Библиографическое описание:

Бутенко Н. В. Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 36-38.

Художественное творчество как особая форма процессов развития и саморазвития детей дошкольного возраста является ведущим способом освоения мира через самопознание. В силу своей яркой и чувственно-эмоциональной основы творческий процесс для ребёнка обладает большой притягательной силой, выступая основой формирования острой потребности в разных видах детской творческой деятельности.

Огромное значение для общего развития ребёнка имеет его участие в разных видах художественно-творческой деятельности, направленной на самовыражение, самораскрытие и совершенствование его творческих способностей. Художественное творчество ребёнка как путь познания и освоения окружающего мира наполнен особой эмоциональной насыщенностью, что, по мнению Н. Н. Поддъякова [5, с. 101], существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребёнка и способствует формированию его эвристической культуры. Художественное творчество успешно развивается в тех оптимально созданных педагогом условиях обогащения культурного опыта и личностного роста ребёнка, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и ребёнок имеет определённый уровень художественного развития.

В начале XXI века формирование личностных ценностей и смыслов стало рассматриваться как нормативно заданная цель современного образования и воспитания. В концепциях Б. Н. Боденко, И. Я. Зимней, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Г. К. Селевко и др. ценности как ценностные отношения или ценностные ориентации рассматриваются как цели воспитания. В педагогической деятельности ценности, как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражают гуманистический смысл образования. Учёные (Л. С. Выготский, Я. Э. Голосовкер, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев и др.) рассматривают человеческую психику как смыслообраз мира, создаваемый силой воображения субъекта, что согласуется с идеями о смысловом строении знания, его представлении о природе «смыслового поля» в отличие от «видимого». В результате работы над концепцией базового содержания общего образования в отечественную педагогику в 80-е гг. XX в. И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. ввели категорию «ценность» в отечественную педагогику. Одной из задач образования определялась задача формирования у личности системы ценностей, адекватной общественной. В исследованиях Н. Л. Худяковой [7, с. 211] выделено две сферы ценностного мира человека — культурные ценности, которые человек присваивает в процессе жизнедеятельности и личностные ценности как структуры индивидуального сознания.

Принципиально новый подход в понимании смысла был осуществлён в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев и др.), рассматривающей проблему смысла как психологическое понятие. Эта проблема была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта. В исследованиях Д. А. Леонтьева [2, с. 69] указывается на то, что задача образования на любой ступени обучения заключается в том, чтобы развить такие личностные смыслы подрастающего поколения, которые помогли бы ему преобразовать себя, свои отношения с миром и в дальнейшем, творчески преобразовывать общество. В концепции личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская) основу личностного развития составляет развитие субъектности, которое управляется ценностно-смысловой сферой сознания личности. Отметим, что в процессе личностного развития происходят внутренние изменения личности: в потребностях, интересах, мотивах, её ценностях и личностных смыслах, то есть формируется позитивная «Я-концепция» и устанавливаются интегративные связи меду основными сферами личности, в результате чего личность становится интегральной и целостной.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) впервые было использовано понятие «ценность» для обозначения нормативных требований, которые предъявлялись в системе образования (В. В. Давыдов, А. В. Петровский) и основной задачей воспитания определено «формирование ценностных основ отношений». В Концепции по иному формулировался процесс воспитания «воспитывать, значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей». В мире детства одновременно соединяются и перекрещиваются в особую картину ценности и смыслы культуры и искусства, истории и личности. При этом ребенок может видеть больше культурных смыслов, чем взрослый. Именно в дошкольном возрасте закладывается ценностная матрица культуры, культурное поле собственной деятельности, поэтому опора на специфику процесса вхождения современного ребёнка в культуру, ментальность народа способна помочь становлению будущих ценностей всего народа. Ценности и смыслы пронизывают каждый вид детской деятельности. Внутренний мир ребёнка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей культуры и искусства, благодаря развитию ценностных ориентаций, позволяющих ребенку ориентироваться в пространстве жизни приобретает определенную целостность. Ценностно-смысловое пространство детства, как утверждает Н. А. Платохина [4, с. 25], является порождением личностей, вступивших в диалог, совместную деятельность, сотворчество, благодаря которым происходит открытие мира ценностей и смыслов. Таким образом, ценности и смыслы другой личности побуждают ребёнка к самостоятельной деятельности и способам выражения самосозидания. в продуктах собственного творчества. Роль взрослого заключается не только в том, чтобы осуществлять подготовительный период, который «вводит» детей в новый вид творчества и ориентирует в нём, но и в том, чтобы в образах окружающего мира ребёнок открывал черты прекрасного и гармоничного, приобщался к доступным видам художественно-эстетической деятельности (в повседневном общении, в совместной деятельности детей и взрослых). Созданный продукт художественно-творческой деятельности должен доставлять удовольствие не только ребёнку, но и окружающим, что является важным эстетическим качеством продукта творчества. О реальных результатах педагогической работы можно говорить в том случае, если у детей сформируется потребность доставлять удовольствие другим людям продуктами творческой деятельности по собственной инициативе.

На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ребёнка ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия и приобретение нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. В процессе освоения целостного культурного опыта человека смыслообразование реализуется на основе взаимосвязанных уровней:

-          I уровень — актуализация субъектного опыта, предшествующая обучению и воспитанию;

-          II уровень — когнитивное понимание как освоение предметной стороны культурного опыта;

-          III уровень — интерпретирование через выработку осмысленной личностной целостной позиции на основе значимых ценностей;

-          IV уровень — бытийное понимание в процессе реализации обучающимися своей ценностно-смысловой позиции в творческой культуросообразной деятельности на основе смысленного знания и полученного опыта.

В психологии понятие «смысл» рассматривается в научных исследованиях (А. Бине, Ван дер Вельт, Э. Титченер, Ф. Бартлет и др.) как системное качество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, определяя феномен его личности, самого человека и его жизни. В общих концепциях психологов была предпринята попытка понять «смысл» как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания. Создавая творческий продукт, ребёнок выражает своё внутреннее состояние через эмоционально-ценностное отношение к самому себе, другим и окружающему миру, приобретая опыт творческой деятельности, определяемый И. Я. Лернером, И. Ф. Харламовым как гармоничное объединение групп личностных новообразований:

-                   знания о самом себе и о мире, обеспечивающие формирование в сознании ребёнка научно обоснованной целостной картины мира;

-                   умение пользоваться этими знаниями на основании выполнения умственных и практических действий;

-                   личностные смыслы, определяющие эмоционально ценностное отношение личности к миру.

Практика работы в ДОУ показывает, что формирование опыта творческой деятельности возможно лишь при условии высокого уровня развития индивидуального опыта, который позволит ребёнку самостоятельно генерировать новые культурные тексты. Возникшие в процессе художественно-творческой деятельности смыслы, по мнению А. Н. Леонтьева [2, с. 82], становятся «единицами человеческого сознания и его образующими». В каждом продукте художественно-творческой деятельности ребёнка заложен ценностно-смысловой компонент образа «Я», который формируется на основе «Я-концепции», включающей компонент самооценки. Главная задача педагога состоит в том, чтобы сделать искусство пространством возможной творческой самореализации Высшего «Я» растущего человека (А. А. Мелик-Пашаев).

Тема смысла в научных исследованиях становится актуальной для решения многих современных проблем в обществе и во взаимодействии людей. Смысл, так или иначе, связан с пониманием и обнаруживается в общении и взаимодействии педагога и ребёнка. В рамках смыслового взаимодействия педагог понимает или стремится понять действие ребёнка, т. е. рассматривает это действие как осмысленное, а понимание выражается в ответном действии ребёнка. В исследованиях Г. Б. Гутнера [1, с. 421] справедливо отмечено, что, когда понимание имеет место, все участники общения принимают действия друг друга, знают, как на них реагировать, т. е. находят в них смысл. Смыслы заложены в системы коммуникации и результаты деятельности ребёнка. Смысл артикулируется ребёнком в речи, интерпретациях, рассуждениях, а педагог для ребёнка является своеобразным воплощение тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребёнок ещё не обладает. В процессе деятельности ребёнок стремится к достижению цели, в результате чего, по мнению Е. О. Смирновой [6, с. 263], его отдельные действия могут приобретать «отражённый смысл», определяющийся тем, в какой мотив они включены. Смысловое моделирование и мысленный эксперимент инициируют нестандартные ситуации деятельности, требующие от ребёнка поисково-исследовательской активности (И. Т. Красавин).

В современном образовании особое внимание обращается на вопросы раскрытия потенциала личности, ориентаций ребёнка на ценности мир общества через творческое эмоциональное содействие и переживание другому человеку. Принятие детьми дошкольного возраста эстетических норм и формирования художественных умений, рассматривается как часть общего процесса активного «вхождения» в смыслы мира культуры и искусства через их ценности. В исследованиях Р. М. Чумичевой отмечено, что гностическая функция в образовательном процессе выступает ретрансляцией и передачей ценностей мира ребёнку дошкольного возраста.

Результатом художественно-творческой деятельности является продукт, созданный ребёнком, отражающий самоценность его творческого «Я». Культура и искусство как совокупность ценностей, как определенная система их воспроизводства выступают фактором смыслового целеполагания, обусловливающего рождение эстетической личности ребёнка. Педагогический смысл ценностных ориентаций в образовательном процессе направлен на свободное владение педагогом широким кругом знаний и умений в области искусства, художественного и эстетического развития ребёнка. Формированию ценностно-смысловых ориентаций во многом способствует процесс развития личности в целом.

Анализ различных психолого-педагогических и философских оснований формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста позволяет констатировать следующее: динамика смыслообразования в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обусловленная субъективной потребностью в построении личностных смыслов глубоко индивидуальна и предусматривает необходимость использования вариативных форм образовательно-воспитательного взаимодействия педагога с ребёнком. Внутренний мир ребёнка, формирующийся под воздействием усвоенных ценностей, смыслов культуры и искусства приобретает выраженную целостность благодаря развитию ценностно-смысловых ориентаций, помогающих ребёнку ориентироваться в пространстве жизни. Как многоаспектное явление ценностно-смысловое целеполагание выступает ядром мотива художественно-творческой деятельности ребёнка в соотнесении личностных ценностей с его индивидуальным сознанием как определённой формой активности и показателем развития творческой личности ребёнка, ориентированных на художественно-эстетические способы познания мира.

Литература:

1.                  Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации [Текст] / под ред. И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. — М.: Альфа-М, 2012. — 464 с.

2.                  Леонтьев, Д. А. Личность в психологии искусства [Текст] / Д. А. Леонтьев // Творчество в искусстве — искусство творчества. — М.: Наука; Смысл, 2000. — С. 69–85.

3.                  Лыкова, И.А., Буренина А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии [Текст] / И. А. Лыкова, А. И. Буренина. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144 с.

4.                  Платохина, Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации [Текст] // Детский сад: теория и практика. — № 1. — 2011. — С. 22–27.

5.                  Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство [Текст] / Н. Н. Поддъяков. — СПб.: Питер, 2010. — 210 с.

6.                  Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов [Текст] / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.

7.                  Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования: учеб. пособие [Текст]: / Н. Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. — 230 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle