Библиографическое описание:

Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н., Семерез А. С., Ходеева С. Ф. Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста по программе «Детство» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 54-56.

Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает их в течении всего времени пребывания в детском саду. А сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, создание обогащенной игровой среды, побуждает к самостоятельному игровому творчеству дошкольников с игрушками, предметами-заместителями, к взаимодействию со сверстниками, и к воспитанию доброго отношения детей друг к другу.

Важное значение для правильной организации сюжетно-ролевых игр и руководства ими имеет осознание воспитателями сущности детской творческой игры и её педагогической ценности. В педагогике сюжетно-ролевая творческая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка.

Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трёх-четырёх лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни.

Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребенок подражает не полностью, ибо он не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связанно это со сложностью современного общественного производства и общественных отношений, а также уровнем знаний и умений ребенка, его жизненным опытом, умением ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно-ролевой игре он выполняет символические действия, реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции.

Выполняя взятую на себя роль, дошкольник многократно возвращается к тому первообразцу, каким является для него окружающий мир, осваивается в нем, познает его. Произвольность действий детей является характерной особенностью сюжетно-ролевых творческих игр. Творческая сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность переходить от действительности к фантазированию и наоборот, при этом каждый раз отталкиваясь от реальной жизни.

На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Ролевая игра возникает и развивается, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения. Центральным моментом возникновения игры является принятие ребенком на себя роли. Именно это побуждает ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение взрослых, использовать предметы-заместители, устанавливать межличностные отношения. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли.

Сюжетно-ролевая творческая игра — первая проба социальных сил их первое испытание. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают отношения уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров, вступает ли в конфликты, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу. Игра помогает ребенку преодолеть свою слабость, управлять собой, создает условие для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Игровое общение педагога с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними.

Расцвет ролевой игры начинается с четырёхлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в 5–6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых действий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее.

Чтобы организовать деятельность педагога по руководству играми, целесообразно в своей группе составить перспективный план развития игр в течении года, в котором наметить темы игр, в каком объёме и как их развивать.

В программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, тематика и сюжет игр представлен по возрастам.

В младшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с отражением отношений в быту и элементарного профессионального взаимодействия взрослых. Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых.

В средней группе у детей возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. В этом возрасте продолжается обогащение и развитие сюжетно-ролевых игр, имевших место в предыдущей возрастной группе. Наряду с этим появляются новые сюжеты, в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события.

В старшей группе тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. При этом в одной игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Дети продолжают играть в игры знакомой тематики, но при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни.

В подготовительной группе в сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом, впечатлениями, полученных от телевизионных передач, книг, от ожиданий связанных с поступлением в школу.

Изучив тематику сюжетно-ролевых игр представленных в программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, мы в работе с детьми стали использовать тематическое планирования сюжетно-ролевых игр поквартально и по возрастам.

Во II младшей группе планируются игры:

I квартал: Детский сад, Семья, Магазин.

II квартал: Семья, Больница, Магазин, Парикмахерская, Детский сад.

III квартал: Магазин, Магазин игрушек, Семья, Автобус, Пароход, Больница, Парикмахерская, Зоопарк.

В средней группе:

I квартал: Магазин, Семья, Автобус, Больница, Моряки, У зубного врача, Прачечная (с выдачей и приемом белья).

II квартал: Детский сад, Салон красоты, День рождения (Мишки, Винни-Пуха, Карлсона), Мы переходим улицу, Театр, Зоопарк, Экскурсия в музей, Пароход, Кукольный театр, Столовая (Кафе).

III квартал: Такси, Кафе «Пиццерия» (игры современной социальной жизни).

В старшей группе игры распределяются не поквартально, а по месяцам.

Сентябрь: Кондитерская фабрика, Семья, Поликлиника, Пароход, (Жатва) Магазин, Зоопарк.

Октябрь: Пароход, Транспорт сухопутный «Автобус», Транспорт воздушный «Поездка на самолёте», Транспорт водный «Путешествие на корабле», Магазин (кондитерский, хлебный), Подготовка к открытию детского сада.

Ноябрь: Животноводы, Столовая, Магазин гипермаркет (отделы — Овощной, кондитерский, хлебный, молочный, мясной), Магазин игрушек, Детский сад, Путешествие в Атлантиду, на другую планету «Космическое путешествие».

Декабрь: Путешествие (в дальние страны), Больница с разными отделениями, Поликлиника, Аптека, Строители (космодрома).

Январь: Пароход, Отправляемся в путешествие (по России), Открываем новый детский сад, Магазин (кондитерский, хлебный), Строители (город будущего), Аэропорт, Артисты, Ателье.

Февраль: Семья, Цирк, Путешествие (с приключениями можно про пиратов), Пограничники, Художники, Рыболовецкое судно.

Март: Строители (город), Зоолечебница, Почта, Праздник 8Марта — дома, Как мы поздравляли мам в детском саду.

Апрель: Космическое путешествие, Цирковые артисты, Газетный киоск, Кулинария, Дискотека, Строители (города Старый Оскол).

Май: Лесная школа, Весенний бал, Уличное движение, В театре — премьера, В ботаническом саду.

Подготовительная группа:

Сентябрь: Школа, Путешествие (по России), Фабрика игрушек, Осенняя ярмарка, «Дары природы», Мы — фермеры.

Октябрь: Библиотека, Театр, Телефонная станция (салон сотовой связи), Путешествие «Мы едем на Украину, Белоруссию», Консервный завод, Путешествие (по пустыне, степям).

Ноябрь: Поход в лес, Салон красоты.

Декабрь: Стадион, Семья, Телефонная станция, Кинотеатр, Цирк.

Январь: Пограничники, Уличное движение.

Февраль: Скорая помощь, Почта, Телевидение, КВН, Театр.

Март: Пожарная часть, Зоолечебница, Мы — инопланетяне, Карнавал в Африке.

Апрель: Стоматологическая поликлиника, Дом моды, Полет в космос, Поле чудес, Путешествие (на батискафе).

Май: Аптека, Стадион, Конкурс красоты, Полет на луну, Зов джунглей (Телевизионная игра по усмотрению воспитателей данной возрастной группы), Дог-шоу.

Литература:

1.      Акулова О. В. Социализация. Игра. СПб.2012.

2.      Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. — Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.,2011.

3.      Бойченко Н. А., Григоренко Г. И., Коваленко Е. И., Щербакова Е. И. — Сюжетно-ролевые игры дошкольников.К.,1982.

4.      Краснощекова Н. Ю. — Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle