Библиографическое описание:

Зиннатова Н. Г. Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 47-49.

Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода — это важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным подходом, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Под понятием “компетентностный подход” имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знания, навыки, опыт отношений и опыт деятельности.

Суть компетентностного подхода в обучении состоит в том, чтобы не увеличивать информированность обучающегося в различных предметных областях, а помочь ему научиться самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Он не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Целью компетентностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Компетентностный подход предполагает овладение обучающимся знаниями и умениями в комплексе и создаёт условия для успешной социализации личности.

Данный подход необходим для того, чтобы учащиеся могли применять полученные знания в жизни, достигали значимые для них результаты. Научить их этому можно путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей.

Таким образом, на первый план выдвигается проблема толкования центральных понятий данного подхода.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:

«Компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере».

К коммуникативным компетенциям относятся знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать данные компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета «Литература».

В данном конкретном случае эта компетенция будет выглядеть следующим образом:

Коммуникативные компетенции:

-          умение представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо;

-          умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

-          владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

-          владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

-          владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

-          позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

С внедрением компетентностного (деятельностного) подхода изменяется и сама традиционная деятельность учителя.

Деятельностный подход — это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности:

-          ставить цели,

-          решать задачи,

-          отвечать за результаты.

Таким образом, концептуальной базой для реализации системно-деятельностного подхода выступают:

Положение системно-деятельностного подхода

Реализация

Формирование умения учиться

УУД, метапредметная деятельность, общеучебные компетенции. Как важнейшие: навыки целеполагания и рефлексии.

Целенаправленная организация учебной деятельности

Соответствующие типы заданий, эвристический подход как концепция рождения знаний в деятельности, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность.

Содержание обучения через значимые жизненные задачи

Компетентностный подход, обращение к личности ученика, его личным целям и проблемам.

Важная роль сотрудничества

Развитие коммуникативных компетентностей, групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, методы формирования и развития ключевых компетенций и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Основными характеристиками урока становятся:

1.         Деятельностный подход: постановка на уроке учебной задачи, дискуссионных вопросов; организация проблемных ситуаций, обучение учащихся рефлексии.

2.         Обогащение субъектного опыта ученика: обращение к ранее накопленным знаниям и умениям; обращение к версиям учащихся при поиске вариантов решения проблемных ситуаций; обеспечение возможности задавать вопросы, поручение исследовательских заданий на дом.

3.         Реализация учителем новых педагогических функций: учитель как собеседник и как эксперт.

4.         Партнерское общение в ходе учебного взаимодействия: диалоговая форма общения, свободное и открытое выражение учеником своего мнения без опасения критики.

Урок компетентностного типа ставит своей целью развитие определенных компетентностей учащегося, поэтому он должен включать:

-          задания, направленные на целенаправленное развитие тех или иных компетентностей,

-          среду для обеспечения опыта деятельности учащегося,

-          средства диагностики и контроля, проверяющие именно развитие компетентностей, а не ЗУН.

Суть изменений в деятельности преподавателя на уроке можно представить в таблице следующим образом:

Принципы построения урока в рамках компетентностного подхода:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, применяющего компетентностный подход

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) по поставленному проблемному вопросу

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность обучающихся:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет уроки креативного, коммуникативного и когнитивного типа, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, истории), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка — оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Для построения урока в рамках системно-деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Литература:

1.                  Алексеев Н. А. Формирование коммуникативных компетенций в школе — Ростов н/Д: Феникс, 2006.-332 с.

2.                  Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.

3.                  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика1999. 192 с.

4.                  Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. — с. 53–57.

5.                  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Вестник образования. № 6. 2002.

6.                  Кураченко З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике// Начальная школа. № 4. 2004. — с. 60–64.

7.                  Колеченко. А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. –368 с.

8.                  Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Интернет-журнал «Эйдос». М., 2013г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle