Автор: Пахолко Ольга Дмитриевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Библиографическое описание:

Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 214-217.

На современном этапе необходимо решение задач формирования творческой, инициативной, социально-активной, граждански зрелой личности, способной к социализации, уважающей права и свободы личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей национальную терпимость, уважительное отношение к родному языку, традициям и культуре России. В рамках задачи формирования нового типа личности одной из наиболее актуальных проблем является проблема самоидентификации, построения системы своих идентичностей, с которыми он соотносит самого себя и которые субъективно являются основанием его внутреннего «я». Важное место среди них принадлежит гражданской идентичности.

Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность. Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм). Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.

В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности.

Проблема идентичности личности — сравнительно новая научная проблема. Анализ научной литературы, посвященной явлению идентичности, показывает, что в данной концепции (А. Ватерман, Фрейд, Э. Эриксон) основное внимание уделяется глубинным механизмам формирования идентичности как осознания автономности Я и связанным с этим переживаниям (страх утраты своего Я и др.), структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение (С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская и др.). У ученых пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления. В зависимости от того, как проблема гражданской идентичности вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: гражданская идентичность рассматривается среди многих категорий (наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и другими идентичностями) и определяется как реализация базисных потребностей личности в принадлежности к группе (Т. В. Водолажская); оценивается в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяются политико-правовая компетентность личности, политическая активность, гражданское участие, чувство гражданской общности (И. В. Конода); осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл (A. M. Кондаков); предстает как тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М. А. Юшип).

Проблема гражданской идентичности изучается, как правило, на социологическом уровне: изучаются тенденции поддержания межэтнической толерантности в контексте формирования национально-гражданских идентичностей у русских и титульных национальностей в республиках (С.В Рыжова); определяется содержание государственно-гражданской идентичности у студентов социально-гуманитарных направлений (Е. М. Арутюнова); выявляются особенности гражданской идентичности российской молодежи (Е. А. Гришина); формирование индивидуальной, личностной идентичности рассматривали З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К.-Г. Юнг, в их работах затрагивались и проблемы идентичности людей, а также в трудах Х. Беккера, Дж. Дэвиса, С. Московичи, П. Приза, Дж. Тернера, Р. Тернера, Т. Триандиса, Г. Тэжфела, Э. Эриксона, согласно подходу, которых идентичность определяется посредством логических операций сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых параметров.

В педагогической теории проблема формирования гражданской идентичности школьника практически не осмыслена, хотя вопросы, связанные с гражданским образованием и воспитанием, находятся в поле внимания.

Главная цель педагогической деятельности по развитию гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста — формировании основ российской гражданской идентичности, включающей чувства гордости за свою Родину и народ, за историю России, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности. Указанная идентичность детерминирует процессы формирования ценностей гражданина многонационального российского общества, обеспечивает становление и закрепление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Реализация этой цели в условиях развития современного общества не возможно без подготовки специалиста в профессиональной педагогической деятельности.

Изучение потребности современного общества в повышении качества образовательных услуг приводит к мнению, что необходимо кардинально изменить представление о подготовке будущих педагогов к работе в современной школе. Выпускники педагогического образовательного учреждения должны быть конкурентоспособны на рынке труда, готовыми к профессиональному росту.

Актуальность проблемы подготовки студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников также обусловлена тем, что введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественно новый уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины. Эта проблема становится тем актуальнее, чем острее проявляется индифферентное и негативное отношение детей и молодежи к таким понятиям, как чувство гордости за свою Родину, любовь к Родине, защита интересов государства.

Формирование гражданской идентичности учащихся начальной школы является так же весьма актуальной проблемой педагогики в связи с тем, что именно в этом возрасте происходит осознание ребенком себя как гражданина своей страны, закладываются основы гражданственности, причастности к судьбе своего государства, любви к Родине.

Гражданская идентичность реализуется посредством приобретения гражданской компетентности. Студентам необходимо глубоко осознавать, что в условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур, формирование ценностей многонационального российского общества, быть готовыми к принятию общечеловеческих ценностей. Педагог оценивает нормы, а дети под его началом усваивают их.

Успешная реализация задач по развитию гражданской идентичности подрастающего поколения в современных условиях во многом зависит от качества профессиональной подготовки педагога. Учитель, осуществляющий формирование гражданской идентичности, должен сам быть патриотом своей страны и малой Родины. Социальный заказ современному учителю заключается в том, чтобы воспитать в ребенке любовь и уважительное отношение к России, своему народу, родному языку, национальной культуре, национальным традициям и обычаям, к своей малой Родине.

Педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к развитию гражданской идентичности у младших школьников в образовательном процессе педагогического колледжа включают:

-          развитие мотивации студентов педагогического колледжа к формированию гражданской идентичности у младших школьников по средствам информационных технологии на всех этапах образовательного процесса;

-          выявление и использование потенциала учебных предметов в формировании готовности студентов педагогического коллежа к развитию гражданской идентичности младших школьников;

-          вовлечение студентов педагогического коллежа в различные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности, способствующие освоению, обобщению особенностей содержания и форм работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников.

Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел).

Функциями гражданской идентичности являются интеграция в единую общность; самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; функция, реализующая потребность в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью, позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество, которое проявляется в политической и гражданской активности личности.

Модель структуры формирования гражданской идентичности студента, включает следующие компоненты:

-          когнитивный (познавательный) — предполагающий знание ими о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях, отражает теоретическую готовность студента к формированию гражданской идентичности младших школьников;

-          эмоционально-оценочный (коннотативный) — предполагающий рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

-          ценностно-ориентировочный (аксиологический) — уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

-          деятельностный (поведенческий) — участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия; предполагающий наличие у студентов дидактических организационно-методических, коммуникативных, прогностических и конструктивных умений по осуществлению данной работы.

Предпосылки и педагогические условия стимулируют процесс формирования гражданской идентичности у будущих учителей начальных классов. Однако без специальной целенаправленной работы, даже при наличии всех предпосылок и благоприятных обстоятельств, весьма затруднительно прийти к изменениям профессиональных данных выпускников. Необходимо использовать содержательно-функциональную модель формирования гражданской идентичности студентов в условиях педагогического колледжа. Модель как упрощённое представление реального педагогического процесса схематично выражает образец функционирования какого-либо явления, в данном случае процесса реализации развития гражданской идентичности.

Согласно разработанной модели можно построить процесс подготовки будущих учителей более основательно и эффективно. Модель способствует развитию профессиональных качеств в четырёх измерениях: когнитивном (познавательном), эмоционально-оценочном (коннотативном), ценностно-ориентировочном (аксиологическом), деятельностном (поведенческом).

Таким образом, необходимым и достаточным условием формирования и развития гражданской идентичности младшего школьника в соответствии с требованиями информационного общества является разработка и реализация модели подготовки учителя начальных классов в учреждении среднего профессионального педагогического образования.

Литература:

1.         Баклушинский С. А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. / С.А Баклушинский, Е. Белинская. Образование. М., 1998.

2.    Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России / О. В. Лебедева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 138 с.

3.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle