Обучение фразеологии русского языка учеников 7-х классов (на материале интернет-сайтов) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 11.03.2014

Статья просмотрена: 522 раза

Библиографическое описание:

Носкова, Н. Ю. Обучение фразеологии русского языка учеников 7-х классов (на материале интернет-сайтов) / Н. Ю. Носкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 137-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5283/ (дата обращения: 27.04.2024).

Свободное владение русским языком предполагает, в первую очередь, наличие достаточного словарного запаса учащихся. Изучение фразеологической системы языка выступает необходимым условием в усвоении родного языка. Не вызывает сомнения тот факт, что умелое использование фразеологизмов в коммуникации придает речи говорящего своеобразие, красочность, экспрессию.

Однако учеными-методистами и учителями подчеркивается, что в практике школы данный важный аспект изучения родного языка недооценивается. Так, Л. И. Лебедева в статье «Работа со словом на уроке русского языка» указывает: «Самым распространённым видом работы по фразеологии является семантизация фразеологизмов: установить значение фразеологизмов, подобрать лексические синонимы. В результате такого положения не только обедняется речь учащихся, но страдает и изучение литературы, так как многочисленные устойчивые сочетания, которые в художественном произведении выполняют определенные стилистические функции, не воспринимаются учащимися, не усваиваются ими» [2, с. 1].

Некоторые учебные комплексы вводят понятие «фразеологическая единица» уже в начальной школе, другие — знакомят школьников с идиомами в 5 классе. Активная работа по усвоению фразеологической системы русского языка начинается в 6 классе. Однако, как показал мониторинг исследовательских работ, учащиеся редко используют фразеологизмы в своей речи или вовсе их не употребляют. Ученые констатируют печальный факт — зафиксирована тенденция убывания или полного исчезновения фразеологизмов к 11 классу.

В. В. Гаврилов в работе «Обучение фразеологии на уроках русского языка в 6 классе средней общеобразовательной школы на основе освоения фразеологически связанных (символических) значений» также указывает, что ученики редко используют фразеологизмы в собственной речи, «не учитывают стилистические (аксиологические) особенности фразеологизмов и не умеют варьировать фразеологизмы в тексте, без чего невозможно свободное употребление фразеологизмов в речи» [1, с. 8].

С целью успешного освоения фразеологии русского языка и актуализации коммуникативных умений школьников нами была разработана методическая система, учитывающая возрастные особенности учащихся. Для школьников 7 класса предлагается комплекс заданий и упражнений с использованием Интернет-сайтов для детей и подростков.

В рамках научного исследования нами был проведен констатирующий эксперимент среди учащихся 7-х классов общеобразовательной средней школы.

Учащимся было предложено 3 задания:

1.      Подобрать как можно больше фразеологизмов со словами рука, нога, голова, сердце;

2.      Дать толкование фразеологизмам;

3.      Найти фразеологические единицы в художественном тексте.

Результаты эксперимента показали, что учащиеся 7-х классов легко справились с двумя последними заданиями. Однако распространенной ошибкой среди тестируемых стал выбор в качестве фразеологического оборота словосочетания или основы предложения.

Работы школьников позволяют сделать вывод, что к 7 классу дети забывают фразеологизмы, не могут привести примеры, зато достаточно успешно вычленяют фразеологические сочетания из художественного текста и дают толкование фразеологизмов.

Методическая система, разработанная нами в целях актуализации коммуникативных умений школьников, поможет учащимся заполнить пробел в знании фразеологии русского языка.

Учащиеся в возрасте 12–13 лет (7 класс) проявляют все больший интерес к Интернет-ресурсам. Мы предлагаем, учитывая этот интерес, разнообразить роки русского языка при помощи подростковых сайтов.

Проведя анализ существующих Интернет-сайтов для подростков, мы пришли к выводу, что практически на каждом из них представлены художественные и стихотворные произведения с фразеологизмами, что может послужить материалом для работы с фразеологическими единицами русского языка. Упражнения и задания на нахождения фразеологизма в тексте, составление собственного текста с фразеологическими оборотами, создание стихотворных произведений предлагается выполнять учащимся на занятиях в классе. Упражнения и задания на работу с материалами Интернет-сайтов даются в качестве домашней работы.

Опыт показывает, что предложенная методика демонстрирует положительную динамику в освоении фразеологии русского языка.

Во-первых, учащиеся с интересом выполняют задания, связанные с созданием собственных текстов и поиском фразеологических единиц на Интернет-сайтах.

Во-вторых, реализуется принцип «Обучение через развлечение»: школьники включены в творческий процесс, развивается творческий потенциал ребенка.

Таким образом, методическая система, предложенная нами в обучении школьников фразеологии русского языка, способна аккумулировать уже имеющийся наработанный опыт ученых-методистов и новые подходы, обеспечивающиеся обновление образования и актуализирующие новые знания.

Литература:

1.               Гаврилов В. В. Обучение фразеологии на уроках русского языка в 6 классе средней школы на основе освоения фразеологически связанных (символических) значений [Электронный ресурс]: ав. дисс… к. п. н. — М., 2001. 258 c. — http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–02/dissertaciya-obuchenie-frazeologii-na-urokah-russkogo-yazyka-v-6-klasse-sredney-shkoly-na-osnove-osvoeniya-frazeologicheski-svyazannyh

2.               Лебедева Л. И. Работа со словом на уроке русского языка [Текст]/Межрегиональная конференция школьников и учителей «Энциклопедия одного слова». — 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, класс, методическая система, учащийся, фразеологизм, задание, коммуникативное умение школьников, работа, родной язык, художественный текст.

Похожие статьи

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку

Работа с художественным текстом на уроках русского языка.

Система коммуникативных упражнений по развитию речи.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Художественный текст как лингводидактический объект. художественный текст, русский язык, текст, художественная литература, анализ текста...

Реализация принципа коммуникативной направленности...

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский язык, коммуникативный подход, коммуникативная направленность, учебная деятельность, учебный материал... Работа с речевыми моделями...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

русский язык, текст, работа, урок, Чайковский, комплексный анализ текста, предложенный текст, мой взгляд, коммуникативная компетентность, произведение русской.

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

Коммуникативные способности учащихся развиваются через формирование их коммуникативных учебных действий.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы».

Формирование речевых умений младших школьников при...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка. — 655 с. Булатбаева К. Н.. Функционально-коммуникативная технология обучения русскому

сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык, элемент описания.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

 Сначала учащиеся читают текст. Акцент делается на их активном вовлечении в процесс обучения.

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся

Основные термины (генерируются автоматически) : русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект, теоретический материал...

Похожие статьи

Коммуникативность в процессе обучения русскому языку

Работа с художественным текстом на уроках русского языка.

Система коммуникативных упражнений по развитию речи.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, III, учащийся, задание, урок, слово, ученик, ребенок, группа, класс.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Художественный текст как лингводидактический объект. художественный текст, русский язык, текст, художественная литература, анализ текста...

Реализация принципа коммуникативной направленности...

иностранный язык, язык, учащийся, учебный процесс, русский язык, коммуникативный подход, коммуникативная направленность, учебная деятельность, учебный материал... Работа с речевыми моделями...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

русский язык, текст, работа, урок, Чайковский, комплексный анализ текста, предложенный текст, мой взгляд, коммуникативная компетентность, произведение русской.

Формирование коммуникативных универсальных учебных...

Коммуникативные способности учащихся развиваются через формирование их коммуникативных учебных действий.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы».

Формирование речевых умений младших школьников при...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка. — 655 с. Булатбаева К. Н.. Функционально-коммуникативная технология обучения русскому

сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык, элемент описания.

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

 Сначала учащиеся читают текст. Акцент делается на их активном вовлечении в процесс обучения.

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся

Основные термины (генерируются автоматически) : русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект, теоретический материал...