Библиографическое описание:

Соболева В. А. Художественный ручной труд в ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 69-71.

Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литературной, изобразительной, трудовой (Р. С. Буре, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова, А. В. Кенеман, Л. В. Куцакова, В. А. Левин, Г. В. Павленко, О. П. Радынова, Н. П. Сакулина, Т. А. Семенова, О. С. Ушакова и др.).

Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях практической художественной деятельности, в частности, на занятиях по ручному труду (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, Л. B. Куцакова, Л. B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.). Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Для себя определила несколько направлений в работе:

1.         направление – развитие мелкой моторики рук через тренировку на пособиях и игрушках: пристежки, застежки, молнии, пуговицы разные виды шнуровок. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, каштаны, косточки плодово-ягодных культур различного размера, различные крупы, пробки, шарики и мячи и пр.

2.         направление – работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки оригами.

3.         направление – работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка карандашей. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, выкладывают, рисуют разными материалами. Изготавливают разные поделки.

4.         направление – работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички. В более старшем возрасте осваивают изонить, изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах.

5.         направление – работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.

При планировании работы по ручному труду учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей. Поделки используем в качестве подарков, для украшения группы.

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Тематику коллективных работ подбирала простотой композиции, несложной по содержанию. Для высокой продуктивности использую такой алгоритм последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, подведение итогов.

Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Задачи художественного труда

-          формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой;

-          создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами;

-          направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало;

-          развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности;

-          развивать фантазию, воображение и индивидуальность в работе;

-          развивать мелкую моторику рук, глазомер;

-          воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Поэтому знакомство с традициями, умельцами, мастерами своего дела Кубани способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

Декоративно-прикладной труд детей 5–7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, создала в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы.

Выполненными детьми работами организую выставки с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола.

Родители стали моими помощниками. На первом этапе я познакомила их со значением художественного труда для развития ребёнка через консультации. Затем провела мастер — класс совместно с родителями, где родители поразились увлечённости и умелости своих детей. После такой работы с родителями организовать выставку детских работ совместно с родителями не составляло труда. Все работы были выполнены с любовью и аккуратностью.

В результате, знания, получаемые детьми на занятиях, вошли в детский обиход, служат развитию труда игры, общения. Ребята получили знания о качестве и возможностях материалов, особенностями мастерства, приобщились к декоративно-прикладному искусству. Многие дети продолжают заниматься в детском доме творчества города.

Мои воспитанники самостоятельно находят возможность практического применения поделок, используют национальные символы, продукты труда детей стали выразительней, образными. У детей высокий уровень развития зрительной памяти, образного мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle