Методическая разработка «Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 16.02.2015

Статья просмотрена: 8496 раз

Библиографическое описание:

Теплова, И. С. Методическая разработка «Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру» / И. С. Теплова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 37-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/43/ (дата обращения: 18.04.2024).

Целью моей методической разработки является, формирование познавательной активности у детей с задержкой психического развития, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром используя различные методы.

Актуальность проблемы познавательной активности.

У большинства детей с ЗПР отсутствует учебная мотивация, или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения — одна из стержневых в психологии. Ее исследование имеет важное, значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

Задачи:

1. Образовательные

-          Способствовать прочному усвоению дошкольниками учебного материала.

-          Расширение кругозора детей через использование дополнительных источников (Мультимедиа)

2. Развивающие:

-          Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память

-          Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии.

3. Воспитательные:

-          Способствовать воспитанию саморазвивающейся и само — реализующейся личности.

4. Коррекционные.

-          Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития

Свою методическую разработку я поделила на 4 блока.

1 блок Формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием настольных дидактических игр.

2 блок Формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием рисования.

3 блок Формирование познавательной активности у детей с ЗПР с использованием мультимедийных презентаций.

4 блок Работа с родителями.

1.1 Формирование познавательной активности в обучении

Формирование познавательной активности у дошкольников на занятиях по окружающему миру может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебного материала содержит в себе эту возможность, а с другой — путем определенной организации познавательной деятельности дошкольника.

Первое, что является предметом познавательной активности для дошкольников — это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Познавательная активность.

Проблема создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. Отмечается низкий уровень сформированности у них потребности в познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру.

Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматривая новую школу, как источник радости, света и знания, считая интерес одним из важных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Жан-Жак Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитания к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К. Д. Ушинский в познавательных интересах видел основной внутренний механизм успешного учения. Интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет. Он основан на любопытстве и любознательности.

Познавательный интерес — это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Истоки познавательного интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является процесс воспитания и обучения. Он проявляется у ребенка в стремлении узнавать новое, выяснить не вполне ясное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Изучению познавательного интереса посвящены многие научные исследования, в совокупности, доказавшие его разностороннюю роль, как сложного и значимого образования личности. Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям. Находясь у основания творческой деятельности, он стимулирует выбор личностных ценностей. Интерес создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей, нейтрализуя равнодушие и инертность. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов.

Психические познавательные процессы — это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие, как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения ᴨперенести его на практическую деятельность.

Отметим характерные особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Во-первых, главным является — недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Дети с ЗПР в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. По образному выражению профессора В. А. Гиляровского, «наши воспитанники смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Эти особенности восприятия и памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.

Во-вторых, своеобразие познавательной деятельности детей с ЗПР состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления, вплоть до школьного возраста. Особенно страдают у детей с проблемами в развитии способность к анализу, логическому обобщению, абстракции. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Предлагаемый им материал дети понимают упрощенно, многое пропускают, искажают последовательность смысловых звеньев, не могут восстанавливать причинно-следственные связи. Анализ воспринимаемого материала отличается бедностью и фрагментарностью, дети не всегда называют составляющие рассматриваемого ими предмета, не отмечают многие существенные и важные свойства объекта. При проведении сравнения воспитанники обращают внимание на особенности, отличающие один предмет от другого, не замечая, чем эти предметы похожи. Иногда меняют сравнение на анализ одного из предметов. Особенно трудным является обобщение, которое основывается на случайных признаках. Для мыслительных процессов детей характерны стереотипность и тугоподвижность.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию дефектологической помощи дошкольникам с ЗПР.

Теоретики и практики в области коррекционной педагогики: ученые, дефектологи, логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.

В данном проекте я предлагаю использовать в качестве средства повышения познавательной активности детей с ЗПР на занятиях по окружающему миру дидактические игры, изобразительную деятельность, ИКТ-технологии.

Увеличение количества детей с ЗПР требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их развития, от уровня познавательной активности детей на занятии зависит количество и качество получаемых им знаний. На современном этапе развития коррекционной педагогики накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей с ЗПР: определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы, однако практических рекомендаций, методических разработок по проблеме повышения познавательной активности детей на психологических занятиях еще недостаточно.

Показателями выраженности познавательной активности являются:

-          эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании;

-          экспрессивно-мимические проявления интереса;

-          положительный эмоциональный фон, эмоциональные «всплески»;

Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности). Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий.

Специалистами были выявлены особенности по всем трем основным группам мотивов: внешним (страх, награда), внутренним (желание, инициатива самого ребенка) и промежуточно-соревновательным (мотивом выступает сравнение своих достижений с достижениями других).

Из внутренних мотивов доминируют игровые мотивы, мотивы сохранения, целостного привычного функционирования, в то время, как у нормально развивающихся сверстников ведущими в младшем школьном возрасте становятся познавательные мотивы, связанные со стремлением к интеллектуальной активности, овладению новыми умениями, знаниями и навыками, и широкие социальные отражающие потребность ребенка занять определенное положение и системе доступных ему общественных отношений. Старший дошкольный возраст рассматривается как переходный: в норме у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т. е. от игры к учебе.

1.3 Дидактические игры

В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность детей с ЗПР, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. В специальной (коррекционной) педагогике одним из таких эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их волевую и эмоциональную сферу, является дидактическая игра.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию, развитию и коррекции учащихся со сниженным интеллектом. Благодаря использованию дидактических игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий.

Описание: C:\Users\1\Desktop\ФОТО К ПРЕКТУ дефектолога\ДИДАКИЧЕСК ИГРЫ ФОТО\522.jpg

1.4 Средства изобразительной деятельности

В своей деятельности-рисунках, ребёнок пытается отобразить окружающий мир. В каждой своей работе ребенок выражает свои впечатления от увиденного, передает образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Рисование помогает развивать воображение, наблюдательность, а так же видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их выявлять характерное. Целью занятий с использованием рисования является не только формирование познавательной активности, но и самостоятельности, инициативности, развитие творческих способностей детей.

Среди различных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной) дети с ЗПР выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Рисуночная деятельность детей с различными формами задержки психического развития (ЗПР) имеет свои особенности. Главное, что отличает их от нормально развивающихся детей — некоторое запаздывание перехода стадий развития рисунка и более выраженная восприимчивость к обучению изобразительной деятельности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ЗПР проявляют большую активность в рисовании, предпочитают этот вид деятельности другим формам детской активности. Пpи систематическом использовании изобразительной деятельности в обучении, для развития познавательной активности ребёнка можно достичь неплохих результатов.

Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.

Одной из задач изобразительной деятельности для развития познавательной активности у детей с ЗПР является — насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

-          формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

-          учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

-          тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

-          актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

-          эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

-          развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

-          процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по окружающему миру с использованием средств изобразительной деятельности (рисования) способствуют тому, что:

1)        у детей формируются навыки наблюдения;

2)        совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3)        дети овладевают специфическим восприятием — умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4)        формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

5)        дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

6)        развиваются зрительная и двигательная память;

7)        дети учатся изображать предметы, т. е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8)        на занятиях по окружающему миру с использованием средств изобразительной деятельности у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Во время занятий по окружающему миру с использованием изо — творчества (рисования) выполняются некоторые условия выполнения работы.

1)        Тема. Беседа по теме с использованием наглядности.

2)        Рисовать можно в любой части листа, дорисовывать работу, рисунок другого человека.

3)        Нельзя запрещать другому человеку рисовать, там, где он хочет, не впускать на свой рисунок, другого человека, если это разрешено педагогом.

4)        Педагогом выбирается опыт выполнения работы, 2 опыта.

1-наедине с собой

2- в паре

3- группа, объединённая в пары.

В данном проекте использовались несколько вариантов рисования

Свободное рисование. Каждый ребенок рисует или выполняет то, что хочет нарисовать на заданную тему. Рисунок выполняется индивидуально, а беседа происходит после.

Так же высказываются дети группы, а затем сам автор.

Тема: НОД «ПДД»

Рисунок выполняется в конце занятия. Детям дается задание нарисовать дорожные знаки по памяти.

Цель: Закрепление знаний о дорожных знаках. Развитие памяти, восприятия, мышления.

Материалы: Лист бумаги формата А4, цветные карандаши;

Описание: C:\Users\1\Desktop\ФОТО К ПРЕКТУ дефектолога\РИСОВАНИЕ\524.jpg

 

Совместное рисование. Подгруппа из нескольких детей. Молча рисуют на одном листе бумаги по заданной теме. По окончании рисования, анализируется участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия его с другими детьми в процессе рисования. Педагог анализирует работу детей, наблюдая за процессом рисования. То как дети между собой выстраивают отношения. Как начинает рисовать ребёнок сколько места занимает на листе. Какими знаниями, умениями владеет ребёнок. После окончания рисовании ведётся беседа с детьми по заданной теме. Дети рассказывают, что каждый из них нарисовал и почему.

Тема: «Осень»

Рисунок «Осеннее дерево»

Рисунок выполняется в конце занятия.

Цель: Закрепление знаний об осени, об осеннем дереве. Развитие воображения, восприятия, мелкой моторики, графического навыка.

Материалы

Лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши; рисунки, фотографии с изображениями осенних деревьев.

Предварительная работа

Предложить ребенку подумать, чем его рука может быть похожа на дерево.

Попросить одного из детей описать любое осеннее дерево, не называя его, а остальных детей — определить загаданное дерево.

Рисунок

Ребёнок, растопырив пальцы, прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит её по контуру простым карандашом таким образом, что бы захватить и часть руки. Ладонь с пальчиками будет кроной дерева, а рука — стволом. Затем карандашом дорисовываются ветки дерева, обводится общий контур кроны.

Описание: 447

Описание: 459

 

Коммуникативное рисование. Группа объединяется в пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определённую тему, при этом как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, красок и линий. После окончания рисования ведется беседа о работах. При этом анализируется не художественные достоинства произведений, а те мысли, чувства, знания, умения использованные в процессе рисования.

Тема: НОД «Домашние птицы»

Рисунок «Петушок»

Цель: Закрепление знаний о домашних птицах. Развитие познавательного интереса. Развитие воображения, внимания, памяти, графического навыка.

Материалы

Лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши; рисунки, фотографии с изображениями домашних птиц.

Предварительная работа

Рассматриваются вместе с детьми картинки, фотографии с изображениями петушков. Обратить внимание детей на какую из птиц похожа их рука. Предложить детям представить свою ладошку в виде головы петушка, подвигать пальчиками, стараясь найти их оптимальное расположение.

Рисунок

Ребенок, растопырив пальцы, прикладывает ладошку к листу бумаги, затем обводит ее по контуру простым карандашом. Цветными карандашами по контуру пальцев дорисовывается гребешок. Большой палец превращается в клюв, а снизу ребёнок пририсовывает к нему бородку. В процессе рисования по сигналу педагога дети меняются своими работами. И рисование продолжается дальше. По завершении рисования с детьми ведется беседа, что в результате получилось.

Описание: DSCN1639

 

1.5 Использование мультимедийных презентаций (МП).

В своей работе я активно использую мультимедийные презентации. Как самостоятельно выполненные, так и из интернет источников. Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:

-          МП даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

-          активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

-          способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;

-          полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

-          занятия-презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Описание: DSCN1595

Работа с родителями

Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Вся работа в направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, индивидуального адресного похода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с ЗПР представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства. В системе работы предусматривается четыре основных аспекта, на основе которых происходит положительная динамика:

-          Координационная и коррекционная деятельность дефектолога.

-          Взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ.

-          Лечение у психиатра и других специалистов медицинского профиля.

-          Активное сотрудничество родителей (законных представителей) детей.

В общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество специалиста с родителями в различных ее современных формах:

1)        «Вести с занятий» — знакомство родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь.

2)        Лучшая тетрадь с домашними заданиями. Активизирующая рубрика на родительское содействие. И для создания мотивации к обучению осуществляю проведение конкурсов на лучшую тетрадь с домашними заданиями.

ФОТО ТЕТРАДЕЙ

Описание: DSCN1559

 

Описание: DSCN1560

3)        «Для Вас, родители!" — данная рубрика консультативно знакомит родителей с развитием, обучением и воспитанием детей возрастной группы.

Консультации для родителей:

1.         Тема: «В семье особый ребёнок»

2.         Тема: «Игры наши помощники»

3.         Тема: «Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам»

4.         Тема: «Игры, которые можно провести дома»

4)        Индивидуальное консультирование. Консультативный, рекомендационный и другой материал подбирается с учетом набранного контингента дошкольников группы и их родителей (законных представителей).

Описание: DSCN0919

5)        Совместное с родителями создание иллюстрированных альбомов по окружающему миру. В которые входят: загадки, рассказы, сказки.

6)        Проведение праздников совместно с родителями.

Семья вносит большой вклад в самоощущение ребенка как ученика, при правильном подходе (поддержке, понимании, сопереживании в трудностях и т. д.) создает возможность проявить творческий потенциал, попробовать себя в различных сферах и добиться успеха, в семье раскрываются его индивидуальные способности, создаются предпосылки для их развития. Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.

Вывод. В результате проведённой мною коррекционной работы с дошкольниками ЗПР по формированию познавательной активности на занятиях по окружающему миру, у детей:

1.         Сформировались навыки наблюдения;

2.         Дети овладели специфическим восприятием — умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

3.         Сформировались полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

4.         Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

5.         Дети стали более внимательными и усидчивыми;

6.         Дети научились применять умения и навыки полученные на занятиях;

7.         Успешно формируется познавательная активность;

Анализ динамики в результате проведенной коррекционной работы на занятиях по окружающему миру.

Проведенная работа способствовала развитию познавательной активности.

Полученные результаты отражают позитивную динамику роста развития по всем диагностируемым параметрам.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности дошкольника и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности бедующего школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

В данной методической разработке установлены исходные основы работы по развитию познавательной активности дошкольников. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные дидактические игры, рисование, мультимедийные презентации, с помощью которых они развивали: память, внимание, мышление, восприятие, пополняли знания и представления об окружающей действительности. Полученные результаты работы могут быть использованы в практике для дошкольников, как педагогами, так и детскими психологами и родителями.

Важно развивать способности каждого ребенка к самостоятельному творческому мышлению, умению использовать полученные навыки на практике. Таким образом, деятельность детей способствует саморазвитию и самореализации личности ребенка. Это обусловлено повышением интереса учащихся к предмету и индивидуальным подходом педагога к каждому ребенку.

Подводя итоги методической разработки, у детей отмечается положительная динамика по всем разделам. Используя дидактические игры, рисование, мультимедийные презентации на занятиях по окружающему миру как средства для формирования познавательной активности детей и развития всех психических функций у детей улучшились показатели по всем параметрам.

Раздел первый и его показатели

I.                   Исследования движений и действий. Моторика

II.                Восприятие

III.             Пространственно-временные представления

IV.             Мышление

V.                Память

VI.             Особенности внимания

VII.          Общий запас знаний и представлений

VIII.       Продуктивные виды деятельности

Описание: Печать0003

 

Литература:

 

1.         Бокшиц Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. — Л,1987.

2.         Большой толковый психологический словарь. Том 1–2/Артур Вебер.- М., 2001.

3.         Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского. — М., Просвещение, 1973, с. 86

4.         Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. — Киров,2006.

5.         Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. — М.:1981

6.         Казанский О. А. Игры в самих себя — М.:1995

7.         Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 1990

8.         Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком- М:1990.

9.         Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Владос, 1999 — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94

10.     Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. — Омск, 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, ребенок, окружающий мир, изобразительная деятельность, познавательная активность детей, познавательный интерес, развитие, занятие, знание, психическое развитие.

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через

Развивающие: а. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. б. Развивать связную, диалогическую речь.

Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром...

познавательная активность, ребенок, окружающий мир, изобразительная деятельность, познавательная активность детей, познавательный интерес, развитие, психическое развитие, занятие, знание.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром.

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Развитие познавательной активности детей среднего...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета.

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира...

Развитие познавательной активности детей старшего...

Библиографическое описание: Копина А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через

Развивающие: а. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. б. Развивать связную, диалогическую речь.

Экскурсии как средство ознакомления с окружающим миром...

познавательная активность, ребенок, окружающий мир, изобразительная деятельность, познавательная активность детей, познавательный интерес, развитие, психическое развитие, занятие, знание.

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром.

Особенности развития познавательной активности дошкольников

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Развитие познавательной активности детей среднего...

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета.

Задать вопрос