Библиографическое описание:

Черкасова И. В. Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 231-233.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе дистанционного образования.

Конечно, процесс обучения любого студента в возрасте 15–20 лет должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении преподавателя и обучающегося. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен — действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и другие.

Но другое дело — обучение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ЛОВЗ). Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка-инвалида: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из аудитории в аудиторию и прочие.

Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для детей-инвалидов и ЛОВЗ должна выступить система дистанционного обучения. Системное использование информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения — эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. Ведь к таким детям нужен индивидуальный подход.

С 2012 года в городе Ставрополе на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее — ГБОУ СПО) «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» создан Краевой центр дистанционного обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором получают среднее профессиональное образование в дистанционной форме 18 человек по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах». В основном, это обучающиеся с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно. Для проведения занятий используется учебная среда Moodle, которая используется более чем в 100 странах.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении преподавателя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Обучение осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий в режиме реального времени, для чего используется сервис видео-конференцсвязи True Conf On-line, возможности которого способствуют объединению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение в колледже позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Студент не ждет пока преподаватель запишет на доске задания или приведет пример решения, он имеет доступ к электронному учебно-методическому комплексу.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Краевом центре дистанционного обучения, используемые преподавателями ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» на занятиях: лекция (в режиме реального времени, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет- ресурсов, на электронных носителях, текстовых с включением иллюстраций, видео, анимации); самостоятельная работа (поисковая, исследовательская, творческая и т. д.); конференция в чате; тренировочные упражнения; контрольные работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация и другие.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого обучающегося: все созданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения на форуме. Чат позволяет организовывать обсуждение проблем в режиме реального времени.

Особенностями дистанционного обучения являются: индивидуализация, модульность структуры учебного материала, необходимость тщательного планирования и систематического управления, интерактивность, особый характер мотивации обучающихся.

Преимущества дистанционного обучения:

-        обучение детей-инвалидов и ЛОВЗ;

-        доступ к учебным материалам с помощью сети Интернет из любой точки края, страны;

-        дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проезд к месту обучения, проживания в другом городе.

К недостаткам дистанционного обучения следует отнести:

-        отсутствие эмоциональности занятий, непосредственного общения преподавателя и обучающегося;

-        необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернете;

-        при дистанционном обучении отсутствует постоянный контроль над обучающимися;

-        одной из проблем обучения остается проблема установления личности пользователя при проверке знаний. Невозможно предугадать, кто выполнил работу;

-        для дистанционного обучения необходима самодисциплина;

-        недостатком является высокая трудоемкость разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) для дистанционного обучения.

О составлении ЭУМК, мы и поговорим далее. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы обучающихся как неотъемлемой части учебного процесса.

Электронный учебно-методический комплекс позволяет повысить качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса.

Учебно-методический комплекс по дисциплине, междисциплинарному курсу или профессиональному модулю в целом включает: учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебника, учебного пособия, учебно-методического пособия, практического пособия; методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины, методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий, лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний обучающихся и т. д.); рекомендуемые элементы (конспект лекций, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.); дополнительные информационные ресурсы (словари, справочник, периодические издания, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, сетевые ресурсы и т. п.).

Учебно-методический комплекс по учебной практике включает следующие основные элементы: программа практики, графики проведения, образец формы отчетного документа и порядок его оформления.

Учебно-методический комплекс по государственной итоговой аттестации включает следующие основные элементы: темы выпускных квалификационных работ, требования к содержанию и методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ, из критерии оценки.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а также методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы, ссылки сайтов с необходимой информацией.

Достоинства ЭУМК:

1.      Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио- видео-, графической информации, схем, чертежей и т. п.

2.      Экономия времени на поиск материала.

3.      Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого. Преподавателю предоставляется возможность быстрого и объективного анализа знаний студентов, при оценке которых полностью исключается его субъективное отношение к обучающемуся.

4.      Интенсификация самостоятельной работы обучающихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

5.      Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации.

6.      Своевременная и объективная оценка результатов деятельности обучающихся.

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к занятиям с их применением, так и во время их проведения:

1.      Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей.

2.      Сложности в интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий.

3.      Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.

Таким образом, создание учебно-методических комплексов в ГБОУ СПО «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова» с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяет детям — инвалидам и ЛОВЗ, обучающихся на дому, успешно реализовывать профессиональную программу по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».

Из всего сказанного можно сделать вывод, что электронный учебно-методический комплекс повышает качество подготовки специалистов, эффективность всех форм учебного процесса; учит моделировать учебный процесс, формирует и совершенствует профессиональные компетенции педагога.

Таким образом, внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что особенно актуально в период перехода к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения.

Литература:

1.   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2.   Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2009.

3.   Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 2008.

4.   Полат Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. — М.: ИНФО, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle