Библиографическое описание:

Вязовецкая С. В. Развитие технической грамотности как основа самореализации личности в социальной среде [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 32-34.

Национально-региональный компонент Государственного образовательного стандарта в качестве главного результата образования определяет социальную компетентность выпускника, которая включает в себя не только высокий уровень предметных знаний, но и развитые психические качества личности. В настоящее время социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях.

Непрерывность образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и начального профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения.

Грамотный человек — это тот, который обладает необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области.

В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Не могу не согласиться с М. Кенинг, который сказал: «Вопрос номер один — как стать для детей советниками и проводниками в их подготовке к взрослой жизни».

Многие старшеклассники отличаются нигилистическим взглядом на жизнь. Высокие нравственные ценности опошляют, а самореализацию как смысл жизненной перспективы часто подменяют «красивой жизнью» сегодня, «здесь и сейчас».

Вот почему столь актуальна подготовка юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, в которых реализуется положительная программа после школьной жизни — ролям студента, труженика, семьянина и гражданина.

Много отрицательных ошибок совершают выпускники в области профессионального самоопределения: здесь закладываются причины жизненных дальнейших неудач.

Современная социальная ситуация востребует личность, способную к саморазвитию и самореализации. Преподаватели и учителя должны найти и помочь предоставить обучающимся возможность осуществить «социальные пробы», подготовиться к самореализации. Поэтому, для меня особенно важен вопрос адаптации вчерашних школьников в новой социальной среде и профессиональной самореализации выпускников профобразования.

Интерес, к какой либо профессии у человека появляется еще в детстве от каких-то источников информации. Источники информации включают в себя средства, с помощью которых можно говорить о прелестях каждой профессии. Профессиональный интерес превращается в могучую побудительную силу познания и овладения профессией, если она возникает под действием определенной деятельности, вызывающей положительное отношение.

Учебная деятельность учащихся профессиональных групп отличается от учебной деятельности учащихся школ своей совокупностью специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности.

С тем запасом знаний, с которым пришли дети обучаться профессии необходимо не только его пополнять, но и восстанавливать, что иной раз кажется для многих педагогов невозможным по отношению к отдельным учащимся. И если обучающийся видит, что учебный процесс, в профессиональном учебном заведении мало, чем отличается от школьного, у него интерес к учебе угасает.

Для юности характерна огромная жажда деятельности и общения, юность позволяет максимально развить свой ум, свой творческий потенциал, свою личность, индивидуальность. Деятельность и общение являются исходными условиями для возникновения мышления. В свою очередь, предметная совместная деятельность, и общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой.

Социальная адаптация личности невозможна без речевой компетентности. Недаром древние говорили о слове, как о деле. М. М. Бахтин называл слово «речевым поступком».

Работая более 20 лет в системе профобразования, в группы начального профессионального образования идут в основном учиться те, кто не смог бы продолжать учебу в 10-ом и 11-ом классах, то есть те, кто очень неудобен был для учителей в школе. Например, в группе, обучающихся по профессии станочник (металлообработка) по результатам экзамена по русскому языку и литературе — 10 % имеют оценку «хорошо», остальные 90 %- «удовлетворительно», из которых 15 % пересдавали из-за неудовлетворительных отметок. Но речь пойдет не о лириках и физиках, и тем более о способностях каждого из них.

По воле судьбы сейчас работаю в школе, где преподаю физику и математику. В колледже преподавала предметы специального цикла: техническую механику, материаловедение, детали машин, а также вела занятия производственного обучения, демонстрируя приемы работы на станках токарной и фрезерной групп. Опыт, который был приобретен в течение двух десятилетий в профессиональном образовании, несомненно, помогает приближать уроки физики к реальной жизни, реализуются педагогические принципы, которые направлены на содержательную часть предмета и имеют прикладной характер.

Это не происходит само, а требует огромной внутренней, рефлексивной работы, то есть размышлять о своем внутреннем состоянии и делать самоанализ.

Проблема состоит в том, что учащиеся не всегда умеют ясно и грамотно выразить свои мысли, рассуждать, аргументировать свои взгляды, отстоять свою точку зрения, если таковая имеется, недостаточно владеют навыками создания устного изложения.

Мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Специфически человеческое развернутое мышление невозможно без языка, а язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению.

Каким же будет наше будущее, с каким новым запасом информации его встретим, зависит главным образом от нас, от наших детей.

Если практические знания взаимосвязаны с технологическими и конструктивно-техническими, то это должно найти отражение и в учебном процессе по их изучению.

Формирование технических понятий у учащихся начинается задолго до того, как они оказались в профессиональной группе. Уже на уроках в школе, учащиеся применяют технические термины. При выполнении лабораторных работ по физике, учащиеся используют инструменты и оборудование и, как правило, их наименование указано в письменной форме.

Защита лабораторной работы должна заключаться не только в сдаче тетради с правильным оформлением лабораторной работы и выводом, а необходимо устное сопровождение той деятельности, какую учащийся производит, то есть называть узлы, назначение, функции, способ установки, закрепления того или иного механизма, оборудования и инструмента.

В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает новую ориентировочную основу деятельности, сравнительно с усвоенной в учебном предмете, то есть генерирует новую информацию. Осуществляет тем самым творческие исследовательские работы, которые несут функцию развивающего обучения.

Гуманизация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, создание условий для проявления и развития его индивидуальности.

Гуманитаризация профессионального образования — это отношение к культуре, к осознанию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, к технике.

Развивающая педагогика предполагает субъект — субъективный характер взаимодействия педагога и ученика, который выражается в реализации педагогом демократического стиля общения, открытости, диалогичности и рефлексивности действий.

Всему этому должна предшествовать сложная работа со стороны учителя по формированию технической грамотности у учащихся.

Главными для педагогов должны быть четкие, аргументированные объяснения без излишнего теоретизирования, доступный, образный язык. Функции объектов, закрепленные в понятиях, должны интересовать обучаемого, стать необходимыми для решения задач, превратиться для него в проблему. Тогда его восприятие и мышление начинают искать и выделять в объекте соответствующие функциональные структуры. В ходе решения этих задач на каждом следующем шаге обнаруживаются новые отношения исходных элементов. На этой основе возникает новое их понимание, то есть те же элементы подводятся под новые понятия. А эти новые понятия становятся орудиями решения задачи.

В рамках рассматриваемой концепции предлагается начинать обучение с наиболее общих понятий. Учащийся должен увидеть между строчками учебного текста нечто большее, т. е. пробудить интерес к книге, учебнику, справочной литературе.

К сожалению, практика показывает, что учащиеся не умеют работать с книгой. Гораздо проще скопировать нужный материал с интернета, сократить до необходимого количества страниц и тем самым подготовить сообщение или реферат. Не умеют выделять главное, структурировать информацию в таблицу, схему или опорные сигналы, что в итоге информация не имеет логической стройности, и потому воспринимается тяжело без главной мысли.

Основными приемами работы учащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам является выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие задания выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной стороны, являются формой предъявления задания, с другой — алгоритмом изучения материала книги. [2, с. 174].

Учащимся необходимо объяснить, что «Движение по профессиональной лестнице зависит от того, насколько молодой специалист сохранил способность к восприятию нового, какова его информационная культура» [7, с. 93]. Информационная культура предполагает техническую грамотность, которая в дальнейшем окажет не последнюю услугу на рынке труда и будет способствовать конкурентоспособности и утверждения в социальной среде.

Литература:

1.         Андрусенко Г. П. Методические рекомендации по разработке учебно-методического обеспечения предметов и профессий. — Челябинск, ИРПО, 2004. 75 с.

2.         Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. — М., «Профессиональное образование», 1997. 511с.

3.         Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., ИПО, 1995. 336с.

4.         Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., «Академия», 2001. 271с.

5.         Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М., «Педагогическое общество России», 2001.127с.

6.         Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. — М., «Мастерство», 2002. 282с.

7.         Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М., «Владос-Пресс», 2003. 333с.

8.         Семушина Л. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., «Мастерство», 2001.271с.

9.         Серкова Г. Г. Развивающее обучение. Теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. — Челябинск, РИО, 2002. 127с.

10.     Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. — М., «Академия», 1999. 288с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle