Библиографическое описание:

Федюшина В. В., Шевченко Л. И. Алгоритмизация как один из способов формирования активной интеллектуальной деятельности обучающихся на уроках истории обществознания и литературы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 152-155.

Современный урок — это такой урок, когда обучающийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося [1; с. 3].

Эффективное обучение — это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика.

Несомненно, важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.

Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, логичность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. В статье представлены различные виды алгоритмов. Это алгоритм усвоения определенного текста и алгоритм организации самоконтроля и алгоритм анализа альтернативных ситуаций.

В условиях классно-урочной системы объектом проверки и оценивания становятся не только знания, но умения и навыки обучающихся [2; с. 28]. Однако критерии для оценки уровня овладения предметными, общеучебными умениями прописаны только в общем виде в обязательном минимуме, стандартах. Поэтому так важен поиск усовершенствованной системы оценивания и отслеживания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности обучающихся. В этом могут оказать определенную помощь учебные алгоритмы, которые помимо основной своей функции как логической схемы определяют и способ деятельности учащихся. Именно это сочетание позволяет определить уровень владения:

-       содержанием программного материала;

-       предметными и общеучебными интеллектуальными умениями в рамках ФГОС

Считаем, что важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.

Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. Развитие общеучебных интеллектуальных умений осуществляется на учебном и дополнительном материале.

Алгоритм — это:

-       правила, инструкции, памятки, определяющие четкую последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи;

-       система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи [2; с. 112].

Алгоритм усвоенияопределенного текста — это своеобразная схема формирования необходимых умений.

На наш взгляд, применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения, способствуя переносу усвоенной схемы с одной учебной ситуации на другую.

Известно, что алгоритмы разнообразны как по содержанию, так и по функциям:

Рис.1. Учебные алгоритмы

Практика показывает, что многократное обращение к алгоритмам способствует тому, что у школьников вырабатывается устойчивый навык изучения текста на основе усвоенной схемы.

Приведем примеры некоторых алгоритмов, которые можно использовать на уроках предметов гуманитарного цикла [4; с. 62–63].

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1.      Причина и характер войны:

-       основные противоречия, приведшие к войне;

-       подготовка к войне;

-       планы сторон.

2.      Ход войны (основные этапы):

-       повод к войне и ее начало;

-       основные этапы и главные сражения;

-       окончание войны, условия мира, итоги.

3.      Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1.      Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2.      Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3.      Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4.      Значение его личных качеств.

5.      Оценка результатов деятельности исторической личности.

Алгоритм организации самоконтроля:

-       составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста;

-       проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов;

-       найдите ответы в тексте — проверьте себя;

-       проведите взаимопроверку с соседом по парте;

-       прорецензируйте свой ответ [5; с. 43].

Алгоритм анализа альтернативных ситуаций:

-       уясните сущность проблемы, каждого из предлагаемых путей ее решения;

-       для решения проблем тщательно отберите и проанализируйте факты;

-       определите критериальную основу для рассмотрения предложенных проблем;

-       выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей их решения;

-       проанализируйте и оцените их в соответствии с избранными критериями;

-       аргументированно изложите свою позицию и отношение к рассматриваемым проблемам и путям их решения;

-       предложите решение проблемы. Объясните достоинства и недостатки избранного пути; обоснуйте достоинства и недостатки отвергнутого пути решения;

-       оцените сделанный выбор;

-       записывайте в тетрадь факты, составляющие проблемную ситуацию. Обозначайте проблемы вопросительными знаками, фиксируйте предлагаемые пути их решения [1; с. 97].

Рис. 2.Алгоритм анализа альтернативных ситуаций

В случае, когда способ выполнения задания учащимся не известен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче. Для обучения решению проблемных задач необходимо дать памятку-алгоритм [6; с. 173].

Алгоритм ведения дискуссии на этапе рефлексии

При организации дискуссии на уроке обучающимся можно предложить правила ведения дискуссии, которые помогают решать как воспитательные задачи, так и служат вербальным материалом для учащихся на этапе рефлексии.

Правила ведения дискуссии

Я критикую идеи, а не людей.

— Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

— Я выслушиваю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.

— Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

— Я изменю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

На старшей ступени обучения, если учитель проводит модельное занятие по какой-либо технологии или использует новые, необычные приёмы/методы работы на уроке, то в конце урока можно провести технологическую распаковку урока, где раскрывают все этапы,- что делали и как это делали. Виды рефлексии могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Коллективная и индивидуальная рефлексия имеют свои особенности.

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия.Данный вид рефлексии должен служить логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные: тесты, мини-сочинения, эссе, письмо другу, опорный конспект, схема, таблица, а также синквейн. Следующие приёмы стимулируют речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствуют реализации развивающей цели обучения.

Прием «Да» или «нет». Учащиеся получают листок. На одной стороне стоит знак (!), где они пишут, на какие вопросы по теме они получили ответ. На обратной стороне стоит знак (?), и здесь учащиеся пишут, на какие вопросы они хотели получить ответ, но не получили.

Анализ ответов учащихся поможет учителю в постановке задач и планировании следующего урока.

Следующий приём «Что, если...?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: Что, если...? Данные вопросы позволяют учащимся по-новому посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «Рыбья кость».

Рис. 3. Рыбья кость

Ещё один простой, но эффективный приём письменной рефлексии «Телеграмма». Вконце урока учащиеся пишут на специально заготовленных импровизированных бланках свои впечатления, ощущения, пожелания и т. д. по проведению, содержанию, взаимоотношениях сотрудничества на уроке. Главное требование — выдержать стиль телеграммы. Свои телеграммы учащиеся «отправляют» учителю.

Алгоритм наблюдения

1)      Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

-       делало её более эффективной?

-       тормозило ли выполнение задания?

-       не позволило точно выполнить задачу, но способствовало налаживанию контактов?

-       позволило выполнить задачу и испортило отношения в группе?

2)      На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

-       обмен информацией;

-       взаимодействие;

-       взаимопонимание;

-       были равномерно задействованы все уровни.

3)      Какого уровня коммуникативные трудности испытывали ученики, группы при выполнении задачи?

-       недостаток информации;

-       недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);

-       трудности в общении.

4)      Какой стиль общения преобладал в работе?

-       ориентированный на человека;

-       ориентированный на выполнение задачи.

5)      Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задачи?

-       в группе сохранилось единство и партнёрские отношения;

-       единство группы в ходе работы было нарушено.

6)      Кто или что сыграл(о) решающую роль в том, что произошло в группе? — лидер, выдвинувшийся в ходе работы;

-       нежелание наладить контакт большинства участников группы;

-       непонимание задачи, поставленной для совместной работы;

-       сама задача оказалась неинтересной (трудной).

Спасибо за наблюдения! Пожалуйста, изложите их по окончании обсуждения работы групп.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе (КУДГ) предполагает включение учащихся в действие взаимоконтроля, взаимооценки. В данном случае возможно использование оценочной карты. Цель её — научить адекватно оценивать себя и своих товарищей.

Применение алгоритмов способствует:

-       развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);

-       усвоению переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения;

-       совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана, конспекта, рецензии и т. д.) и общеучебных интеллектуальных умений (наблюдение, чтение, классификация, самоконтроль, сравнение, конкретизация);

-       овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности [1; с. 57].

Но не следует забывать, что алгоритмы лишают учащихся возможности творческого подхода к решению поставленной задачи, что отчасти противоречит деятельностному подходу к обучению. Алгоритмы или «памятки» удобно использовать при решении задачи сравнения тех или иных явлений. Использование алгоритмов на начальном этапе обучения предметов гуманитарного цикла обеспечивает успешность усвоения программы школьниками.

Таким образом, формирование навыков самостоятельной работы обучающихся — одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности обучающихся на уроках, учитывая индивидуальные качества обучающихся, можно достичь определенных результатов в обучении.

Алгоритм учебных действий обучающихся на уроках способствует привитию интереса к изучаемому предмету, умственному развитию ребенка, предполагает более глубокое усвоение знаний, формирует историческое сознание, учит постигать многомерность исторических реалий.

Литература:

1.                  История. 5–11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — 207 с.: ил.

2.                  Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 194 с.

3.                  Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе: пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 1999. — 226 с.

4.                  Ерохина, М. С. Формирование исторической компетентности на школьных уроках / М. С. Ерохина // Преподавание истории в школе. — 2004. — № 5. — С. 61–63.

5.                  Гайсенок, Л. К. Самостоятельная работа на уроках истории / Л. К. Гайсенок // Преподавание истории в школе. — 2000. — № 9. — С. 42–44.

6.                  Кулъневич, С. В. Анализ современного урока: практич. пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Учитель, 2003. — 264 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle