Библиографическое описание:

Голикова С. В. Понятие и содержание принципа приоритета семейного воспитания в семейном праве России [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 117-120.

Важную роль в жизни каждого человека, общества и государства играет семья. По мнению выдающегося педагога П. Ф. Лесгафта: «Именно во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании…»[1,с. 3].

Семья – одно из старейших социальных образований. Исторический опыт человечества уже в эпоху античности зафиксировал идею социальной обусловленности становления и жизнедеятельности каждого человека. В Древнем Риме о новорожденном говорили как о «чистой доске», на которой пишут воспитатели. Древнегреческие философы рассуждали о человеке как о некоем центре многих концентрических кругов. Ближайший круг – это семья: родители, дети; следующий круг включает в себя близких и дальних родственников; третий круг – сограждане и, наконец, четвертый круг – человечество [2, с. 82]. При всей условности такой образной схемы в ней заключена глубокая мысль. Человек неразрывно связан с другими людьми, обществом. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизни и деятельности, формируют его духовный мир, поведение. И важнейшее место здесь занимает семья. Образно говоря, семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе [3, с. 293]. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь – личная жизнь.

В связи с отсутствием в СК РФ определения семьи и различным толкованием ее природы и характерных черт в ряде отраслей права, предлагаемые в научной литературе определения семьи не всегда однозначны. Еще в дореволюционной литературе, посвящённой вопросам семьи и брака, семья рассматривалась как «союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих… В основе семьи лежит физиологический момент, стремление к удовлетворению половой потребности. Этим определяется элементарный состав семьи, предполагающий соединение мужчины и женщины»[4, с. 406]. Н.Г. Юркевич рассматривал брак как механизм равного сотрудничества супругов для удовлетворения определенной совокупности потребностей и считал отношения «муж – жена» центральными в семье [5, с. 109]. – Так и получается, если считать детей чем-то лишним в семье, внешним по отношению к ее функции – потреблению бытовых благ и биологическому воспроизводству.

В отличие от приведенных суждений, Г.К. Матвеев, например, рассматривал семью «как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства»[6, с. 47]. С.А. Муратова определяет семью следующим образом: «Семья – это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью [7, с. 38]. И.М. Кузнецова рассматривает семью (в юридическом смысле) как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью»[8, с. 10], а по мнению А.М. Нечаевой, «у семьи есть свои отличительные особенности, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством»[9, с. 10].

Обобщая различные точки зрения на понятие «семья», как представляется, нельзя согласиться с теми авторами, которые понимают под ним только «союз лиц, связанных браком и родством» - (В противном случае как же быть с семьями, которые усыновляют детей?), а также с понятием семьи как союза лиц, обладающего определенными характерными чертами [10, с. 43] (семья может и не представлять собой союз лиц (например, мать и малолетний ребенок)). В этой связи можно дать следующее определение семьи: семья – это исторически определённая организованная социальная общность, основанная на браке, рождении детей, усыновлении, иных формах принятия детей на воспитание в условиях семьи, цель которой заботиться друг о друге.

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Для исследования процессов, происходящих в семье, очень важен анализ ее функций, то есть способов проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов [11, с. 88]. В научной литературе существуют различные подходы к выделению основных функций семьи.

В социологии традиционно семья рассматривается как социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях [12, с. 293]. Причем, при определении понятия «семья» социологи обычно делают акцент на том, что она выполняет в обществе функции воспроизводства и воспитания новых поколений [13, с. 72]. Так, еще в советское время профессор А.Г. Харчев, семью определял как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [14, с. 57]. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потребности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. Так, например, 27 июня 1936 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводе»[15], которым устанавливалась уголовная ответственность за производство незаконных абортов, предусматривалось увеличение материальной помощи государством роженицам, установление государственной помощи многосемейным, увеличение оплачиваемых отпусков по беременности и родам, усиление уголовного наказания за неплатеж алиментов, а также были установлены новые правила исчисления размера алиментов на детей.

На современном этапе развития российского государства также принимаются меры по стимулированию репродуктивной функции семьи. Примером тому могут служить Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [16]. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в целях увеличения количества семей с тремя и более детьми предусматривается: «создание режима наибольшего благоприятствования». Для этого Правительству РФ совместно с регионами поручено «проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка»[17].

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно - бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого он преобразует социальные нормы в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы поведения, нормы морали и убеждения, которые приняты в обществе или группе [18, с. 92]. Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества, поэтому каждое новое поколение подвергает общество периодическому «нашествию варваров». Вырастить из детей «правильных взрослых» - насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.

Воспитание детей – главная функция семьи. Семья создает личность, дает изначальный опыт умения жить, который позволяет человеку легко войти в сложную жизнь. Она не имеет эквивалента: ничто, никогда не заменит ребенку тепло домашнего очага, родительской любви [19, с. 9]. Но в то же время следует заметить, что семья никогда не выступала единственным и самостоятельным агентом социализации, а всегда выполняла эту функцию как составная часть некоего более широкого целого и вместе с ним. Как институт социализации семья, осуществляет так называемый первичный уход. В ней нормативные основы сочетаются с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием. Затем подключаются дошкольные учреждения, школы, досуговые коллективы. Поэтому становится понятным, почему в семейном законодательстве РФ говорится о приоритете семейного воспитания детей: именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В научной литературе можно найти обоснование еще двух факторов: 1) постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день; 2) наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [20, с. 59].

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, важно отметить, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует постоянным требованиям ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и профессии (мама - музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности [21, с. 95].

В то же время следует заметить, что качественные изменения в жизни российского государства, начавшиеся с перестройки, внедрение рыночных отношений, как и всякие другие социальные «встряски» (войны, революции, различные реформы) спровоцировали патологические процессы, охватившие значительную часть общества. Его деградация, массовое обнищание, беспрецедентный рост алкоголизма и наркомании обусловили несостоятельность семьи и выполнение ее функции воспитания подрастающего поколения [22, с. 202]. Значительное число детей, оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые, пренебрегая своими обязанностями, не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования. Таким образом, можно говорить о том, что семейное воспитание не всегда бывает «качественным». Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

В научной литературе предпринимаются попытки отразить степень неисполнения семьей ее основных функций в ее типологических характеристиках. Предлагаемых критериев и принципов типологизации семьи достаточно много. Так, в зависимости от форм брака выделяют моногамную семью, состоящую из двух партнеров и полигамную семью, в которой один из супругов имеет несколько брачных партнеров; в зависимости от числа поколений в семье: сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников, простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи) - это основная ячейка воспроизводства населения; от «детности» выделяют семьи бездетные, однодетные, двудетные и многодетные. Также выделяются полная семья — семья с обоими супругами; неполная — если отсутствует один из супругов. По экономическому признаку семьи делятся на высокообеспеченные, малообеспеченные, бедные, зависимые от пособий [23, с. 30].

Характер внутрисемейных отношений используется теоретиками для выделения таких типов семьи как эгалитарная - семья, основанная на равенстве супругов или авторитарная - базируется на экономическом господстве одного из партнеров [24, с. 9]. В зависимости от стиля воспитательного воздействия родителей на детей различают семьи благополучные и неблагополучные. Причем понятие о благополучии (неблагополучии) семьи относится к весьма относительным, его критерии зиждутся на субъективных основаниях. Несомненно, неблагополучная семья – это та семья, где родители (и дети) страдают алкоголизмом, наркоманией, нигде не работают, семью материально не обеспечивают, совершают уголовно наказуемые деяния, жестоко обращаются с детьми и т.п. [25, с. 93]. Между тем одним из важнейших личных прав ребенка, закрепленных непосредственно в семейном законодательстве РФ является право жить и воспитываться в семье своих родителей (п. 2 ст. 54 СК РФ). На случай, когда ребенок лишен родительского попечения, он подлежит передаче на воспитание (ст. 123 СК РФ). Органы опеки и попечительства должны отдавать предпочтение семейным формам устройства детей: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье либо (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) - патронатной семье, и лишь при отсутствии такой возможности - передавать детей на воспитание организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). «Ступенькой» же к устройству ребенка, оставшегося по тем или иным причинам без попечения родителей, в семью может служить норма ст. 155.2 СК РФ, посвященная такой форме помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье, которая получила название – наставничество (гостевой режим, семья выходного дня). Суть указанной формы в том, что в выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В то же время следует отметить, что такая форма, по мнению специалистов, может быть полезна только для детей старшего возраста, которые способны осознанно воспринимать ситуацию - она дает бесценный опыт жизни в семье, общение и поддержку доброжелательных взрослых. Но для ребенка до 11-12 лет, мечтающего о семье, папе и маме, возвращение в детский дом может стать тяжелой травмой...

Таким образом, обобщая выше сказанное можно сделать следующий вывод: устройство в семью рассматривается как единственная и исчерпывающая мера государственной политики, позволяющая достичь конечного результата – предотвратить рост социального сиротства. Поэтому формы семейного воспитания, как видно, являются основными законодательно закрепленными формами, посредством которых достигается реализация принципа приоритетности семейного воспитания в отношении несовершеннолетних, лишённых по тем или иным причинам родительского попечения.


Литература:

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

  2. Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой.- К., 2007.

  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник. / Под ред. Ю. Г. Волкова.- М., 2007.

  4. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. – М.: СПАРК, 1995.

  5. Юркевич Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. - Минск, 1970.

  6. Матвеев Г.К. Советское семейное право. - М., 1985.

  7. Муратова С.А. Семейное право: Учебник. / И. В. Ершова, В. Л. Слесарев. – М.: Эксмо, 2006.

  8. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Под ред. И.М Кузнецовой. -М., 1996.

  9. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М., 2002.

  10. Рясенцев В.А. Семейное право. - М., 1971.

  11. Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой. - К., 2007.

  12. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. , Попов, А.В. Социология: учебник. / Под ред. Ю. Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.

  13. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М., 2000.

  14. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. -М., 1964.

  15. СЗ РФ. 1936. № 34. Ст. 309.

  16. СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

  17. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации.// Российская газета. 2010. 1 дек.

  18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.

  19. Спицын Н.П., Печерский М.С., Чарый Б.М. Семья: тысяча проблем воспитания. -Пермь, 1988.

  20. Маркова Г.А., Зверев С., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. -М., 2000.

  21. Социология: учебник. / Н.Ф. Осипова, В.Д. Водник, Г.П. Климова и др.; Под ред. Н.Ф. Осиповой. – К., 2007.

  22. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000.

  23. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды. // Педагогика. 1996. № 6.

  24. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. / Отв. ред. О.А. Ганцкая, М.С. Кашуба, С.А. Токарев. - М., 1987.

  25. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. - М., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle