Библиографическое описание:

Дусалиева Л. А., Фиалко Е. А., Величко Е. В. Возможные пути устранения нарушений в психомоторном развития воспитанников дома ребёнка [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 232-234.

Ещё совсем недавно воспитание в домах ребёнка осуществлялось по утвержденной Министерством здравоохранения программе воспитания и обучения детей в доме ребенка [3]. Данная программа предусматривала решение комплекса задач: оздоровительной, образовательной, воспитательной и коррекционной направленности. К решению коррекционных задач относилось, прежде всего, исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений. Однако такая общая постановка коррекционных задач не позволяла изначально определить предполагаемые направления коррекционной работы.

В пояснительной записке отсутствовали данные об особенностях психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью, которые составляют основной контингент домов ребёнка на сегодняшний день, а содержание программы, в основном, строилось по принципу распределения учебного материала. К тому же данная программа с 1987 года не была переиздана, а более приемлемых программ Министерством Здравоохранения РФ, не предлагалось.

В рамках Федеральной Целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы, подпрограммы «Здоровое поколение» автономной некоммерческой организацией «Центр коррекционных технологий», была предложена новая программа воспитания и социализации детей в домах ребёнка. Программа была разработана по основным направлениям психофизического развития детей: ознакомление с окружающим и развитие речи, игра, изобразительная деятельность, физическая культура и т. п. В материалах программы была чётко разработана система коррекционно-развивающего сопровождения социально-реабилитационной и воспитательной работы в домах ребёнка. Однако настоящая программа, помимо того, что до сих пор не была утверждена Министерством Здравоохранения РФ, предназначалась исключительно для работы с инвалидами, имеющими сложную структуру дефекта [6]

В настоящее время специалисты вышеназванных учреждений частично применяют «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации [4,5].

Полностью реализовать данную программу не представляется возможным по той причине, что дома ребёнка с 2014 года являются учреждениями Министерства социального развития, и значительная часть времени отводится на лечебно-профилактические мероприятия, работу с психологом и социальную работу. К тому же для реализации задач по воспитанию нормально развивающихся детей в домах ребёнка отсутствует большинство необходимых условий, включая оборудование и инвентарь. [2].

Таким образом, на сегодняшний день актуальной является разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

В специализированном Доме ребенка «Звездочка» в 2009–2012гг. был проведен эксперимент, который еще раз доказал наличие тесной взаимосвязи между двигательным, познавательным и эмоциональным компонентами психомоторики у детей. В ходе эксперимента была разработана обладающая высокой эффективностью система занятий, обеспечивающая психомоторное развитие воспитанников. Данная программа являлась аналогом «Программы воспитания и обучения в детском саду», но была адаптирована так, что учитывала психические и физические особенности воспитанников дома ребёнка.

Чтобы комплексная система оздоровления воспитанников осуществлялась более эффективно и вписывалась в общий ритм работы Домов ребенка, мы совместили воспитательно-образовательный процесс и медицинские оздоровительные мероприятия и тем самым создали благоприятные условия для физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка [1].

Работая в данном направлении, мы четко следовали советам и указаниям врачей. Они рекомендовали повысить двигательную активность детей, использовать упражнения, направленные на выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры, рекомендовали занятия танцами и спортом, которые способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, развивают самообладание и контроль над эмоциями и движениями.

Такая работа, как правило, осуществима на занятиях по физической культуре и музыке. Однако мы предпочли работать в данном направлении на занятиях по изобразительной деятельности.

Мы совместили закаливание с изобразительной деятельностью. В ходе диагностирования, делая опору на коррекционные возможности изобразительной деятельности, мы выявили имеющиеся психомоторные нарушения и разработали рекомендации по их устранению. Наряду с занятиями изобразительной деятельностью мы использовали другие виды искусства, игры и оздоровительные мероприятия.

Общему закаливанию организма принадлежит ведущая роль в коррекции психомоторных нарушений на создание своеобразной модели воздействия на общее развитие детей в условиях Дома ребенка.

Врачами было отмечено, что физиологические изменения, происходящее в организме в период приспособления, положительно повлияли на деятельность большинства органов (сердца, легких и др.). Средствами закаливания являлись, прежде всего, естественные факторы природы: воздух, вода, солнечная радиация.

Помимо оздоровительного эффекта, такие занятия влияли на формирование познавательной деятельности детей, их психическое развитие в целом, учили воспринимать тот или иной предмет, явление природы, животных и растения, а также помогли замечать изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, линию, композицию).

Занятия рисованием, в сочетании с гидропроцедурами, исключали использование красок (кроме занятий граффити). Помимо того, что малыши рисовали водой - самым простым и всегда доступным материалом, — темы занятий им были хорошо знакомы или же быстро и легко усваивались. Поэтому все дети легко справлялись с заданием, что создавало необычайно радостное настроение, а главное – давало веру в себя. Этому способствовало также использование на занятиях народных музыкальных композиций, направленных на побуждение активных действий.

Самый излюбленный способ рисования у детей — это рисование ногами на мокром асфальте. В жаркий солнечный день во двор выносилось несколько емкостей с водой, которая брала на себя роль краски. Дети поочередно опускали в воду стопы и приступали к работе. Как было отмечено врачами, такие занятия способствовали укреплению опорно-двигательного аппарата. Не были они лишними и для детей, знакомых с проблемой энуреза, поскольку ноги обладают особой чувствительностью.

В основном такие занятия проводятся в июне, когда летний сезон только набирает свою силу. Постепенно длительность хождения босиком увеличивается, и детям предлагается рисование струёй воды из «бутылочки-брызгалки». При сжатии бутылочки у детей формируется мелкая моторика, а выбор правильного направления струйки воды тренирует глазомер и координацию движений.

В августе в занятия по изобразительной деятельности включается новая техника изображения — это рисование водой с помощью пульверизатора и трафарета. Вещество в баллончике должно быть абсолютно безвредным для здоровья малышей. Это может быть вода с добавлением в нее нескольких капель медицинской зелени. Ребенок удерживает левой рукой трафарет лягушки, гусеницы, бабочки, а правой рукой работает пульверизатором. Техника хороша тем, что рисунки с помощью трафаретов, заранее продуманных и приготовленных педагогом, могут преобразить игровую площадку. В отличие от рисунков ногами или при помощи «бутылочки-брызгалки», техника граффити позволяет малышам любоваться своими шедеврами продолжительное время.

Рисование водой способствует не только приобретению изобразительных умений и навыков, но и дает ребенку новые, раннее неизвестные знания об окружающем мире. Дети с удивлением находят для себя то, что вода имеет свойство быстро сохнуть под лучом палящего солнца. Когда дети увлечены работой, они вместо стены или асфальта обливают водой друг друга, и это вызывает у них смех, радостное настроение, создает массу положительных эмоций.

Врачами отмечается, что дети уже со второго месяца систематичного рисования водой перестают отвечать катаральными заболеваниям верхних дыхательных путей на резкие изменения температуры внешней среды. Необходимо отметить, что наши занятия — это только часть того комплекса закаливающих процедур, которые начинаются летом и длятся круглый год. Они не нарушают один из основных принципов закаливания — систематичность.

Данная работа показала, что внедрение некоторых видов нетрадиционных методов изобразительной деятельности в оздоровительные мероприятия несет в себе высокую эффективность. Основным критерием этой эффективности выступила положительная динамика в психомоторном развитии детей, а также развитие у них умений и навыков в разных видах деятельности.

Работа в данном направлении позволила сделать следующие выводы:

1.                 При наличии специально организованного обучения детей, у них повышается уровень представлений об окружающем мире, возникает понимание формы и величины, активизируется работа руки, которая влечёт за собой развитие речи и эмоционально-волевой сферы. Представленная система работы, в которой в качестве основного средства используются изобразительная деятельность, интегрированная с музыкальной и игровой деятельностью, обеспечивает не только достижение высоких результатов в плане собственно психомоторного развития воспитанников дома ребёнка, но и способствует повышению эффективности формирования у них умений и навыков во всех видах деятельности.

2.                 В определении подходов к работе по психомоторному развитию детей в Домах ребенка целесообразно опираться на глубокое понимание психомоторики, представляющей собой единство двигательного, познавательного и эмоционального компонентов.

3.                 Необходимым условием достижения высоких результатов в развитии психомоторики воспитанников дома ребёнка является длительное применение научно обоснованной системы работы.

4.                 Высокой эффективностью обладает комплексная система работы по психомоторному развитию воспитанников дома ребёнка, основные элементы которой (направления, содержание, условия, средства и результативность) учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.

Литература:

1.      Величко Е. В. «Обучаясь — лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с.

2.      Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е. А. Стребелевой, М., «Полиграфсервис», 1998.

3.      Программа обучения и воспитания детей в доме ребенка. Москва. Мин. здрав. РФ–1987

4.      Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. И. Е. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой-3-е изд., испр. и доп.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.-2008с. ISBN 5–86775–272–0

5.      Щелованов Н. М., Аскарина Н. М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М.,–Медгиз,1965–346с.

6.      Худенко Е. Д., Приходько О. Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой1 дефекта. Выпуск второй/ 2008г-107c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle