Библиографическое описание:

Усачев В. А., Шенк Н. В., Фортус А. В., Данилова Н. А., Жось Л. Г. Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 212-214.

Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.

Ключевые слова: метод кейсов, компетенции, педагогические технологии, педагогическое мастерство.

В процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к результатам образовательного процесса, так и к преподавателю, как основному носителю и ретранслятору знаний. Внедрение и использование преподавателем современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенций у студентов. Наиболее важной компетенцией для работодателей является умение и способность человека оперативно решать профессиональные задачи.

Одной из современных технологий обучения в логике компетентностного подхода является активное обучение. Активные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Одним из наиболее эффективных активных методов обучения студентов в современном образовательном учреждении является метод кейсов.

Использование метода кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Систематическое использование данного метода в течение учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся устойчивых навыков решения практических задач.

Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.

Кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

Популярность в России метод кейсов получил с развитием системы бизнес образования. Особая сложность в обучении методом кейсовых ситуаций заключается в подборе конкретных ситуаций. Преподаватели поставлены перед выбором либо использовать зарубежные варианты кейсовых ситуаций, либо самостоятельно разрабатывать собственные. Опыт показал, что осваивать технологию обучения можно и на зарубежных кейсах, при этом необходимо адаптировать содержание зарубежной кейсовой системы к особенностям российского образовательного рынка. Это предполагает разработку авторских кейсовых ситуаций и создания банка данных российских ситуаций. Первый опыт такой работы был проведен в рамках проектов, осуществляемых Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), результатом которого явилось написание 100 российских конкретных ситуаций.

Метод конкретных ситуаций занимает промежуточное место между такими активными методами обучения, как открытая дискуссия и деловые игры, эффективное сочетание которых обеспечивает комплексное формирование компетенций обучающегося.

По технологии применения метод кейсов относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию [2,с. 10].

Являясь интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций оказывает воздействие на формирование профессиональной культуры обучающихся, активизирует интерес и стимулирует позитивную мотивацию по отношению к учебе [1,с. 24].

Кейс-метод базируется на совокупности дидактических принципов:

1.         Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации еще до занятий;

2.         Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения);

3.         Обеспечение обучающихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется);

4.         Использование основных теоретических положений при конструировании ситуации, при решении которой, можно извлечь практический опыт, позволяющий сделать образовательный процесс практико-ориентированным;

5.         Формирование у обучающегося навыков самоменеджмента, рефлексии и умения работать с информацией;

6.         Акцентирование внимания на развитии сильных сторон обучающегося, что способствует повышению уровня учебной мотивации и снижению уровня тревожности.

При составлении кейсов преподаватели нередко пользуются следующими рекомендациями М. Гильбертона:

1.         Использовать как можно больше цитат.

2.         В кейсе давать ссылки на источник информации.

3.         Воздержаться от любых проявлений предубеждений или симпатии.

4.         Использовать как можно больше фактических данных: цифр, дат, имён, названий.

5.         При описании ситуации строго соблюдать хронологическую последовательность событий [3].

При выборе кейса необходимо акцентировать внимание на следующие факторы:

-          педагогическая роль кейса, его местонахождением в образовательном процессе, целесообразность поставленных задач, решаемых с его помощью;

-          продолжительностью работы над кейсом и степенью его сложности;

-          количественный и качественный состав аудитории;

-          сфера деятельности аудитории, наличие профессионального опыта, наличие навыков работы по кейсовому методу;

-          доступность изложения кейса;

-          наличие и возможность использования технических средств обучения.

На основании анализа педагогического опыта применения кейсового метода в учебном процессе, можно отметить что, высокая эффективность наблюдается на семинарском занятии, на зачетном занятии в форме отчёта обучающегося о решенном кейсе, на практическом занятии. Возможно использовать результаты самостоятельной работы обучающегося при решении кейса, в качестве образовательных достижений обучающихся отражённых в портфолио.

Внедрение кейсового метода в образовательный процесс, требует тщательной подготовки преподавателя к занятию. Для определения уровня использования метода кейсов на учебных занятиях, нами было проведено анкетирование преподавателей. На основании анкетирования можно сделать вывод, что применяют метод кейсов на учебных занятиях 60 % преподавателей. В качестве положительных моментов использования и применения метода кейсов преподавателями было отмечено следующее:

-          развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;

-          научение технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

-          актуализация знаний и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;

-          использование эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

-          разрушение стереотипов и штампов в технике и организации поиска верного решения;

-          стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;

-          повышение мотивации за счет решения прикладных задач связанных с будущей профессией.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, о высокой эффективности использования кейс-метода при обучении студентов. Использование кейсового метода способствует повышению уровня педагогического мастерства, формированию у преподавателей навыков и стиля поведения тренера-консультанта.

В качестве методических рекомендаций, хотелось бы отметить, что при конструировании кейсовых ситуаций необходимо руководствоваться его целевой направленностью, педагогической ролью и местом в образовательном процессе. Кейс должен быть основан на реальных событиях, фактах или данных, что позволяет сделать процедуру его решения не только образовательной целью, но и иметь практическое направление. При создании кейсовых ситуаций целесообразно составить инструкцию, которая будет полезна другим преподавателям.

При анализе результатов анкетирования, нами был определен ряд проблем, с которыми сталкиваются преподаватели, при использовании метода кейсовых ситуации:

-          адаптация преподавателя и аудитории к новому методу обучения;

-          применение комплексного подхода к выбору форм и методов обучения с целью создания привлекательной для обучающегося структуры практической подготовки;

-          междисциплинарная согласованность применяемых форм обучения;

-          разработка и использование разных методических приемов с целью обеспечения эффективности и результативности процесса обучения.

Внедрение кейсового метода в образовательный процесс способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развивает умение решать ситуации различного уровня сложности. Разнообразие педагогических технологий, целесообразность и прагматичность их использования, обеспечивают переход от механического усвоения фактических знаний к формированию умения самостоятельного приобретения новых знаний и умений обучающимися.

Использование метода кейсов в комплексе с инновационными педагогическими технологиями совершенствует образовательный процесс и оказывает влияние на качество подготовки выпускников.

Литература:

1.         Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.

2.         Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г. П. Синицыной.- Омск, 2002.

3.         http://www.educ.sfu.ca/case

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle