Библиографическое описание:

Перминова Т. А. Музыкальная акварель [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 66-69.

Настоящее методическое пособие — результат длительного практического опыта, накопленного за время работы в дошкольном учреждении с учащимися 1-ш класса, а в дальнейшем с детьми старшего дошкольного возраста. Оно адресовано музыкальным руководителям дошкольных учреждений и родителям.

Игра представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Наблюдения за детьми в детском саду и практика работы с ними показывают, что игра — это и любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет удовольствие и радость, но, являясь активным видом деятельности, развивает и воспитывает его.

В игре формируется личность ребенка, она помогает ребенку понимать окружающий его мир. Одновременно с этим в игре развиваются интеллектуальные чувства, вызванные мыслительной деятельностью (чувства удивления, радости, любопытства), фантазию и творческие способности.

У детей чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами их жизни. А музыка, обладая силой эмоционального воздействия и источником духовной энергии, совместно с игрой развивает, формирует и воспитывает эти чувства. Поэтому музыкальные игры, представленные в данной работе, развивают у детей эмоциональное восприятие, слуховую сосредоточенность, стимулирующие музыкальное развитие, способствующие развитию музыкальных способностей каждого ребенка.

Эмоциональное восприятие детей идет от простейших различий ярких звуков к восприятию красоты гармоничности их сочетаний. Дети, вслушиваясь в музыку, угадывают ее, воспроизводят ритм, чисто интонируют, импровизируют музыкально — ритмическими движениями.

Практика и опыт работы с детьми показывают, что, играя с большим количеством детей, педагог не имеет возможности уделять внимание каждому ребенку. А ведь активное внимание со стороны взрослого в процессе музыкальных игр имеет для детей решающее значение: развивается детская музыкально-игровая фантазия и музыкальность.

Чтобы шло развитие детской фантазии и музыкальности, провожу короткие встречи с подгруппами детей 5–7 человек. Эти встречи наиболее эффективны, чем продолжительные музыкальные занятия, отстоящие друг от друга по времени.

Кроме музыкальных встреч с подгруппами детей провожу музыкально-игровые занятия и со всей группой детей, но провожу их значительно реже, и, в основном, с детьми младшего дошкольного возраста.

Регулярные музыкальные встречи с подгруппами детей направлены на знакомство с новым или же на повторение хорошо знакомого музыкального материала. Для этого была оформлена музыкальная папка, в которую вошли карточки (ритмические интервалы — «животные», ключи скрипичный и басовый, ноты разной длительности, пауза, форте, пиано, диез, бемоль), нотный стан, столбица (устойчивые, неустойчивые ступеньки).

Интерес и стремление детей быть активными участниками музыкальных встреч зависят от репертуара. Поэтому весь репертуар был тщательно отобран, обновлен и проверен в работе с детьми. В репертуар включены музыкальные произведения русских, зарубежных советских и современных композиторов.

Сочетания музыки с игровыми действиями, позволяют выявить музыкальные задатки детей, развить музыкальные способности, певческие и двигательные навыки. Интересные по содержанию игры дают возможность каждому ребенку подумать, высказаться, проявить свою фантазию в движениях, в игре на музыкальных инструментах.

Каждая музыкальная встреча с детьми должна быть увлекательной, поэтому игры варьируются так, чтобы ребятам было интересно играть и рассказать о них своим родителям.

Стараюсь перенимать все новое в музыкальной педагогике дошкольников, ищу возможности сделать процесс музыкального развития, воспитания и обучения детей разнообразным, интересным и радостным.

Внедрение данного практического пособия в работу с детьми будет способствовать активному продвижению детей в музыкальном развитии, воспитании и обучении детей, дает возможность деятельно — творческому самовыражению каждого ребенка, приобщать детей к музыкальной грамоте и традициям музыкальной культуры прошлого и настоящего.

Звуковая игра «Послушай и выложи»

Цель: Поддерживание интереса к музыкальной игре; развитие слухового внимания и музыкального слуха.

Игровой материал: большой конверт с изображениями цветных геометрических фигур; малые разноцветные конверты; цветные квадраты и прямоугольники (либо большие и малые камешки, пуговицы, стеклянные бусы, длинные и короткие нити), жетоны с картинками и словами.

Ход игры: Предлагаю детям назвать геометрические фигуры, изображенные на большом конверте, заглянуть в большой конверт и выбрать себе малый цветной конверт.

Дети садятся на ковер, из малого конверта вынимают цветные квадраты и прямоугольники, готовятся к слушанию. Проигрываю на свистульке (пианино, свирель или аккордеон) различные сочетания звуков — длинных и коротких.

Дети выкладывают квадраты (короткие звуки) и прямоугольники (длинные звуки). Поощряю жетонами детей, правильно выполнивших задание. Затем каждый ребенок пропевает короткие звуки ти-ти и длинные звуки та-та, указывая указательным пальцем на квадраты и прямоугольники.

В конце игры дети рассказывают, что изображено на жетонах, читают. Считают свои жетоны.

Победитель начинает подвижную игру «Колечко» С. Насауленко.

Ритмическая игра «Послушай, покажи, прохлопай, простучи»

Цель: развитие слухового внимания чувства ритма музыкальной памяти

Игровой материал: ритмические карточки игрушка, жетоны

Ход игры: Дети сидя на ковре достают из музыкальной папки ритмические карточки. Когда игра разучивается, открываются две карточки потом их количество увеличивается.

Играю на свирели звуки короткие и длинные. Дети находят карточку с этим ритмическим рисунком показывают ее. За правильные ответ получают жетон. Затем каждый ребенок прохлопывает короткие звуки ти-ти и простукивают по коленям длинные эвуки та-та.

Педагог играет на фортепиано отрывок знакомой детям песни без слов Дети угадывают песню, поднимают ритмическую карточку, прохлопывают и простукивают ритм. Дети поют угаданную игровую песню.

Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает и простукивает ритмический рисунок для каждого из детей, дети повторяют. За правильно выполненное задание получают жетон, считают жетоны.

Победитель оставляет жетоны себе на память.

Ритмическая игра «Выбираю и играю»

Цель: развитие чувства ритма, правильное звукоизвлечение.

Игровой материал: ритмические карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, жетоны.

Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать ритмическую карточку, взять музыкальный инструмент, изображенный на ней. Все дети тренируются, проигрывая на инструменте ритмический рисунок своей карточки. Затем каждый ребенок называет свой музыкальный инструмент и проигрывает на нем ритмический рисунок. За правильное выполнение получают жетон.

Подвижная игра «Оркестр», музыка народная, обработка В. Полевого, сб. «Музыкальные минутки для малышей», СПб, 1998

С окончанием игры самые быстрые и ловкие дети получают жетон. Дети считают жетоны. Победитель оставляет жетоны себе на память.

Звуковая игра «Угадай-ка»

Цель: развитие умения вслушиваться в звучание двух звуков, чувства ритма, музыкальной памяти, способностей к импровизации в музыкально-ритмических движениях, чистое интонирование, звукоподражание.

Игровой материал: карточки с изображением животных, символизирующих интервалы: еж, кукушка, ворона, медуза, олень, осел, жираф; музыкальные молоточки, перчаточная игрушка Еж, жетоны.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть. Читает: — Стали звуки дружно в ряд, На зверей, они глядят — Нас узнай — говорят

Педагог играет на фортепиано интервалы — два звука вместе и по — отдельности, предлагает сочетанию звуков дать название (на кого из животных по звучанию они похожи). Дети, вслушиваясь и фантазируя, дают свои названия.

Затем дети достают из «Музыкальной папки» карточки с изображением животных. Педагог снова проигрывает на фортепиано все интервалы, читая:

-       Два звука рядышком стоят, колят как иголочки острые ежа.

-       В лесу поет кукушка: «Ку — ку — ку».

-       Сидит ворона на суку, поет: «Кар — кар — кар».

-       Прозрачная медуза плавает, жидкая такая — форму меняет, жалит.

-       Осел стоит и не идет, а поет: «Иа — иа».

-       А олень все скачет, скачет, не догнать его ни как.

-       А жираф такой красивый, шею тянет высоко.

На первых встречах дети закрывают все карточки, оставляя открытыми две карточки с изображением ежа и жирафа.

Педагог снова проигрывает секунду (еж), дети слушают, ищут карточку.

Затем проигрывается в разной последовательности октаву (жираф) — секунду (еж). За правильные ответы — жетоны.

Далее педагог исполняет песню «Еж» И. Пономарева без слов. Дети угадывают песню, поют ее, звукоподражание и имитация в движениях — пыхтят, показывая иголки ежа пальцами.

Педагог проигрывает на фортепиано «Еж» Д. Кабалевский. Дети импровизируют в музыкально — ритмических движениях образ ежа.

Подсчет жетонов. Победитель надевает на руку перчаточную игрушку «Еж»., остальные дети берут музыкальные молоточки и начинается музыкальная игра «Догонялка» Хорошко.

На второй встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию (кукушка).

Дети импровизируют полет кукушки в музыкально — ритмических движениях., звукоподражание «Ку — ку — ку — ку — ку — ку».

На третьей встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму (осел). Звукоподражание «Иа — иа — иа».

На четвертой встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму — кварту (ворона). Импровизация в музыкально — ритмических движениях как сидит на суку ворона, звукоподражание «Кар — кар — кар» и ворона вспорхнула. Музыкальное произведение «Ворона» Е. Тиличеева, сборник «Музыкальный букварь» под ред. Н. Ветлугиной.

На пятой встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму — кварту — сексту (олень). Импровизация в музыкально — ритмических движениях скачущего оленя.

На пятой встрече педагог играет секунду — октаву. — терцию — септиму — кварту — сексту — квинту (медуза). Импровизация в движении образа медузы.

На заключительной встрече педагог проигрывает на фортепиано все интервалы в разной последовательности. Дети поднимают карточки с изображениями животных. За правильные ответы получают жетоны.

Звуковая игра «Раз — ступенька, два — ступенька»

Цель: развитие умения вслушиваться, ладового чувства, ладотонального слуха (умение прослушать с начала и до конца, проявлять эмоциональную отзывчивость, определять характер и жанр музыкального произведения).

Игровой материал: разноцветная семиступеньчатая лесенка (устои — красные ступеньки, неустои — зеленые ступеньки, ля — желтая ступеньки, си — белая ступенька), карточки — столбцы (цвета, как на лесенке), игрушка, палочка дирижера, жетоны.

Ход игры: Дети прослушивают в записи классические музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. После прослушивания дети высказываются о характере музыкального произведения, определяют жанр (марш, плясовая, колыбельная), показывая в музыкально — ритмических движениях.

На следующей встрече педагог рассказывает и показывает, как игрушка шагает по лесенке. Затем проигрывает на металлофоне и дает возможность каждому ребенку проиграть звуковой ряд от до первой октавы до до второй октавы.

Педагог объясняет детям, что есть ступеньки устойчивые до — ми соль –до и неустойчивые ре фа ля си, проигрывает их и показывает на лесенке. Дает задание детям показать устойчивые и неустойчивые звуки на карточке — столбце.

В конце дети считалкой выбирают дирижера. Он берет дирижерскую палочку. Остальные дети берут музыкальные инструменты. Игра «Я — дирижер» украинская народная мелодия.

Дидактическая игра «Нотный дом»

Цель: расширение понятийного словаря по музыкальному искусству, формирование элементарных представлений о музыкальной грамоте.

Игровой материал: Демонстрационная доска с нотным станом, карточки (ключи скрипичный и басовый, ноты разной длительности, диез, бимоль, форте, пиано), нотный стан, ноты, игрушка, жетоны.

Ход игры: Дети достают из «Музыкальной папки» карточки с изображением скрипичного и басового ключей. Дети слушают записи классических музыкальных произведений в скрипичном и басовом ключе русских и зарубежных композиторов, поднимают соответствующую карточку. Дети импровизируют в музыкально — ритмических движениях образы, заложенные композиторами.

На второй встрече знакомство с названиями нот до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до. Дети достают из «Музыкальной папки» ноты, нотный стан и карточки с нотами. Педагог говорит, что ноты живут в нотном доме (нотный стан) на этажах и между этажей, пишет их на демонстрационной доске, предлагает детям написать их и выложить на нотном стане. Затем педагог объясняет, что скрипичный ключ открывает нотный дом с ноты соль, а басовый ключ — с ноты фа. Пишет на демонстрационной доске, ребенок пишет на доске, остальные выкладывают на нотном стане.

Игра «Мелодическое эхо». Дети повторяют сыгранную педагогом мелодию.

Педагог: — Поезд, поезд, ты куда? (до, до — ми, ми — соль, соль -до).         

Ребенок: — Еду в села, города.

Игра с карточками нотами и паузой. Педагог проигрывает знакомые детям музыкальные произведения, дети выкладывают карточками. Затем они прохлопывают ти — ти, простукивают по коленям та ипаузу(развести руки в стороны)

На третьей встрече дети достают карточки форте, пиано. Педагог проигрывает музыкальные произведения, дети показывают соответствующую карточку. Игра «Громко — тихо» (по типу игры «Холодно — горячо»).

На последней встрече дети берут карточки диез и бимоль. Педагог проигрывает музыкальные произведения в мажоре и в миноре. Дети поднимают соответствующую карточку.Игра «Грустно — весело».

Литература:

  1. Баренбойм Л. А. За полвека. Л.. Советский композитор,
  2. Вартанян И. А. Звук — слух — мозг, Л., 1981
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.. Просвещение, 1968
  4. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991
  5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, Академия развития
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1987
  7. Удовольствие — в игре. М., Знание, 1983
  8. Кирюшин В. В. Библиотека музыкального мифа. М., 1992
  9. Эльконин Д. Б. Психология игры, М., Педагогика, 1978
  10. Баренсбойм Л., Перунова А. Путь к музыке. Л., Советский композитор, 1988
  11. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.. Советский композитор, 1991
  12. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.. Советский композитор, 1987
  13. Абелян Л. Забавное сольфеджио. М. Советский композитор, 1982
  14. Абелян Л. Д. День рождения. М. Советский композитор, 1987
  15. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб, Детство-Пресс, 1999
  16. Насауленко С. Музыкальные игры. Колокольчик № 12, 1999
  17. Музыкальные минутки для малышей. СПб, 1998
  18. Соколова Н. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1983
  19. Вихарева Г. Сборники музыкальных произведений. Спб, 1996–2010
  20. Федорова Г. Сборники музыкальных произведений. Спб, 1997–1999
  21. Пономарева И. Сборники музыкальных произведений. Спб, 1995

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle