Библиографическое описание:

Долгих Е. Н. Развитие дистанционного обучения как одного из способов продвижения учебно-методической литературы издательства «Дрофа» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 30-35.

В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной системы.

Ключевые слова: система «Диалог», учебно-методическая система, процесс обучения, деятельностный подход, проектирование обучения.

Выбор инновационного типа развития дистанционного обучения, обусловлен созданием и внедрением обновленных Учебно-методических комплексов в практику работы общеобразовательной школы, появлением новых образовательных технологий, позволяющих повышать качество обучения школьников. В связи с этим растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии страны порождают массовый спрос на квалифицированных специалистов в области образования и их осведомленность об учебно-методическом потенциале ведущих издательств страны. Переход на новые федеральные стандарты, увеличение числа учебной литературы и недостаток методической подготовки учителей, все это вызывает недоверие к качеству издаваемых УМК.

Реализация политики по реформированию российской системы образования предполагает существенное повышение требований к образовательным учреждениям и педагогическому составу готовому к внедрению ФГОС на всех уровнях образования. Осуществление проектов в рамках модернизации образования связано с концентрацией ресурсов структур, осуществляющих подготовку и переподготовку работников образования, в том числе и с помощью дистанционных технологий. Актуальной данная деятельность остается и для Издательства «ДРОФА», в котором в настоящее время имеется направление «Дистанционная школа учителей».

«Дистанционная школа учителей» — это возможность бесплатно получить квалифицированную методическую поддержку, познакомиться с УМК издательства.

Система дистанционной методической поддержки издательства «ДРОФА» позволяет современному педагогу повысить свою профессиональную компетентность без специальных командировок, отпусков, совмещая обучение с основной деятельностью.

Цель «Дистанционной школы учителей» издательства «ДРОФА» — оказание педагогам теоретической и практической поддержки:

1)        в осмыслении государственных приоритетов модернизации основного общего образования;

2)        в понимании особенностей, назначения и функций ФГОС ООО;

3)        в освоении особенностей построения предметных курсов и дидактического потенциала линий УМК как инструмента реализации ФГОС, в том числе посредством дистанционной формы взаимодействия.

На наш взгляд целесообразно развивать конкурентные отношения в области дистанционной подготовки, как механизма для продвижения продукции издательства, так как это служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах. Эффективность такой деятельности проверена временем, качеством подготовки и переподготовки кадров. Организация такого вида деятельности позволяет рассматривать дополнительное образование как одно из приоритетных направлений в продвижении продукции издательства «ДРОФА», как важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы его реализации в целях более гибкой траектории развития конкурентоспособности линий УМК издательства.

Сложившаяся в настоящее время в издательстве система повышения квалификации (Дистанционная школа учителей) привлекает внимание учителей школ, работников дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования инновационным подходом к реализации содержания программ повышения квалификации. Для внедрения программ повышения квалификации, как механизма продвижения продукции издательства методистам информационно-методического отдела важно было разобраться в том, как сделать школьный учебник более «привлекательным», какими способами можно изменить устоявшийся подход к организации выбора УМК и т. д.

Несомненно, возникает вопрос, каким образом можно реализовать данный проект?

Для реализации проекта на сегодняшний день в издательстве «ДРОФА» существует ряд сложностей. В таблице 1 представлены проблемы реализации дистанционного обучения и пути их решения.

Таблица 1

Проблемы реализации дистанционного обучения

Пути решения

Отсутствие лицензии на образовательную деятельность (наличие которой позволит привлечь большее число слушателей и тем самым даст возможность продвижения нашей продукции).

Получение лицензии на образовательную деятельность (выдача слушателям взамен сертификатов, документа установленного образца, являющегося бланком строгой отчетности)

Недостаточность кадрового потенциала для реализации современных программ повышения квалификации и необходимости обеспечения высокого качества проводимых занятий в системе ДО.

Привлечение авторов, специалистов из РАО, преподавателей из ведущих вузов страны для проведения видео-лекций на условиях договора-подряда.

Недостаточность конкурентоспособных программ повышения квалификации педагогов.

Разработка программ повышения квалификации, ориентированных на продвижение линий УМК и ЭУМК издательства (весь спектр УМК)

Отсутствие достаточных средств для обновления технической базы образовательного процесса.

Привлечение средств за счет введения минимальной оплаты за обучение (этот фактор с одной стороны повлечет за собой отток слушателей, но увеличит число слушателей успешно окончивших обучение)

Отсутствие возможностей для создания гибкой многофункциональной системы повышения квалификации с учетом приоритетов современных учителей.

Выделение отдельной структуры в информационно методическом отделе.

Система продвижения продукции издательства в Дистанционной школе учителей представляет собой совокупность взаимодействующих:

-          учреждений дополнительного профессионального образования регионов РФ;

-          структурных подразделений издательства «ДРОФА»;

-          органов управления образованием регионов РФ.

Основные функции взаимодействующих структур издательства

Дистанционная школа учителей

Информационно-методический отдел

Отдел продвижения

Редакция

Изучение социального заказа и создание банка образовательных потребностей

Проведение семинаров, тренингов, практикумов

Взаимодействие с руководителями ИПК, ИРО

Подготовка и тиражирование материалов сопровождающих образовательный процесс в Дистанционной школе учителей

Формирование групп для организации курсов повышения квалификации

Консалтингово-тьюторская деятельность и коучинг в межкурсовой период

Заключение договоров с министерствами, департаментами, отделами образования регионов РФ о повышении квалификации учителей в дистанционной школе издательства

Проведение комплексных (более 100 часов), тематических, целевых,

проблемных (72 часа) курсов повышения квалификации в очно-дистанционной, очно-заочной, накопи-тельной, дистанционной формах

Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта

Организация мероприятий информационного характера

Осуществление профессиональной переподготовки работников образования

Сопровождение дистанционных курсов

Формирование лояльности к программам дистанционного обучения

Издательская деятельность

Организация и проведение семинаров, тренингов, практикумов

Проведение научно-практических конференций для методистов из регионов

Проведение исследований по проблемам общего образования в плане продвижения продукции издательства

Участие в проектах регионального и Всероссийского уровня

Мониторинг качества образовательного про-цесса в Дистанционной школе учителей

Участие в организации и проведении профессиональных конкурсов

Целью предлагаемого обновления системы повышения квалификации является продвижение УМК и ЭУМК издательства, повышение их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а так же удовлетворение запросов учителей в повышении своего социального и профессионального статуса, выбор учителем УМК издательства и индивидуальной образовательной траектории и дополнительного образовательного пространства с целью повышения уровня своего профессионализма.

Важнейшей задачей в достижении поставленной цели является вариативность программ повышения квалификации, которая позволит создать адаптационные образовательные системы — механизм, направленный на осуществление различных образовательных доменов в едином профессиональном пространстве.

Система ДО обладает такими уникальными качествами как гибкость, быстрота адаптации к изменению условий рынка учебно-методической литературы, способность аккумулировать, обобщать и распространять передовой опыт в различных профессиональных направлениях, востребованных на рынке образовательных услуг. Такие возможности имеются у Дистанционной школы учителей, которая при необходимости может привлекать к работе с учителями квалифицированных специалистов (методистов информационно-методического отдела), а также авторов и преподавателей из ведущих вузов России.

Так же одной их задач ДО является реализация интерактивности, модульности, проектности, дистантности и непрерывности как факторов, обеспечивающих творческий, индивидуальный подход к продвижению линий УМК.

Кроме того в условиях интеграции появляются возможности для реализации модульных принципов построения программ, позволяющих учителю сделать осознанный выбор того содержания, которое будет востребовано в его многообразном труде.

Принципы построения системы дистанционного образования в Дистанционной школе учителей

-          принцип мобильности образовательной среды — содержание дополнительного профессионального образования формируется на основе программ, структурированных по модульному принципу которые позволяют конструировать учебные курсы и семинары из вариативных (углубляющих) учебных элементов по различным проблемам современного образования, мотивационно-целевой модуль позволяет разработать учебно-тематический план совместно всеми субъектами образовательного процесса;

-          принцип актуальности компетентностей — содержание и формы повышения квалификации связаны с теми компетентностями, которые востребуются в процессе труда учителя: психолого-педагогические, правовые, экономические, технологические и др;

-          принцип непрерывности — постоянное вовлечение педагога в процесс непрерывного образования, самообразования, активизация потребности профессионального самосовершенствования;

-          принцип ориентации на деятельностный подход — максимальное использование интерактивных методов в образовательной практике;

-          принцип внутренней мотивации субъектов, самоопределения — профессиональная успешность педагога, тесно связанная с особенностями мотивации, с профессиональными и личностными интересами учителя, возможностью признания его достижений, профессионального роста

-          принцип дифференциации — содержание и формы повышения квалификации определяются с учетом профессиональных уровней педагогов;

-          принцип персонификации — повышение квалификации и методическая работа строится на основе профессиональных потребностей работников образования и опирается на анализ и самоанализ результатов деятельности образовательных учреждений и педагогов;

-          принцип добровольности — договорная система взаимодействия субъектов сети, основанная на проблемно-целевой, личностно ориентированной, персонифицированной ориентации.

Обеспечение перспективных потребностей системы общего образования в условиях перехода на ФГОС

Главной целью развития системы дополнительного образования в Дистанционной школе учителей является соответствие содержания социальному заказу и перспективным потребностям системы общего образования. Для реализации этой цели необходимо:

-          создание банка образовательных потребностей на основе мониторинга;

-          развитие направлений маркетинговой деятельности;

-          разработка программ курсов повышения квалификации, направленных на реализацию социального заказа;

-          включение в программы повышения квалификации модулей, отражающих современные потребности системы образования.

В таблице 2 представлены примерные программы повышения квалификации работников образования.

Таблица 2

Продвижение УМК и ЭУМК издательства, повышение их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг средствами новых образовательных программ

Образовательная программа

Модули

Трудоем­кость, час

Целевая аудитория

Стратегия и организация учебной деятельности в системе современного образовательного учреждения

Модуль 1. «Государственная политика в образовании».

18

Руководители и заместители ОУ

Модуль 2. «Современный УМК».

18

Руководители и заместители ОУ, учителя предметники, библиотекари

Модуль 3. «Современные информационные технологии в образовании».

18

Руководители и заместители ОУ, учителя предметники, библиотекари

Модуль 4. «Современные методы оценки качества подготовки обучающихся».

18

Руководители и заместители ОУ, учителя предметники

Современные подходы к планированию и организации воспитательного процесса в ДОУ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта

Модуль 1. Организация образовательного процесса в ДОУ.

Разработка и реализация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.

Педагогические технологии как необходимое условие успешного личностного развития дошкольников.

Внедрение в практику работы ДОУ программно-методического комплекса «Диалог».

Организация деятельности дошкольников.

Электронные образовательные ресурсы в ДОУ.

36

Заведующие ДОУ, воспитатели

Методологические и психолого-педагогические основы реализации современных подходов к преподаванию предметов естественнонаучного цикла средствами УМК издательства «ДРОФА» (на примере физики)

Модуль 1. Теория и методика обучения предмету.

Методы и приемы обучения физике. Формы организации учебных занятий по физике. Организация самостоятельной работы учащихся по физике. Проверка знаний, умений и навыков. Формирование познавательного интереса на уроках физики. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся физических понятий. Уровни обучения предмету. Современный урок физики. Обзор педагогических технологий и инновационных методов преподавания физики. Особенности преподавания физики в рамках профильного обучения.

26

Учителя предметники (физика)

Модуль 2. Трудные вопросы курса общей физики

Трудные вопросы курса общей физики раздела «Механика». Трудные вопросы курса общей физики раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Трудные вопросы курса общей физики раздела «Электричество и магнетизм».

12

Учителя предметники (физика)

ИКТ-технологии в организации и сопровождении учебного процесса по физике

Модуль 1. Современные компьютерные технологии в реализации обучения на основе УМК по физике издательства «ДРОФА»

Разработка дидактических материалов с использованием программы Microsoft PowerPoint.Создание дидактических и методических материалов с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.Использование мультимедийной техники в учебном процессе.Графические редакторы и обработка видео.

36

Учителя предметники

Информатизация современного образовательного пространства и практическая деятельность педагога

Модуль 1. Электронные образовательные ресурсы и их роль в организации учебного процесса.

Рекомендации по внедрению и эффективному использованию электронных образовательных ресурсов.

Использование ЭОР при подготовке к уроку.

Использование ЭОР на уроке в ситуации «один компьютер — один ученик».

Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «компьютер на рабочем месте учителя (с интерактивной доской)».

Использование во внеурочной деятельности.

36

Руководители и заместители ОУ, учителя предметники

Электронный учебно-методический комплекс как

компонент информационно-образовательной среды школы

Модуль 1. Электронный учебник как элемент образовательной среды

Характеристика электронного учебно-методического комплекса: виды, структура, требования, достоинства, недостатки. Электронный учебник как компонент ЭУМК. Актуальность внедрения электронных учебников в процесс обучения на современном этапе.

36

Руководители и заместители ОУ, учителя предметники

Совершенствование методической деятельности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО.

Модуль 1. Психолого-педагогические предпосылки повышения познавательной активности младших школьников посредством использования образовательных технологий.

Модуль 2. Формирование и мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе.

Модуль 3. Развивающие учебные задания как средство формирования универсальных учебных умений младших школьников.

Модуль 4. «Основы религиозных культур и светской этики» как средство духовно-нравственного развития младшего школьника».

Модуль 5. Инновационная система «Диалог» как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в современной начальной школе.

72

Учителя начальных классов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle