Библиографическое описание:

Локтева Л. И., Чистякова С. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 240-242.

Определённый тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды, в которой растёт и развивается ребёнок, начинает своё формирование уже в первые годы жизни. Изменения микросоциальной среды влекут за собою изменение в поведении, что приводит к множеству проблем в раннем возрасте. Такое развитие так называемого «адаптационного синдрома» в ряде случаев неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья ребёнка.

Формирование приспособительных возможностей организма тесно связано с эмоционально-социальной и познавательной сферой психики ребёнка. Лёгкую и успешную адаптацию обеспечивает эмоциональное равновесие и формирующийся на этой основе высокий уровень познавательной деятельности в новых условиях.

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый, подострый периоды и период компенсации.

В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети значительно раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала.

Говоря о возможности и необходимости изменения стереотипа социального поведения малыша в Доме ребёнка, следует иметь в виду три основных случая: 1) ребёнок в первые месяцы жизни переводится в Дом ребёнка прямо из больницы; 2) ребёнок в соответствии с возрастом переводится в другую группу; 3) ребёнок отдаётся на усыновление или переводится в детский дом. Все выше перечисленные варианты, хотя и имеют определённые особенности, в той или иной степени, но непременно сопровождаются «адаптационным синдромом.

Термин «адаптация» означает «приспособление». Это универсальное свойство всего живого, и наблюдается оно как в растительном, так и в животном мире. Это, так называемая, биологическая адаптация. Чем выше ступень эволюционной лестницы, на которой находится организм, тем выше его адаптационные возможности.

Качественным отличием человека от всех остальных живых организмов является его существование в социальной среде. Для человека социальная среда такой же объективный фактор воздействия, как и все остальные условия (климат, температура, питание и др.). Предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями определяется как социальная адаптация, необходимый компонент жизнедеятельности человека. В определённой микросоциальной среде (работа, семья и т. д.) у человека проявляются черты поведения, адекватные тем или иным социальным условиям. При социальной адаптации роль пускового механизма играет кора головного мозга, обеспечивающая все сложные поведенческие акты человека.

Если человек здоров и его эмоциональное отношение к жизни положительно, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.

Если возникает необходимость каких-то изменений (человек идёт в гору, у него учащается сердцебиение и дыхание) и заинтересованные системы начинают работать более интенсивно. Это состояние обозначается как напряжённая адаптация.

Если возможности системы адаптационных механизмов не превышаются, то такое напряжение приводит к новому уровню физиологической адаптации, т. е. к реакциям, адекватно отвечающим потребностям данной ситуации. Если же адаптационные возможности организма превышаются, т. е. функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах, то это формы патологической адаптации. При повышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса.

Как формируются у ребёнка способности к адаптации? В какой степи это качество врождённое, а в какой приобретается в процессе развития? Само рождение ребёнка − яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки деятельности всех основных систем организма − кровообращения, дыхания, пищеварения. К моменту рождения эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, т. е. должен существовать врождённый уровень готовности адаптационных механизмов. В течение дальнейшего роста и развития ребёнка система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование.

Способности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека.

Рождаясь, ребёнок попадает в среду, преобразованную человеком, В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности, ребёнка вырабатываются поведенческие реакции, наиболее адекватные для этой среды.

Ряд реакций ребёнка, начиная с первых месяцев жизни, формируется по типу динамического стереотипа. В течение первого полугодия жизни возникают реакции на режим, на способ вскармливания, на микроклимат окружающей среды. С 6 по 9 месяцев формируются реакции динамического стереотипа на способы подхода к ребёнку (т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают и т. д.). В возрасте 9–10 месяцев (при семейных условиях воспитания) по типу динамического стереотипа формируется ещё одна реакция − привязанность к взрослому. У ребёнка расширяются возможности сознательно воспринимать окружающий мир и проявлять активную деятельность, но происходит это только при участии взрослого постоянно находящегося с ним.

Стереотип на определённое лицо доминирует до 1 года 4 месяцев − 1 года 6 мес., а затем он постепенно ослабевает, т. к. у ребёнка повышается ориентированная реакция, активное стремление к новым людям, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве.

В условиях Дома ребёнка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определённому взрослому не возникает, ибо детям приходится общаться с разными взрослыми, которые достаточно часто сменяют друг друга. Поэтому отсутствие стереотипа на определённое лицо затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды. Выработанные у ребёнка формы поведения, адекватные для данных микросоциальных условий, можно считать физиологической стадией социальной адаптации.

Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям происходит тогда, когда жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня.

Характер и особенности течения первых 2-х периодов позволяют классифицировать адаптацию по степени тяжести.

Лёгкая адаптация. При лёгкой адаптации отмечается незначительное снижение аппетита. Но уже вскоре ребёнок съедает положенную норму; восстанавливается сон; эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются. При этом взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Ребёнок практически не болеет.

Лёгкая адаптация отмечается в основном у детей младше 8–9 мес. или старше 1 года 6 мес., с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3-го года жизни при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками. В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребёнка ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита проходит более длительно, наблюдается период угнетения ориентировочной активности и задержка речевого развития, эмоциональное состояние неустойчиво. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчётливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при адаптации средней тяжести, как правило, возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и текущей без осложнений).

Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей в возрасте от 9 мес. до 1 года 6 мес. Следует отметить, что подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них есть отклонения в состоянии здоровья.

Тяжёлая адаптация характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Она может протекать в 2-х формах, каждая из которых имеет свои ведущие признаки. При 1-ой форме ребёнок заболевает в первые дни после поступления и затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение 1-го года пребывания в Доме ребёнка.

Чаще всего в Доме ребёнка регистрируется 2-ая форма тяжёлой адаптации, характеризующаяся длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с состояниями, близкими к невротическим. Наблюдается стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон нарушен на протяжении длительного времени, засыпание медленное, а пробуждение сопровождаются плачем. У этих воспитанников снижена ориентировочная активность, ребёнок, как правило, стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение. В отношении к взрослым он, как правило, избирателен. Зачастую такой ребёнок капризен, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается. Темп нервно-психического развития замедляется и такой ребёнок отстаёт в развитии речи и игровой деятельности. Адаптация в такой форме протекает, как правило, у детей более старшего возраста — после 1 года 6 мес., имеющих в анамнезе сочетание вредных воздействий с сильным влиянием факторов, снижающих функциональную активность коры головного мозга.

Учитывая всё сказанное, легко понять, что отягощенные беременность и роды матери, депривация и частые заболевания ребёнка, а также неправильные воспитательные воздействия отражаются на функциональном состоянии ЦНС уже в раннем возрасте. Это особенно ярко проявляется со 2-ой половины 2-го года жизни в доме ребёнка при предъявлении повышенных требований к активной психической деятельности. Особенно ярко выраженные отрицательные явления в поведении детей ведут к возникновению невротических состояний. Тяжёлая адаптация может быть определённым тестом, позволяющим предсказать поведение ребёнка в стрессовых ситуациях в дальнейшем.

Литература:

1.                        Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение,1981.-187С.

2.                        Книга для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.: ил.

3.                        Руководство для врачей домов ребенка/ [Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.]; Под ред. Л. В. Дружининой–М., Медицина 1987. –318с.

4.                        Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.                        Тонкова-Ямпольская Р. В. Фрухт Э. Л. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка. Москва. Просвещение, 1989 г., — 1989г. –192с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle