Библиографическое описание:

Найденова И. А., Нагорнова Ю. В. Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 38-41.

Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!

Кларк

Развитие основ умения учиться, формирование универсальных учебных действий определено Федеральным государственным образовательным стандартом ФГОС второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образовательного процесса в училище: общекультурное, личностное и познавательное развитие кадет, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий не может быть обеспечено только содержанием образования например, выбором учебника, программы. Необходимо создание обучающей среды для повышения качества образования.

Одним из основных направлений является создание обучающей среды для развития универсальных учебных действий УУД кадет через проектную деятельность [9, с.62].

Мы хотим видеть кадет адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому необходимо сосредотачивать своё внимание на индивидуальных особенностях каждого подростка, строить деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентно способной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у кадет были возможности реализовать себя.

Педагоги должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности Кадеты должны научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение. Помимо этого подростки должны обладать духовно-нравственным жизненным потенциалом, разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры. Исходя из проектной идеи о формировании личности, педагоги-предметники не первый год работают над проектно-исследовательской деятельностью кадет.

В основе лежат гуманистические принципы: подросток учится только через действие; имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности; осваивает мир в целостном восприятии; учится от другого подростка, так же как и от учителя на уроке. Кадет успешен в учении только тогда, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют. Эта технология разрабатывается и применяется нашими педагогами с целью развития компетентностных способностей кадет, т. е. умения использовать приобретённые ранее знания для получения новых.

В процессе обучения и воспитания формируются универсальные учебные действия: способность к саморазвитию и к смосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Изучив программу формирования УУД, педагоги стараются организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. Их задача — вовлекать кадет не в упражнения, не в повторение и запоминание готового, а в размышление о том, что не известно. Педагоги стараются не давать знания кадетам, а вместе с ними искать способы добывания знаний. Разные знания нельзя добывать одним способом, соответственно, не может быть одного метода, одной универсальной методики. Метод желательно менять на каждом уроке (каждому конкретному кадету подходит свой, ведь все они - индивидуальность). Вывод: надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать.

Но все применяемые инновационные технологии должны иметь своеобразный сертификат безопасности для здоровья. Педагоги-предметники ОПКУ всегда учитывают здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно:

1.                  соблюдают частую смену видов деятельности;

2.                  проводят физкультминутки;

3.                  помнят о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере на уроках;

4.                  дозируют учебную нагрузку и объём выполняемых домашних заданий.

Но самая здоровьесберегающая технология — обязательное уважение своего ученика при уважении к своей личности. Когда педагог прежде всего требователен к себе, когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим кадет, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знаниям всех кадет одинаково (разные личностные качества, способности). И тогда срабатывает индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и оценки.

Проектная деятельность — это та среда, где каждый сможет себя проявить. Нельзя противопоставлять кадет в классе, нельзя и учителей противопоставлять друг другу. Предметники работают с кадетами-подростками, оттого они и сами отчасти как подростки — в этом их профессиональная сила, а не слабость. Развивая, сохраняя в себе эмпатичность, толерантность к возрасту, можно понять подростка, почувствовать, принимать каждого воспитанника как личность.

Проектное обучение, внедряемое в существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Оно должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной зненьевой системе. [10, с. 89]. К моменту выполнения первого проекта у кадет должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом простейшем уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда кадеты смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью. Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.

Для учителя-предметника самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития кадет. Кадеты в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью кадета на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

Педагоги практикуют учебные проекты 3 видов (см. таб.1)

Таблица 1

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности кадета

Формируемая компетентность

Практико-ориентированные (учебные проекты)

Решение практических задач

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки

Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области

Деятельностная

Социальные (информационные) проекты

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

Информационная, коммуникативная

Многообразие типов проектов даёт возможность педагогу решать самые разные задачи обучения и воспитания кадет в интересной для них форме. Это позволяет кадетам активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и вне учебной работы. Тип проекта зависит от ведущей деятельности кадета и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта.

Исходя из того, как осуществляется формирование проектных умений, мониторинг их развития организуется в двух направлениях:

1.         Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков, одновременно играющих основополагающую роль в приобретении кадетами универсальных учебных умений. Результаты данной диагностики позволят иметь представление об уровне подготовленности кадет к формированию проектных умений.

2.         Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию в классно-урочной системе учебных проектов.

Опросы, проведенные среди кадет, свидетельствуют о том, что подросткам нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Помогают им пополнять портфолио, которые ведутся с 5-го класса.

За последние три года кадеты ОПКУ принимали участие в проектах, различных по направленности, форме, содержанию, по уровню презентации. Некоторые кадеты реализовывали свои индивидуальные проекты.

Опыт работы по использованию системы организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе для формирования ключевых компетенций кадет был представлен на педагогическом совете училища. По результатам анкетирования кадет (на тему: «Я в проекте») можно сделать вывод, что чаще кадетам помогают успешно выполнить проект:

1.                  интернет-ресурсы и библиотека,

2.                  помощь учителя и классного руководителя.

Больше всего кадетам нравится выполнять исследовательские и учебные проекты. Активно участвуют в проектах 66 % кадет. Предложили к воплощению проекты, посвящённые памятным датам — 36 % кадет. У 34 % кадет имеют место интернет-проекты. Экологическими проектами заинтересованы и воплощают в жизнь 32 % кадет.

Степень активности кадет 5–8-х классов в проектной деятельности, удовлетворённость кадет степенью участия в проектной деятельности можно наглядно увидеть в таблице № 2.

Таблица 2

Классы

Степень удовлетворенности

Удовлетворены

Частично удовлетворены

Не удовлетворены

5 классы

91 %

6 %

3 %

6 классы

76 %

18 %

6 %

7 классы

88 %

6 %

6 %

8 классы

80 %

12 %

8 %

Сегодня задача училища — внедрить апробированную систему проектной деятельности в образовательный процесс ОПКУ. В перспективе планируется разработка индивидуальных диагностических карт развития ключевых компетенций кадет, а также создание базы данных реализованных проектов.

Мы считаем, что созданную и реализуемую систему работы с кадетами по организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит формирование ключевых компетенций кадет.

Литература:

1.         А. Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. — М.: Просвещение. 2008 г.

2.         Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., 2006.

3.         Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. «Формирование универсальных действий: от действия к мысли»-М.:просвещение,2010.

4.         Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций//.

5.         Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе.М.,2011.

6.         Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.

7.         Добрецова Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании//Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9,-с.57.

8.         Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э. М. Никитин. — М.: АПК и ПРО, 2004.

9.         Михеева Ю. В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. — практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып. 1(3).С.46–54.

10.     Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61.

11.     О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. — Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно — издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.

12.     Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2008.

13.     Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — http: //schools.keldysh.ru/labmro.

14.     Полат Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001.с.123.

15.     Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя.–М., 2008.

16.     Поташник М. М. Как подготовить проект на получение грантов: Методическое пособие.– М.:ПедагогическоеобществоРоссии,2008.

17.     Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. –М.:Академкнига,2010.

18.     Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А. Б. Воронцова. –М.:Просвещение,2010.

19.     Пилипко П. Н., Громова М. Ю., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю.–М.:УЦ«Перспектива»,2002.

20.     Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:Аркти,2004,с.4

21.     Сорокин Б. Ф. «Формирование и психология творчества». Научно-методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей — Орел, 2000.

22.     Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение,2010.

23.     Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, http://www.eidos.ru/journal/2005/.

24.     ЦукерманГ. А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm.

25.     http://bg-prestige.narod.ru. 25.http://ru.wikipedia.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle