Автор: Чащина Елена Александровна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 04.03.2017

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Чащина Е. А. Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 63-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12002/ (дата обращения: 11.12.2017).



В своей работе, с детьми, имеющими ортопедические отклонения в музыкально-ритмическом воспитании, имеются трудности в ориентировке пространстве. Для решения данной проблемы мною было разработано и внедрено авторское дидактическое пособие «Карты схемы», для ориентировки в пространстве, которое эффектно помогает детям самостоятельно менять движения, с помощью карточек сигналов.

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

− обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

− развивать пространственные представления;

− развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

− развивать творческие способности;

− развивать мелкую и общую моторику;

− развивать зрительное и слуховое восприятия;

− закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, сзади, за, между, рядом.

Предлагается старшим дошкольникам рассмотреть карты-схемы, найти знакомые математические фигуры и затем, под музыку их построить, с помощью перестроений. Дети внимательно следят за ведущим, стараются не подвести своих товарищей по цвету. Так развивается концентрация внимания. Дети самостоятельно перестраиваются, в различные фигуры.

Перед выполнением основных видов движений под музыку, дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы педагога предложениями с использованием предложно-падежных конструкций, и свободно выполняют конкретное задание.

Например: пройти по кругу на носочках, поклон выполнить вправо, начать упражнение «Плетень» с правой ноги.

В упражнение «Мы отважны» начинать всем движение с правой руки, повороты выполнять четко направо — налево.

Примерная последовательность перестроения: «Вот как мы шагаем», «Ровный круг».

«Дружные пары», «Найди свой кружок», «Змейка», «Диагональ».

Также используем данное пособие в музыкально-ритмических композициях с предметами, для развития танцевального творчества. С помощью карт-схем мы помогаем осмыслить пространственное значение предлогов за, с, на, к, от в предложно-падежных конструкциях, содержащихся в словесных конструкциях педагога с опорой на схемы пространственного значения предлогов, через выполнения обще развивающих физических движений в ходе ходьбы под музыку.

Дети свободно ориентируются в пространстве, легко перестраиваются в заданном направлении, в ходе перестроения формируются навыки коммуникативного общения.

Такие музыкально-ритмические комбинации и упражнения в работе, являющиеся предпосылки к учебной деятельности, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо. И главное свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве с помощью пространственных представлений, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовят ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы всех педагогов в ДОУ.

Дидактическое пособие «Карты— схемы».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мо февраль 2016\ориентировка\карты схемы\Sep18107.JPG

Рис. 1.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18104.JPG

Рис. 2.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18103.JPG

Рис. 3.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18110.JPG

Рис. 4.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мо февраль 2016\ориентировка\карты схемы\Sep18101.JPG

Рис. 5.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18106.JPG

Рис. 6.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18102.JPG

Рис. 7.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18105.JPG

Рис. 8.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18109.JPG

Рис. 9.

Музыкально-ритмические упражнение «Мы отважны».

G:\стрелки\2 направо.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мо февраль 2016\мальчики\IMG_3441.JPG

G:\стрелки\i2 налево mg132.jpg

IMG_1603

G:\стрелки\22 направо.jpg

Праздничное перестроение «Улыбка» В. Шаинский.

Исходное положение: В руках у детей разноцветные флажки (желтые, голубые, зеленые, красные). У ведущего карты — схемы, с перестроениями. По сигналу ведущего дети начинают движения по рисунку: по одному, парами, двумя кругами, змейкой, расческой, звездочкой, по диагонали.

Ведущий показывает к/с № 1, стоят по четырем углам зала.

1 куплет:

Такты 1–2 ведущий показывает к/с № 2, дети идут по кругу.

Такты 2–3 ведущий показывает к/с № 9, идут парами по кругу.

Припев:

Ведущий показывает к/с № 4, дети через центр парами проходят вперед, расходятся в разные стороны. Перестраиваются четверками по цвету у центральной линии зала.

2 куплет:

Такты 1–2 ведущий показывает к/с № 7, 1 и 2 линии, 3 и 4 линии проходят расческой 2 раза.

Такты 3–4 ведущий показывает к/с № 5, расходятся на четыре круга.

Припев:

Такты 1–4 ведущий показывает к/с № 6, выстраивают две диагонали.

Такты 5–8 ведущий показывает к/с № 3 все перестраиваются на два круга.

Такты 9–12 ведущий показывает к/с № 2 общий круг.

3 куплет:

Такты 1–4 ведущий показывает к/с № 8, идут змейкой по залу.

Припев: Ведущий показывает к/с № 6, через весь зал дети проходят по диагонали, на последние такты машут на зрителя флажками.

Основные термины (генерируются автоматически): пространственных представлений, словесных конструкциях педагога, сигналу ведущего дети, формированию пространственных представлений, авторское дидактическое пособие, дидактического пособия «Карты-схемы», знакомые математические фигуры, помощью пространственных представлений, нарушения опорно-двигательного аппарата, Примерная последовательность перестроения, упражнение «Мы отважны», пособие «Карты— схемы», помощью карточек сигналов, детей старшего дошкольного, схемы пространственного значения, вопросы педагога предложениями, центральной линии зала, детей разноцветные флажки, вопросы современной педагогики, ориентировке пространстве.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос