Библиографическое описание:

Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.

Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Эти три составляющие, грамотно объединенные мудрой рукой воспитателя, подобно граням одного кристалла, формируют в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно.

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.

Методическая работа в МБДОУ — детском саду № 53 «Яблонька» г. Димитровграда Ульяновской области осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

-          совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре;

-          вовлечение родителей в педагогический процесс МБДОУ;

-          апробация педагогических технологий поликультурного воспитания дошкольников посредством ознакомления с разными культурами.

Эти направления реализуются при разнообразных средств:

-          общение с представителями разных национальностей;

-          устное народное творчество;

-          художественная литература;

-          игра, народная игрушка и национальная кукла;

-          декоративно-прикладное искусство, живопись;

-          музыка;

-          этнические мини-музеи;

-          национальные кушанья.

Комплексная воспитательно-образовательная работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Главные направления в работе с детьми:

-          развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Поволжья;

-          развитие нравственных чувств у дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов:

-          вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;

-          интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора;

-          использование взаимодействия в системе “педагог — ребенок — родитель”;

-          осуществление воспитательной работы на основе народной культуры.

Главные направления в работе с родителями:

-          установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.

-          создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

-          активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Проводя работу с педагогами, в каждой группе были оформлены уголки «Люби и знай, родной свой край», «Россия — Родина моя», а также уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в детском саду уголка поликультурному образованию. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русских народов и стран ближнего зарубежья, куклы в национальных костюмах, театр народов ближнего зарубежья, народные игрушки.

С нашей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении — это непротивление культурному многообразию. Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг –познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости. В процессе познания окружающих культур, ребенок осознает объективность культурного многообразия, самоценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг –признание «другого». Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности. Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах. Седьмой шаг–межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимодополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп.

Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.

Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.

К сожалению, сегодня издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению полиэтнического коллектива. Большинство наших педагогов интуитивно разрабатывали методы, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников.

Благодаря целенаправленной, плодотворной работе по поликультурному образованию в нашем детском саду царит дружеская, благоприятная обстановка.

Литература:

1.                  Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. // Сиб. пед. журн. — 2009. — № 4. — С. 212–220.

2.                  Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107.

3.                  Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.

4.                  Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.

5.                  Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle