Библиографическое описание:

Самородова Ф. С., Салютнова В. Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 69-71.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения большое внимание уделяется не только теории, а делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям [1; с.8]. В учебных программах этому посвящены такие циклы как изобразительное искусство, музыка, литературное чтение, которые способны вызывать понимание прекрасного у детей данной возрастной категории.

В соответствии с примерной основной образовательной программой начального образования в результате изучения изобразительного искусства выпускник научится эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и так далее) окружающего мира и жизненных явлений; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту [2;с.37].

Идеи эстетического воспитания зародились ещё в Античности. Представления о его категориях, прекрасном и безобразном, исторически изменчивы. В каждой эпохе выдвигались новые предположения о сущности этих категорий, однако, все они основаны на таких понятия, как идеал, возвышенное, гармония, совершенство. Обобщив понятия разных авторов, можно сделать вывод, что эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования представлений о прекрасном, развития способностей воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области искусства, а также формирование эстетических качеств и чувств. Эстетически воспитываться возможно только на «сокровищах мирового искусства».

Народный художник России, академик Российского Авторского Общества Б. М. Неменский большую значимость в формирования эстетических чувств уделял уроках изобразительного искусства. В 1974 году авторским коллективом под его руководством была разработана программа, направленная на интеллектуальное, духовное обогащение школьников, совершенствование навыков художественной деятельности не только учащихся, но и педагогов. Структура программы представлена в виде «Храма искусств», который состоит из трёх этапов: 1) основы художественных представлений; 2) основы художественного мышления; 3) основы художественного сознания. Первый этап сложен из четырёх ступеней (начальная школа) и является основой всего «храма». Связывают этапы три вида художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Б. М. Неменский отмечает важность организации начального этапа занятия. Необходимо заранее продумать последовательность действий, применение тех или иных методов на занятии с целью достижения наиболее эффективного результата. Он объясняет, что грамотно разработанный урок изобразительного искусства с применением музыки, песен, стихотворений способны сделать занятие эмоционально насыщенным, дать определённый настрой на предстоящую работу, пробудить фантазию, создать определённый образ в воображении учащихся и отразить этот образ в изделии или рисунке. В связи с этим метод интеграции, который представляет собой связь изобразительного искусства с такими предметами, как литературное чтение, музыка и художественный труд в программе Б. М. Неменского играет значимую роль.

Использование на занятиях музыкальных народных композиций, фольклора благотворно сказывается на эмоциональной сфере школьника, доставляет эстетическое наслаждение. Музыка глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать.

Значимую роль, по мнению Б. М. Неменского, имеет и поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, так как оно способно вызывать самые разнообразные ассоциации, пробуждать чувство стремления к прекрасному. Цель учителя не подменить изобразительное искусство поэзией, а добиться сопереживания с поэтом, раскрыть глубину чувства и мысли, эмоциональную отзывчивость. Чтение легенд, стихов или отрывков художественных произведений создаёт определённый эмоциональный настрой, помогает учащимся увидеть мир по — иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волшебную прелесть цветущих яблонь, зелёных лугов или пережить приход весны. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе. Он отмечает важность постоянного обращения к прошлому опыту ребенка, к его ощущениям от увиденного, услышанного [3; 28.03.14.].

Б. М. Неменский первым ввёл в занятия по изобразительному искусству использование демонстрации слайдов по соответствующей теме занятия и их коллективное обсуждение. Он обнаружил, что большой и общий для всех экран воспринимается школьниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна… Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления ярче.

Если музыкальное произведение можно прослушать раньше и до первичного прочтения рассказа или стихотворения, то показ слайдов, картин, рисунков рекомендуется проводить после прочтения рассказа или стихотворения и его анализа, на этапе вторичного синтеза, тогда зрительный образ дополняет словесный. Учитель закрепит эти отличия: в картине запечатлён статичный образ, который передаёт определённое настроение и вызывает определённое чувство, а в стихотворении или рассказе есть динамика, развитие чувства и настроения.

Зарождение чувства любви к Родине, чувства национальной гордости начинается с любования красотой родного края. Ребенок, который сумел оценить красоту родной природы, пропустил ее через свое сердце, научится беречь природу, любить ее, а затем постепенно научиться любить Родину.

Во время экскурсии рекомендуется говорить детям, что красота природных явлений недолговечна, но народ Древней Руси смог отразить её красоту в произведениях декоративно-прикладного искусства. Обязательно должны задаваться следующие вопросы: «Что тебя удивило в природной картине? Что открылось тебе, какая природная тайна? Что ты почувствовал? Опиши свои эмоции».

Основой экскурсий должно стать художественное разглядывание — вглядывание в природу. Поставленные здесь задачи связаны с развитием навыков художественного изображения и образного видения. В ходе таких занятий дети учатся видеть в природе выразительные ритмы и различный характер линий, разглядывая, например, ветви деревьев, чтобы впоследствии, используя впечатления, осваивать азы линейного рисунка, учатся видеть выразительность пятна, силуэта, разнообразие и красоту природных фактур, природных узоров, разнообразие красок и форм листьев и так далее. Задача учителя научить детей чувствовать особый выразительный характер природного материала, видеть богатство его форм, фактур, разнообразие красок, чтобы на основе этого создавать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений собственной жизни. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выражение характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» — веселый, хитрый, испуганный зверушка, шаловливая лошадка. А также, какой материал еще может потребоваться, чтобы воплотить увиденный образ. Если поездки в лес не доступны из-за дальности, то достаточно сходить с детьми в школьный двор.

Формировании эстетических чувств, таких как чувство возвышенного, величественного, чувство восхищения, чувство гордости за свою нацию, по мнению Б. М. Неменского, невозможно развить без непосредственного соприкосновения с предметами декоративно–прикладного искусства. Любование ими запечатлеваются в памяти детей навсегда; каждая деталь, будь то кружевной узор или форма кувшина — каждая деталь природной картины, предстающей перед взором детей на экскурсии, может стать предметом пристального внимания, вызвать эмоциональный отклик учителя и ученика.

Вглядывание в картины и оценивание их также занимает основное место в формировании эстетических чувств, таких как любование, наслаждение, по программе М. Б. Неменского. Осуществлять это возможно как на занятиях, так и при походе в музеи. Не стоит знакомить учащихся с большим количеством картин. От множества впечатлений они быстро устают, не успевают эмоционально реагировать на каждую из них [4; с. 53].

Для организации детского общения, умения понимать друг друга, умения договариваться, выражать свои идеи, для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы, обычно намного превышающей возможности индивидуальной, — необходимо применять на занятиях по изобразительному искусству методы коллективных работ. Огромный воспитательный эффект таких работ, когда группа «главного художника» готовит фон, а каждый ученик в меру своих сил и умений создаёт деталь для общего панно (фигуру, здание или его часть, предмет быта и тому подобное [5;88]. При возможности, перед проведением занятия можно пригласить специалистов со стороны — работников музеев, людей, знающих, любящих историю родного края и далёких стран. Это способствует формированию чувства сопричастности младших школьников к своей истории, стране [6; с. 159].

Для эффективного проведении занятий, Б. М. Неменский рекомендует чередовать периоды напряжённого внимания с рефлексией или игровыми паузами, во время которых ученики могли бы, к примеру, воплотиться в образ сказочного героя, изобразить его в движении. На занятиях могут применяться такие виды игровой деятельности, как игра-драматизация, придумывание сказок, веселых или грустных историй, сочинение или чтение стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха, их переполнит чувство гордости за своё, коллективное творчество и творчество товарищей.

Литература:

1.                  Федеральный государственный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ — Москва: Просвещение, 2010. — 31с.

2.                  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2013. — 223 с.

3.                  Педсовет.org [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/ ption,com_mtree/ task,viewlink/link_id,57409/Itemid,5501431/; (дата обращения 28.03.14.

4.                  Пакша, Л. М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства // Начальная школа, 2006, № 10.

5.                  Зыкова, Л.И.. Коллективные творческие работы с национально — региональным компонентом //Начальная школа, 2010, № 1;с. 88

6.                  Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. 8 — е изд. — Москва: Просвещение, 2009. — 159с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle