Библиографическое описание:

Уварова И. А. Допрос свидетелей, как источник получения криминалистически значимой информации по наркопреступлениям, совершаемым в молодёжной и подростковой среде [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 195-197.

Современная наркоситуация в России характеризуется неуклонным ростом незаконного распространения наркотических средств и их немедицинского потребления, особенно среди несовершеннолетних. Отсутствие адекватных мер по контролю за ситуацией угрожает безопасности страны и здоровью нации.

По официальным учетам, в настоящее время в России более 621 тыс. наркопотребителей. Реальное их число оценивается специалистами примерно в 2 ‒ 2,5 млн. человек, или почти 2 % населения страны.

Особую озабоченность вызывает распространение вовлечения в наркопотребление и в совершение наркопреступлений молодежи и несовершеннолетних. Этому способствуют низкий уровень жизни, социальная незащищенность молодых россиян, невысокая их востребованность на рынке труда (21,6% от общего числа безработных составляет молодежь в возрасте от 20 до 24 лет) и ряд других факторов, которые подталкивают молодежь и подростков к ведению асоциального образа жизни, в том числе к потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте. Количество подростков (15-17 лет), зарегистрированных как имеющие наркологические расстройства, на начало 2010 года составило 117 712 человек, или 2 371,8 на 100 тыс. человек данной возрастной группы. Количество наркозависимых из них составило 1 079 [1].

Распространение наркомании среди населения России обоснованно расценивается как одна из основных угроз национальной безопасности, что было отмечено на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в сентябре 2009 года.

В ходе расследования наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, большое значение в изобличении виновных и привлечении их к уголовной ответственности играют показания свидетелей [2, с. 286].

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

Допрос является одним из наиболее распространенных, а в тактическом отношении – одно из сложнейших следственных действий. О значительной роли допроса свидетельствуют данные изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60% всего рабочего времени следователя [3, с.3].

По наркопреступлениям, совершаемым в молодежной и подростковой среде допрос свидетелей, как источник получения криминалистически значимой информации, имеет определенные особенности. В качестве свидетелей по рассматриваемой категории уголовных дел допрашиваются очевидцы задержания несовершеннолетнего подозреваемого с поличным, соседи, знакомые подозреваемого, лица, совместно с ним проживающие (родители), лица, потребляющие наркотики, а также лица, участвующие в качестве понятых в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эффективность допроса свидетеля в значительной степени зависит от уровня информированности следователя об объеме сведений, которыми располагает лицо, вызванное на допрос в качестве свидетеля [3, с. 106]. Следователю необходимо учитывать, что на допросе свидетель может не рассказать об имеющих значение обстоятельствах не потому, что он забыл о них или желает скрыть, а потому что не знает, имеют ли те или иные сведения значение для расследования преступления. В некоторых случаях возникает необходимость допросить таких свидетелей, которые сами не были очевидцами незаконных операций с наркотическими средствами, но знают о них от третьих лиц. При допросе таких лиц эффективным является следующий тактический прием: не акцентируя внимание на значении показаний допрашиваемого, выясняют факты преступной деятельности интересующего лица, а затем данные о третьих лицах.

Планируя допрос свидетелей, которые являлись очевидцами наркопреступлений, совершаемых в молодёжной и подростковой среде, следователь должен учитывать следующие обстоятельства [4, с. 150]:

  1. является ли свидетель очевидцем одного или нескольких преступлений;

  2. не является ли он родственником подозреваемого, если да, то каков характер отношений между ними;

  3. какова характеристика личности и фактическая роль в деле лица, которое предполагается допросить в качестве свидетеля;

  4. какова предполагаемая позиция свидетеля;

  5. не является ли он наркоманом.

В ходе допроса свидетелей могут возникнуть ситуации, связанные с нежеланием давать показания, которые вызваны поддержанием допрашиваемыми установок криминальной среды, возможностью давления на них соучастников преступных операций с наркотиками, а также другими негативными факторами. Нельзя не согласиться с мнением некоторых ученых, которые считают, что «свидетели – это обычные, порой не менее грешные люди, чем преступники. Хорошо запоминая одно, они могут забывать другое» [5, с. 127].

В случаях, когда свидетели избегают ответов на определенные вопросы в силу различных причин, следует применять тактические приемы, направленные на изобличение их во лжи, и выяснять мотивы такого поведения. Не следует начинать допрос с выяснения конкретных обстоятельств, нужно предоставить свидетелю возможность самому рассказать все известные ему по делу факты. Свободный рассказ даёт возможность выяснить позицию свидетеля и оценить его показания с точки зрения их достоверности, после чего можно приступить к детализации обстоятельств преступной деятельности несовершеннолетнего подозреваемого.

Использование свободного рассказа считается обоснованным в случаях:

  • когда следователь, производящий расследование, не представляет какими данными о наркопреступлении и в каком объеме располагает допрашиваемый свидетель;

  • когда изложение свидетелем фактов в удобной для него последовательности облегчает их припоминание;

  • когда это позволит составить более полное и правильное представление о взаимоотношениях свидетеля с другими проходящими по делу лицами, о степени его фактической осведомленности об обстоятельствах расследуемого события [6, с. 193].

Свидетели, не являющиеся очевидцами, допрашиваются обычно по вопросам, относящимся к характеристике личности несовершеннолетнего подозреваемого, и об обстоятельствах, прямо или косвенно связанных с расследуемым событием.

Особого внимания по данной категории дел, заслуживает допрос несовершеннолетнего свидетеля. Это объясняется тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются очевидцами произошедшего. Следует учитывать также, что в среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку обычно не умеют хранить тайну и испытывают потребность рассказать о взволновавших их событиях.

Особенностью допроса несовершеннолетних свидетелей является то, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 191 УПК РФ при допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет вызывается педагог. Также при допросе несовершеннолетнего свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

При допросе несовершеннолетних свидетелей также очень важно правильно определить очередность допросов. Особенность решения этого вопроса заключается в том, что наряду с несовершеннолетними, как правило, по этому же делу допрашиваются взрослые, которые могут оказать на несовершеннолетних то или иное влияние, которое может быть как положительным, так и отрицательным для интересов следствия.

Если одно и тоже преступное событие наблюдали (или слышали о нем) несколько несовершеннолетних свидетелей, начинать допрос нужно, как правило, со старшего по возрасту, восприятие которого носит более целенаправленный характер [7, с. 60].

Перед данной категорией свидетелей целесообразно ставить следующие вопросы [8, с. 584 – 585]:

  1. как давно допрашиваемый знает подозреваемого;

  2. известно ли, когда и в связи с чем, под влиянием каких обстоятельств подозреваемый начал употреблять наркотические средства;

  3. какие именно, как часто и каким способом подозреваемый употреблял наркотические средства;

  4. известны ли лица, у которых несовершеннолетний подозреваемый приобретал наркотические средства, если да, то у кого именно и как давно, их описание и приметы;

  5. есть ли у подозреваемого родственники или знакомые, употребляющие наркотические средства или осуществляющие иные незаконные операции с наркотиками.

При расследовании наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей – подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченных к уголовной ответственности в связи с не достижением возраста ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. В таких случаях следователь должен объяснить цель допроса, а также то, что несовершеннолетнему не угрожает уголовная ответственность. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, насколько опасен тот путь, на который они встали, и какие вредные последствия повлек их поступок.


Литература:
  1. www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml

  2. Меретуков Г.М. Криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп. М.: Академия МВД, 1995.

  3. Пронин К.В. Тактика допроса в суде: процессуальные и криминалистические аспекты: учебное пособие для вузов. М.: Юстицинформ, 2006.

  4. Расследование отдельных видов преступлений: учебное пособие / под ред. В.И. Комисарова. М., 2004.

  5. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: понятия, тактика, технология: учебное пособие. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2009.

  6. Калюжный А.Н., Флоря Д.Ф. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2010.

  7. Лутошкин Г.Ю., Лутошкина Т.В. Методика расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними: учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

  8. Настольная книга следователя: тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методические пособие / под ред. А.И. Дворкина. М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle