Автор: Качалова Ирина Николаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Качалова И. Н. Психолого-педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 21-23.



Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на современном этапе обусловлена рядом причин:

—во-первых, в основе каждого вида воспитания содержится определенный значимый компонент: в гражданском — правовой или этически-правовой, в патриотическом — нравственный или духовно-нравственный.

—во-вторых, гражданское воспитание связывают с потребностью человека как гражданина реализовать свою гражданскую позицию, правовую культуру, свои права, обязанности, проявить гражданскую компетентность, гражданское самосознание в обществе, а гражданское воспитание традиционно связывают преимущественно с воспитанием готовности человека служить своему народу, Родине.

—в-третьих, в обычной жизни человек, являясь гражданином своего государства, проявляет свою позицию, патриотические качества, через гражданские намерения, а его гражданская идентичность связана с патриотическими чувствами.

Гражданственность — это личностное качество человека, которое является важнейшей характеристикой активной самореализации человека в гражданской жизнедеятельности в интересах общества и самого человека и отражает его патриотические чувства.

Поликультурность общества требует повышенного внимания к самоактуализации, толерантности и коммуникационному взаимодействию его членов, свободе личностного выбора и ответственности. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, — его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [3, с.54].

К гражданско-патриотическим качествам личности относят любовь к Родине, желание жить на Родине, желание приносить пользу Родине, чувства уважения к традициям, почитания народных святынь (памятники героям, народные праздники); признательности и благодарности нашим отцам и дедам, гордости за достижения граждан страны и родного края желание изменить жизнь в стране к лучшему; желание выполнять свой гражданский долг, участвовать в гражданских акциях, выражать свою гражданскую позицию.

Система образования — важнейший институт социализации личности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции современного общества.

Образовательная политика Российской Федерации отражает национально-культурные и общегосударственные интересы в сфере образования. Вместе с тем она учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

В российском государстве воспитательная деятельность образовательных учреждений направлена на формирование у учащихся российской идентичности, т. е. осознания себя как носителя российской культуры и гражданина России.

В последнее время на разных экспериментальных площадках страны, в научных институтах и РАО, в средствах массовой информации идет активное обсуждение проблем воспитания: какой должна быть концепция воспитания в новой российской школе, какие принципы должны быть положены в основу воспитания, чтобы преодолеть разрыв гражданских позициях между поколениями и кризис гражданской идентичности, избавиться от ранее выработанных шаблонов в воспитании гражданственности.

В последние годы идея формирования российской идентичности была положена в основу новой воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности — этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаньевому, ценностному и деятельностному. Российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащихся с Россией. Сформированность этой идентичности проверяется наличием у ребенка знаний о русской культуре и истории, о современной социальной и политической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию.

Для решения этой задачи российской школе необходимо создать целый комплекс психолого-педагогических условий для становления у подрастающего поколения российской гражданской идентичности:

  • во-первых, формировать теоретические представления о достижения страны и культуре народа;
  • во-вторых, создать систему мониторинга процессов формирования российской идентичности;
  • в-третьих, реализовывать педагогические технологии воздействия на эти процессы.

На становление гражданской идентичности нацелены образовательные программы общественных наук, программа воспитания и социализации, внеурочная деятельность.

Формирование гражданской идентичности определяется как ключевая инновационная задача, миссия общего образования, поставленная временем перед педагогами, связанная с необходимостью обеспечить культурное наследование в демократическом поликультурном многонациональном социуме [3, с.109].

Для решения этой задачи образовательным учреждениям необходимы:

  1. Разработанные образовательные технологии;
  2. Толерантная образовательная среда образовательного учреждения;
  3. Решение на новом уровне вопросов организации самоуправления как инструмента становления гражданской идентичности.

Педагогические технологии — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, охватывающая определенную область образовательной деятельности [4, с.65].

Специальных технологий формирования гражданской идентичности пока нет. Разработка, опробование и применение их — проблема ближайшего будущего системы образования. Эта проблема может решаться на основе уже имеющегося опыта и возможностью применения используемых технологий:

  • технология исследовательского (проблемного) обучения;
  • технологии обучения в сотрудничестве;
  • личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технологий коллективного взаимодействия;
  • технологии творческой деятельности и др. [1, с.87].

В процессе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть использованы интерактивные формы и методы обучения: презентации, дискуссии, эвристическая беседа, «мозговой штурм», «деловая игра», «круглый стол», конкурсы творческих работ, ролевые игры, тренинги, кейс-метод, коллективные решения творческих задач и др.

Воспитательное образовательное пространство должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности могут быть определены как базовые национальные, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России. Они передаются от поколения к поколению и обеспечивают эффективное развитие страны и являются нравственной опорой, которая позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, систему социальных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к Родине, к своему народу);
  • социальная солидарность (доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; свобода личная и национальная; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (служение Отечеству; долг перед старшим поколением и семьей, соблюдение законов свобода совести и вероисповедания);
  • семья (почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода, любовь и верность);
  • труд и творчество (целеустремленность и настойчивость, творчество и созидание, трудолюбие, бережливость);
  • наука (научная картина мира, познание истины, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. (ценности традиционных российских религий в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
  • искусство и литература (духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, красота, гармония, эстетическое развитие);
  • природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);
  • человечество (многообразие культур и народов, мир, прогресс человечества, международное сотрудничество) [3, с.112].

Наиболее значимыми факторами становления гражданской идентичности являются:

1) общее историческое прошлое, отражающееся в мифах, легендах и символах;

2) само название гражданской общности;

3) общий язык, который является средством коммуникации и носителем совместных смыслов и ценностей; 4)

общие культурные ценности, определенные опытом совместной жизни, построенные на принципах взаимоотношений внутри общности;

5) совместные эмоциональные переживания.

Важным условием формирования гражданской идентичности является создание системы символов. Собственная символика обеспечивает универсальные средства взаимодействия внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ отражает значимые для общности ценности и образы, является материализованным носителем идеи, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской идентичности определяется значимыми историческими и современными знаменательных для страны событий, официальной государственной символикой, фигурами национальных героев, а также культурно-бытовыми или природными особенностями, являющимися символами жизнедеятельности общности. Центральным символом гражданской идентичности является образ Родины, в котором обобщается и концентрируется все, что связано с жизнью гражданской общности (территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком), а также субъективное отношение к ним. Образ Родины позволяет фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.

Анализ современной научно-методической литературы показал, что к наиболее распространенным в массовой образовательной практике технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:

— коммуникативные (дискуссия, беседа)

— социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект).

— игровые (ролевая игра, деловая игра);

Становление российской гражданской идентичности, базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Эти ценности выражают суть общенациональной парадигмы: «Мы — Россияне». Это то, что объединяет весь российский народ, придает ему идейность, логическую ценность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом [5].

Литература:

  1. Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. — 2011 — № 3.
  2. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование. 2005 г.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  5. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданской идентичности, формирования гражданской идентичности, российской идентичности, российской гражданской идентичности, формирования российской идентичности, России гражданской идентичности, становления гражданской идентичности, формированием гражданской идентичности, кризис гражданской идентичности, становление гражданской идентичности, учащихся российской идентичности, Формирование гражданской идентичности, российской государственной идентичности, пространство гражданской идентичности, символом гражданской идентичности, поколения российской гражданской, российской школе, Становление российской гражданской, обеспечение формирования гражданской, гражданскую позицию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос