила дорожного движения.

Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью, музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений. Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе применяются загадки и ребусы. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста мы даем возможность почувствовать себя настоящими художниками, используя раскраски по правилам дорожного движения — даю своим воспитанникам возможность для творческой деятельности.

Конечно, компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Самые любимые компьютерные игры дошкольников: «Правила дорожного движения для детей», «Дракоша и ПДД»,«Смешарики изучает правила дорожного движения» и другие.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, используются различные формы взаимодействия:

-          Родительские встречи «Правила дорожные знать каждому положено»; «Предупреждение детского дорожного травматизма»;

-          Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

-          Разработки памяток «Давайте воспитывать грамотных пешеходов», «Наш друг — светофор».

-          Листовки для родителей «На дорогах города и области»;

Мы считаем, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

-          Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

-          Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

-          Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

-          Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. — Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

-          Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

Заключение. Предупрежден — значит вооружен.

Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Применение игровых технологий на занятиях обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведёт к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle