Библиографическое описание:

Федорова Н. Н. Организация проектной деятельности обучающихся по изучению концепта «Человек» на уроках русского языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 185-188.

В организации проектной деятельности обучающихся планирование данной деятельности является одним из основных моментов, поэтому именно на данном этапе учитель должен составить структуру будущего проекта — паспорт, который включает в себя актуальность, цель, задачи, гипотезу, этапы проведения, продукт проекта и риски, связанные с реализацией. [1, с. 10]

Актуальность проекта. Русский язык и литература как учебные предметы — плодотворная почва для проектной деятельности, которая позволяет решать такие проблемы, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Эти проблемы влекут за собой сложности в выполнении единого государственного экзамена, который включает в себя часть «С» — написание сочинения-рассуждения (эссе) с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на проверку следующих умений:

-        умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);

-        умение создавать собственное связное высказывание;

-        умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;

-        умение композиционно оформлять текст;

-        умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.

Непонимание обучающимися проблем исходного текста, основной мысли высказывания ведет к тому, что позиция автора может быть сформулирована неверно и обучающиеся не смогут правильно аргументировать свое мнение.

Данная проблема может быть решена через выполнение учебных проектов по анализу основных авторских концептов в художественных текстах определенных авторов. Это позволит обучающимся не только выявить позицию автора, но и рассмотреть, как функционирует авторский концепт не только в данном художественном тексте, но и в других информационных источниках.

Изучение концепта важно для обучающихся, так как особенности восприятия художественных текстов, связанные с ментальностью народа, находят отражение при изучении языковых особенностей русского языка и требуют объяснения.

Так, при изучении рассказов А. П. Чехова в Х классе целесообразно использовать анализ основных концептов для выявления позиции автора, который смог проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине, используя при этом малую жанровую форму — рассказ.           

Цель проекта: познакомить обучающихся с понятиями «концепт», «художественный концепт», «концептуальный анализ», проанализировать концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова.

Дидактические цели проекта:

-        создание ситуации, способствующей порождению текстов разных типов и формированию на этой основе лингвокультурологической компетенции учащихся;

-        системное и адекватное использование и развитие потенциала лингвистического образования учащегося на основе его познавательных и творческих возможностей.

Предмет исследования: концепт «Человек».

Материал исследования: рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре» — рассказы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации по программе Х класса.

Проблемные вопросы:

1)                 Какими репрезентантами представлен концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова;

2)                 Влияет ли изучение авторских концептов на выявление позиции автора художественного произведения.

Задачи:

1)      подготовить учебный проект по предложенному плану:

-   выполнить анализ концепта «Человек» по данным лингвистических словарей;

-   проанализировать синонимы и антонимы, репрезентирующие концепт «Человек», по словарям синонимов и антонимов;

-   подобрать и проанализировать афоризмы и паремии на предмет репрезентантов концепта «Человек»;

-   рассмотреть текстовую реализацию концепта «Человек» в предложенных рассказах А. П. Чехова;

-   выполнить анализ концепта «Человек» в устной речи на основе социолингвистического эксперимента;

-   построить полевую структуру концепта «Человек».

2)      представить итоги своей работы в виде реферата, мультимедийной презентации, эссе, анализа данных социологического опроса, буклета, электронного журнала, пакета рекомендаций, публикации, справочника, виртуальной экскурсии, дневника путешествий, главы из несуществующего учебника и т. д. (на выбор) и выступить на ученической конференции.

Вид проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

Методы: наблюдение, описание, концептуальный анализ, свободный ассоциативный эксперимент, констатирующий эксперимент.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

Практическая реализация

1. Подготовительный

1. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

2..Создание организационно-педагогических условий для начала реализации проекта

1. Создание паспорта проекта, обоснование его актуальности, значимости.

2. Обобщение имеющегося опыта работы с художественным текстом, с основными понятиями и терминами: концепт, концептосфера, структура концепта, концептуальный анализ.

Паспорт проекта

«Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова».

2. Организационный

1.Создание инициативных групп, способных реализовать цели и задачи проекта.

2. Разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта.

1. Создание творческих, исследовательских, проектных групп учащихся.

2.. Проведение занятий «Концепт. Репрезентация концептов», «Концептуальный анализ», «Художественный концепт», «Особенности языка А. П. Чехова», «Что делает человека человеком?» Подготовка к выполнению уровня С (сочинение-рассуждение) ЕГЭ по русскому языку» (учебное время — 4 часа).

3. Проведение констатирующего эксперимента (сочинение «Что значит быть человеком?»)

4. Создание анкет, опросников, дидактического материала для исследования концепта «Человек» обучающимися.

5. Составление плана работы инициативных групп.

Карточки с определениями (концепт, концептосфера, концептуальный анализ, языковая картина мира, наивная картина мира, художественный концепт), анкета для ассоциативного эксперимента, алгоритм концептуального анализа; сочинения обучающихся.

3. Поисково-исследовательский

Исследование концепта «Человек» (отсистемный подход)

1. Анализ значений ключевого слова на основе словарных толкований.

2. Построение и изучение различных полей, именем которых выступает основное лексическое средство репрезентации концепта «Человек».

3. Анализ фразеологических и паремиологических единиц, в которые входит изучаемое слово «Человек»,

4. Ассоциативный эксперимент

Отчет обучающихся по анализу толковых, этимологических, словообразовательных, ассоциативных словарей; составление обучающимися тематических групп паремий и афоризмов-репрезентантов концепта «Человек».

Отчет по проведенному ассоциативному эксперименту по концепту «Человек» среди учащихся 9–11 классов.

4. Практический

Изучение авторского концепта «Человек» в художественных текстах А. П. Чехова (оттекстовый подход).

1. Построение полевой структуры концепта «Человек» в языковой картине мира.

2. Чтение рассказов А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре»; анализ авторского концепта «Человек» и его репрезентантов, представленных в рассказах.

3. Построение структуры концепта «Человек» в художественной картине мира А. П. Чехова.

Полевая структура концепта «Человек» в языковой и в художественной картинах мира.

Отчет обучающихся по анализу авторского концепта «Человек» в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре».

Отчет представлен в виде проектной работы по русскому языку.

5. Аналитический этап

1.Обработка, анализ и систематизация полученной информации.

2.Разработка проекта (на следующий учебный год).

1.Анализ и оформление результатов учебной деятельности в качестве проекта-доклада на школьной научно-практической конференции.

2. Выпуск буклета по итогам учебного проекта.

3. Представление учебного проекта «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова» на конкурсах разного уровня.

4. Анализ результатов итогового контроля.

5. Описание метода концептуального анализа на уроках русского языка:

на материале учебного проекта «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова»

Протокол школьной научно-практической конференции, сертификат участника НПК;

буклет «Концепт «Человек» в рассказах А. П. Чехова».

Методологическую основу исследованиясоставили:

-        теории концепта в исследованиях отечественных филологов, когнитологов и лингвокультурологов (Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, С. Х. Ляпин, С. С. Неретина, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и др.);

-        лингвистические (Н. Д. Арутюнова, А. Г. Догалаков, М. В. Пименова, Ю. С. Степанов, М. В. Черников, А. Д. Шмелев и др.) и методические теории классификаций концептов (Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, ЛА. Ходякова и др);

-        лингвистические и методические теории анализа концепта: лингвоконцептоцентрический подход к речевому развитию школьников (Н. Л. Мишатина), метаконцептуалъная система анализа художественного произведения (М. С. Виноградова), концептный анализ (Л. Н. Богатая);

-        теория системного подхода к литературе, в рамках которого рассматривается триада «автор-текст-читатель» в литературоведческой науке (В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман), идеи об интертексте как среде обитания культурных и художественных концептов (В. Г. Зусман, Ю. С. Степанов); исследования о соотношении общеязыковых («познавательных» — С. А. Аскольдов) и художественных (Н. С. Болотнова, В. Г. Зусман, Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева, О. Н. Чарыкова и др.) концептов и функционировании художественной картины мира автора (Л. В. Миллер, Е. В. Сергеева);

-        исследования концепта «Человек» в русском языке, русской культуре и литературе.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Для успешной реализации проекта необходимы следующие виды ресурсного обеспечения: — кадровый ресурс (учителя русского языка и литературы высшей и первой квалификационной категории); — технический ресурс (компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, ТСО); — научно — методический ресурс (электронные учебные и методические пособия, учебно-методическая литература, художественные тексты, лингвистические словари).

Индикаторы эффективности реализации проекта

-        Повышение качества успеваемости обучающихся, подготовка обучающихся к выполнению части «С» единого государственного экзамена.

-        Повышение удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом.

-        Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

Гипотеза исследования: обучающиеся Х класса смогут через поиск основных авторских концептов, их репрезентантов, построения концептуального поля развивать умения и навыки, необходимые для подготовки и выполнения части «С» единого государственного экзамена, а именно

-        умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);

-        умение создавать собственное связное высказывание;

-        умение формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;

-        умение композиционно оформлять текст;

-        умение выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя богатство, выразительность, точность, ясность и чистоту речи.

Риски проекта: не все участники проекта готовы осознать значимость данного проекта и включиться в его деятельность.

В результате реализации данный проект поможет достигнуть следующих результатов:

-        формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых при работе с текстом на уроках русского языка и во внеурочной деятельности (проведение концептуального анализа: изучение концептов по лингвистическим словарям, анализ афоризмов и паремий, анализ авторских концептов в художественном тексте; проведение и анализ результатов ассоциативного эксперимента);

-        формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (организация работы, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.), а также формирование умений и навыков, необходимых при сдаче единого государственного экзамена (например, части «С»);

-        возрастание познавательных потребностей обучающихся (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам русского языка и литературы, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для обучающегося);

-        расширение кругозора обучающегося (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, необходимых как для дальнейшего саморазвития, так и для сдачи единых государственных экзаменов).

Литература:

1.                  Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9–11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.

2.                  Чехов А. П. Избранные произведения. В 3-х томах. Повести и рассказы. 1897–1903. Пьесы., М., «Худож. лит»., 1976.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle