Библиографическое описание:

Горобец О. А. Методы и приемы формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 135-138.

Информационная грамотность трактуется как характеристика личности, определяющая ее способность решать элементарные информационные задачи на основе сформированных знаний и умений в сфере взаимодействия с информацией в соответствии с усвоенной системой ценностей.

В данной работе формирование информационной грамотности предполагает реализацию в аспекте деятельностного, системного, аксиологического, развивающего и компетентностного подходов.

Исходя из определения информационной грамотности и сущности деятельностного подхода, предполагается, что эффективная организация учебного процесса должна:

-        содержать постановку учебно-информационных задач;

-        быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;

-        привлекать обучающихся к информационной деятельности на всех учебных предметах;

-        иметь практическую направленность и ориентироваться на создание информационных задач;

-        быть основана на активных методах обучения;

-        учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;

-        показывать, где могут быть практически использованы приобретаемые умения и знания;

-        использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта.

Таким образом, задача формирования информационной грамотности младших школьников может быть достигнута с помощью включения учащихся в информационную деятельность, которая подразумевает в начальной школе поиск, обработку и хранение информации.

На каждом уроке с помощью небольшой беседы о теме и цели прошлого урока необходимо создавать ситуацию целеполагания. Ребенок обязательно должен сформулировать сам свою цель на урок — без этого не возникнет работа в уме (замысел).

Также необходимо систематически создавать ситуацию информационного поиска, строить процесс обучения адекватно модели исследовательской деятельности. Только в постоянной информационно-поисковой практике будет формироваться опыт информационной деятельности.

Системный подход к эффективной организации обучения, направленного на формирование информационной грамотности, в идеале реализуется при соблюдении следующих принципов:

-       интегративности,

-       непрерывности.

Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной грамотности личности на всех учебных предметах.

Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования для формирования информационной компетентности личности. При этом на каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным.

Информационные ценности формируются через ценностное отношение и ценностные установки. Исходя из определений этих терминов очевидно, что ценностные ориентации и мотивация рассматриваются во взаимосвязи. Таким образом, аксиологический компонент информационной грамотности и мотивационный формируются в единстве.

Процесс познания неотделим от оценки. Ценностный аспект информационного восприятия проявляется в оценке:

-       источника информации;

-       содержания информации;

-       способа подачи информации.

Формирование информационной грамотности на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности. Поэтому оно не может быть полноценным без опоры на эмоции. Необходимо практиковать оценочные суждения, опирающиеся на непосредственные переживания и чувства учащихся.

Ценностное отношение к информационной деятельности может формироваться только в условиях развивающего обучения, одним из принципов которого является создание обстановки доброжелательности, свободы и понимания. Поэтому в ситуации постановки и решения информационных задач учитель должен занимать субъектную позицию, что обеспечит возможность выбора ценностных ориентаций, формирование чувства достоинства и уверенности в своих возможностях и силах.

Формирование положительного отношения к приобретению знаний у младших школьников выступает как неотъемлемый элемент системы методов формирования информационной грамотности младших школьников.

Особенность компетентностного обучения состоит в том, что прослеживаются условия происхождения данного знания. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения, поэтому методы, характерные для традиционного обучения, утрачивают свою актуальность.

Для реализации данных подходов необходим оптимальный выбор методов, используемых в практике компетентностного обучения, которое основывается на деятельностном, системном, развивающем, аксиологическом подходах.

Обычно большую часть урока учитель объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает репродуктивные задания. Активной познавательной деятельности учащихся отводится очень мало времени, что ведет к недостаточному развитию мышления. Проблемные, практические и исследовательские методы, способствующие формированию мыслительных процессов, используются недостаточно.

Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стереотипных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с познавательными объектами и учебником [3, c. 266].

Задания должны рассматриваться как учебно-информационные задачи (лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические). Решение таких задач будет направлено на формирование умения анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, делать выводы. В то же время будет способствовать развитию абстрактного научного мышления, в частности лингвистического, правильному усвоению языковых понятий и их связей, применению знаний в практике языка и речи, накоплению опыта информационной деятельности.

В процессе формирования информационной грамотности младшего школьника не последнюю роль играет метод работы с текстом.

Целью самостоятельной работы с научным текстом на уроках русского языка может быть поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с книгой дома также предполагает постановку мотивирующего к прочтению (к поиску информации) задания.

Распространенным приемом использования дополнительной литературы являются индивидуальные задания учащимся по подготовке к выступлению:

  1. Прочитав научную статью, сделайте плакат для участия в конкурсе или презентацию.
  2. Используйте научную статью в качестве основы для телевизионной передачи.
  3. Провести исследование по вопросу, возникшему на уроке.
  4. Составь по тексту алгоритм, схему или таблицу.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени, чтобы это стремление не «остыло». Кроме того, перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

В 3–4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими.

Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Наконец, в этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников.

Формирование информационной грамотности не может быть основано только на знаниях об осуществлении информационной деятельности и умении поиска информации. Ни один человек не будет совершать те или иные действия, если он не заинтересован в результате деятельности. Таким образом, помимо когнитивного компонента информационная грамотность обязательно включает в себя ценностный и мотивационный компоненты.

Мотив информационной деятельности не возникает стихийно, а формируется в ходе самой этой деятельности.

Мотивационный этап организации информационной деятельности состоит из трех учебных действий.

1.      Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: а) постановкой перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказом учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2.      Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.

3.      Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу. Таким образом создается установка на необходимость подготовки к изучению материала [2, с. 263].

Формирование положительного отношения к приобретению знаний у младших школьников выступает как неотъемлемый элемент системы методов обучения.

Сегодня мы все чувствуем, что информация без умения ею пользоваться имеет очень мало смысла. На первый план выходит в таком случае не проблема «сколько знать», а проблема «что надо уметь». Насущной необходимостью становится обучение приемам и методам работы с материалом. Кстати, это связано с возвращением к классическому определению термина «знания», с которым произошла подмена значения. Знания — это ориентировочная основа для возможного планирования и осуществления каких-либо действий [1, с. 35–36].

Умение — это способ выполнения действия, основанный на приобретенных знаниях.

Таким образом, операциональный компонент информационной грамотности зависит от сформированности когнитивного компонента.

Под информационными умениями понимаются освоенные способы выполнения действия, обеспечиваемые приобретенными знаниями об информационной деятельности.

У учащихся необходимо формировать четыре группы умений, обеспечивающих:

-       поиск информации;

-       обработку информации;

-       хранение информации;

-       рефлексивные умения в сфере работы с информацией.

В качестве методов оценки и контроля сформированности информационной грамотности у младших школьников предлагаются следующие:

-       анкетирование;

-       тестирование;

-       ситуационные задачи;

-       задачи на ценностную ориентировку.

Прием решения ситуационных задач основан на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в обилии информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые сведения для решения проблемы, активно пользоваться знаниями, уметь их применять.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит выраженный практический характер, что отвечает требованиям компетентностного подхода к формированию информационной грамотности личности. Часто решение ситуационных задач требует применения знаний нескольких учебных предметов; способствует выстраиванию партнерских отношений между учителем и школьников (и учитель, и учащийся — субъекты учебной деятельности, каждый из них имеет право на свою точку зрения). Младшие школьники развивают навыки принятия решений, усваивают закономерности и правила русского языка.

Особенность задач на ценностную ориентировку состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Конфликт в них задается не только разрывом между требованием задачи и наличным уровнем знаний и умений, но и различием ценностей, на которые воспитанник опирается при их решении. Весьма важная с психологической точки зрения особенность задач на ценностную ориентировку состоит и в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного способа поведения (т. е. правильного решения задачи) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять при этом сбивающему эмоциональному воздействию различных факторов: ошибочным групповым мнениям и действиям; воздействию хотя и привычного, но житейского, а следовательно, и неправильного отношения к объектам, предложенным для ценностного выбора, и т. п. [4, с. 508].

Таким образом, для полноценного и всестороннего формирования информационной грамотности у младших школьников необходимо внедрять полиподходность к процессу обучения. Аксиологический, развивающий, системный, деятельностный и компетентностный подход обусловили выбор методов формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка, что субъективизирует процесс обучения, смещает акцент на учащегося, на его индивидуальные цели и задачи. Данные методологические подходы усиливают практическую ориентированность учебного процесса, расширяет содержание личностными составляющими, обеспечивая формирование когнитивного, операционального, мотивационного и аксиологического компонентов информационной грамотности младшего школьника, что, несомненно, позволяет добиваться лучших результатов обучения не только русскому языку, но и другим предметам.

Литература:

1.      Бунеев, Р. Н. Понятие функциональной грамотности [Текст] / Р. Н. Бунеев // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. — М.: «Баласс», 2003. — С. 34–36.

2.      Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — (Мастера психологии).

3.      Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М.: Академия, 2007. — 352 с.

4.      Сластенин В. А., Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle