Библиографическое описание:

Авдеева О. Н. Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 109-111.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. В современных условиях развития российского общества, когда глубокие перемены, происходящие в жизни нашего государства, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение такие явления, как равнодушие, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, эгоизм, цинизм. Современное поколение проявляет интерес к иностранным фильмам, в которых культивируется насилие, презрительное отношение к человеческим ценностям. Оно выбирает зарубежных киногероев, представителей шоу бизнеса в качестве примеров для подражания. Слушает зарубежную музыку, не понимая смысла и текста исполнения, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства.

В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их способности к самообразованию, творческому подходу в решении задач, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентировке в новой ситуации.

Задача общеобразовательной школы на современном этапе — подготовить гармонически развитую личность, наделенную ответственностью как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, чтобы окончив школу, выпускники оказались подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.

Для выявления уровня развития творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе мною используется тест педагога — психолога Т. А. Шишковец. [5, с.80]

Меня заинтересовала проблема формирования гражданственности и патриотизма учащихся. В связи с этим встал вопрос о необходимости создания еще на уровне 6–7 классов условий для развития творческого потенциала школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной деятельности. Мои многолетние наблюдения как педагога, руководителя школьного краеведческого музея (с 2003 года) и клуба будущих избирателей (с 2008 года) за творческими способностями учащихся, показали, что занятия школьников в клубах по интересам, школьном краеведческом музее, организация экскурсий по историческим местам, местам сражений, участие в творческих конкурсах разных направлений повышают уровень знаний, способствует решению задач патриотического и гражданского воспитания, формируют практические навыки анализа информации, самообучения, умения организовать поиск решений в различных жизненных ситуациях.

Задача учителя истории и обществознания заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развития системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности, позволяющей проявить каждому ученику на уроках и во внеклассной работе свои творческие возможности, навыки исследовательской деятельности, любящей своих близких, уважающей окружающих, дорожащей честью своей школы, преданной своему Отечеству.

Я преподаю историю и обществознание в 5–9 классах. Мои методические обобщения были представлены на педагогических чтениях, научно-практических конференциях, проведенных мастер-классах для слушателей-учителей обществоведческих дисциплин курсов повышения квалификации Старооскольского городского института усовершенствования учителей. В 2009 году я стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Используемые мною методы, приемы, формы, средства организации учебного процесса и внеклассных мероприятий прослеживаются в единой системе «урок — внеклассная работа». В образовательном процессе, оказавшем положительное влияние на результаты обучения, внеклассную работу я использую следующие инновационные педагогические технологии:

-       технология исторического образования (Ю. Л. Троицкий), позволяющая каждому школьнику на уроке приблизиться к исторической действительности определенной эпохи, высказывать собственную точку зрения;

-       игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова), которые характеризуются наличием игровой модели, ролевых позиций, возможностями принятия альтернативных решений;

-       проблемно-развивающая технология (Н. Г. Мошкина);

-       технология личностно- ориентированного обучения (И. С. Якиманская);

-       информационно- коммуникационные технологии;

Ю. Л. Троицкий отмечает: «…технологии традиционного обучения не предполагают развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное применение репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания.Чаще всего перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагается определенная их трактовка, объяснения. Деятельность учащихся на уроке чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных моментов текста. Такой подход не предполагает никакой предметной деятельности» [3, с.46].

По убеждению А. А. Вербицкого «ученик, выполняя игровую роль, вступая в условно-реальные отношения с другими играющими, приобретает опыт как познавательной и профессиональной деятельности, так и соци-альных отношений. В игровой деятельности наиболее развернуто реализуется один из важнейших принципов воспитания — принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности» [1, с.26].

. И. С. Якиманская в работе «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» выделяет следующие «основные позиции личностно-ориентированного обучения:

-         личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

-         образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, интересы, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения» [7, с. 34].

В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки» [7, с.36].

В современных условиях одной из задач образования и воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют позитивной динамике учебных достижений школьников. Опыт работы в школе показывает, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений быстро ориентироваться в бурном потоке информации, создавать учебные презентации, умение выделять главное, обобщать материал, делать выводы.

Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа (англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать на уроках истории и обществознания текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Целью моей педагогической деятельностиявляется выбор оптимальных методов, средств, форм организации учебного процесса и внеклассной работы для развития творческих возможностей учащихся, формирования активной, гражданской личности, преданной своему Отечеству. Школьные курсы истории и обществознания обладают значительным социализирующим потенциалом. Однако, как показывает практика, уроки в традиционной форме не всегда адекватны задачам данных курсов и не обеспечивают эффективную социализацию личности обучающихся. В условиях, когда ученик ставится в позицию исследователя, осуществляет самостоятельный поиск, вырабатывает свое суждение, появляется возможность формирования человека свободного, способного самоопределяться в окружающей действительности. С 5 класса и продолжая далее, я начинаю работу с историческими источниками, мифами, которая способствует углублению и конкретизации знаний, созданию ярких образов и картин прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. Изучение темы по истории древнего мира (5 класс) «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дает возможность ученикам, работая с источниками, познакомиться с личностью Гомера, Генриха Шлимана, с историей Троянской войны, выяснить ее причины, основные события, оценить поступки героев поэм, выяснить, что греки ценили в человеке. Ученикам предлагается ответить на вопросы: 1. Чему посвящена поэма «Илиада»? Почему она так называется? С рассказа о каких событиях начинается? Чем заканчивается? 2. Знаменитая греческая поэма «Одиссея» написана по преданию, как и «Илиада», Гомером. 3. В поэме «Одиссея» рассказывается о десятилетних странствиях Одиссея, возвращавшегося из-под Трои на Итаку. Вспомните, что вам известно о главном герое поэмы. 4. Как погибла Троя? Какую роль в ее гибели сыграл Одиссей? 5. Покажите на карте путь, который предстояло преодолеть Одиссею и его спутникам. 6. Мифы о странствиях Одиссея и др.

Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой, а за компьютером, причем зачастую в позиции активного интерактивного игрока. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Л. С. Выготский видит в игре «способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. Актуальность применения игровых технологий с годами не становится менее значимой, напротив, из-за перенасыщенности современного школьника информацией, расширения информационной среды за счет телевидения, радио, интернета актуальность игры в настоящее время повышается» [2, с.26]. Дидактическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом с учебно-познавательной направленностью. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять, оценивать.Большое внимание на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе я уделяю групповой самостоятельной работе, которая предполагает выполнение с участниками разных ролей.

Эффективным средством в работе учителя считается исследовательский метод, применяемый на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности. Цель исследовательского метода — научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания.

По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

Анализ исследований показал, что чем старше становятся ученики, тем выше у них качество знаний по предмету, тем активнее их участие в предметных конкурсах, дистанционных олимпмиадах по истории, обществознанию, краеведению, смотрах, внеклассной деятельности по предметам обществоведческого цикла.

Используемые инновационные методики, педагогические технологии, средства, формы, приемы обучения способствуют формированию у детей критического мышления, навыков активного речевого общения, создают условия для возможности учащимся реализовать себя в проектах различной направленности. В последнее время они становятся активными участниками муниципальных социально ориентированных проектов «Я — Россиянин», «Наше время», «Выбор», конкурсов агитбригад, деловых игр, дебатов, брейн-рингов, турниров знатоков, предметных недель по истории, акций «Ветеран живет рядом», «Собери посылку солдату», «Белый цветок», которые помогают развивать их индивидуальные и творческие способности, обеспечивают разумный отдых.

С 2003 года я руковожу школьным краеведческим музеем, в Совет которого входят ученики 7–9-х классов. Под руководством педагога дети готовят выставки, организуют лектории, проводят экскурсии, развивают навыки работы с документацией, фондом музея. В муниципальных этапах недели «Музей и дети» ежегодно школьный краеведческий музей занимает призовые места. Я имею благодарности Старооскольского краеведческого музея «за активную деятельность в области сохранения историко-культурного наследия края и большой личный вклад в развитие краеведческой, музейной и поисковой работы со школьниками».

С 2008 года возглавляю Клуб будущих избирателей «Шаг в будущее», объединяющий учащихся 8–9-х классов, который оказывает немалое влияние на формирование правовой культуры подростков, развитию их творческого потенциала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплексное использование традиционных и современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания школьников, является важным педагогическим условием для интеллектуального, творческого, нравственного развития личности.

Литература:

1.      Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения /А. А. Вербицкий. — М.: РИЦ МГУ им. М. А. Шолохова, 2010. — С.14.

2.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: 1997. — С. 26.

3.      Троицкий Ю. Л. Технология исторического образования / Л. Ю. Троицкий // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004.- № 4. — С.46–48.

4.      Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н. И. Шевченко. — М.: Русское слово, 2008. — С.127.

5.      Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2005. — С. 79–81.

6.      Юдовская А. Я. Критически осмыслить прочитанное / А. Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — № 10. С.46–50.

7.      Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: 2000. — С.34–37.

Основные термины (генерируются автоматически): уроках истории, уроках истории и обществознания, внеклассной работе, внеклассной деятельности, творческих способностей учащихся, организации учебного процесса, Похожая статья, Развитие творческих способностей, познавательной деятельности, познавательной деятельности учащихся, творческих способностей школьников, способностей учащихся основного, развития творческих, творческого потенциала школьников, патриотического воспитания учащихся, творческих возможностей учащихся, уроках технологии, современного школьника, гражданской личности, гражданственности и патриотизма учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle