Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 30.06.2014

Статья просмотрена: 1339 раз

Библиографическое описание:

Черкасова, И. В. Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения / И. В. Черкасова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5947/ (дата обращения: 26.04.2024).

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе дистанционного образования.

Конечно, процесс обучения любого студента в возрасте 15–20 лет должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении преподавателя и обучающегося. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен — действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и другие.

Но другое дело — обучение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ЛОВЗ). Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из аудитории в аудиторию и прочие.

Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для детей-инвалидов и ЛОВЗ должна выступить система дистанционного обучения. Системное использование информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения — эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. Ведь к таким детям нужен индивидуальный подход.

С 2012 года в городе Ставрополе на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее — ГБОУ СПО) «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» создан Краевой центр дистанционного обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором получают среднее профессиональное образование в дистанционной форме 18 человек по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах». В основном, это обучающиеся с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно. Для проведения занятий используется учебная среда Moodle, которая используется более чем в 100 странах.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении преподавателя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Обучение осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий в режиме реального времени, для чего используется сервис видео-конференцсвязи True Conf On-line, возможности которого способствуют объединению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение в колледже позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Студент не ждет пока преподаватель запишет на доске задания или приведет пример решения, он имеет доступ к электронному учебно-методическому комплексу.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Краевом центре дистанционного обучения, используемые преподавателями ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» на занятиях: лекция (в режиме реального времени, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет- ресурсов, на электронных носителях, текстовых с включением иллюстраций, видео, анимации); самостоятельная работа (поисковая, исследовательская, творческая и т. д.); конференция в чате; тренировочные упражнения; контрольные работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация и другие.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого обучающегося: все созданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения на форуме. Чат позволяет организовывать обсуждение проблем в режиме реального времени.

Особенностями дистанционного обучения являются: индивидуализация, модульность структуры учебного материала, необходимость тщательного планирования и систематического управления, интерактивность, особый характер мотивации обучающихся.

Преимущества дистанционного обучения:

-        обучение детей-инвалидов и ЛОВЗ;

-        доступ к учебным материалам с помощью сети Интернет из любой точки края, страны;

-        дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проезд к месту обучения, проживания в другом городе.

К недостаткам дистанционного обучения следует отнести:

-        отсутствие эмоциональности занятий, непосредственного общения преподавателя и обучающегося;

-        необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернете;

-        при дистанционном обучении отсутствует постоянный контроль над обучающимися;

-        одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;

-        для дистанционного обучения необходима самодисциплина;

-        недостатком является высокая трудоемкость разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) для дистанционного обучения.

О составлении ЭУМК, мы и поговорим далее. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы обучающихся как неотъемлемой части учебного процесса.

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса.

Учебно-методический комплекс по дисциплине, междисциплинарному курсу или профессиональному модулю в целом включает: учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебника, учебного пособия, учебно-методического пособия, практического пособия; методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины, методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий, лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний обучающихся и т. д.); рекомендуемые элементы (конспект лекций, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.); дополнительные информационные ресурсы (словари, справочник, периодические издания, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, сетевые ресурсы и т. п.).

Учебно-методический комплекс по учебной практике включает следующие основные элементы: программа практики, графики проведения, образец формы отчетного документа и порядок его оформления.

Учебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации включает следующие основные элементы: темы выпускных квалификационных работ, требования к содержанию и методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ, из критерии оценки.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а также методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы, ссылки сайтов с необходимой информацией.

Достоинства ЭУМК:

1.      Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио- видео-, графической информации, схем, чертежей и т. п.

2.      Экономия времени на поиск материала.

3.      Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого. Преподавателю предоставляется возможность быстрого и объективного анализа знаний студентов, при оценке которых полностью исключается его субъективное отношение к обучающемуся.

4.      Интенсификация самостоятельной работы обучающихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

5.      Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации.

6.      Своевременная и объективная оценка результатов деятельности обучающихся.

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к занятиям с их применением, так и во время их проведения:

1.      Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.

2.      Сложности в интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий.

3.      Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.

Таким образом, создание учебно-методических комплексов в ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяет детям — инвалидам и ЛОВЗ, обучающихся на дому, успешно реализовывать профессиональную программу по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что электронный учебно-методический комплекс повышает качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса; учит моделировать учебный процесс, формирует и совершенствует профессиональные компетенции педагога.

Таким образом, внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что особенно актуально в период перехода к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения.

Литература:

1.   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2.   Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2009.

3.   Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 2008.

4.   Полат Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. — М.: ИНФО, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, учебный процесс, ограниченная возможность здоровья, электронный учебно-методический комплекс, Краевой центр, обучающийся, процесс обучения, реальное время, Советский Союз, Ставропольский колледж связи имени Героя.

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения.

Ключевые слова:электронные ресурсы образовательного назначения, дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Дистанционное обучение – способ получения образования

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа, профессиональное образование...

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного обучения.

Ключевые слова:электронные ресурсы образовательного назначения, дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Дистанционное обучение – способ получения образования

дистанционное обучение, обучающийся, процесс тестирования, учебный процесс, материал, образовательный процесс, участник процесса обучения, сложность освоения, преподаватель, длительное время.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа, профессиональное образование...