Библиографическое описание:

Колкарев Д. В. Правовые основы информационной безопасности общества [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.



Современные информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы жизни и деятельности общества. Главным символом XXI века продолжает быть информация. Информация в XXI веке рассматривается как новый вид общественных отношений и как один из необходимых элементов жизни современного общества. Значение информационных технологий продолжает расти. Востребованность технологий сети Интернет растет с каждым днем.

К сожалению, количество преступлений в мире в сфере информационных технологий продолжает расти. На сегодня день это самый большой источник информации, доступ к которому может получить практически каждый. Преступления в сфере информационных технологий очень часто являются международными, то есть преступники действуют в одном государстве, а их жертвы находятся в другом государстве

Проблема преступности в сфере компьютерной информации заявила о себе еще во второй половине 60-х годов ХХ века в странах Запада. Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов (фишинг), так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем. Интересный факт: первым человеком, применившим ЭВМ для совершения налогового преступления на сумму 620 тысяч долларов и в 1969 году представшим за это перед американским судом, стал Альфонсе Конфессоре. В 1989 году американский студент блокировал 6000 компьютеров Пентагона. А в 1992 году неизвестные умышлено нарушили работу автономной системы управления реакторов Игналинской АЭС Литвы, использующим ядерную энергию для производства электроэнергии. Для борьбы с такими преступлениями в сфере информационных технологий особое значение имеет международное сотрудничество. Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 была подписана 23 ноября 2001 г. в Будапеште. Конвенция открыта для подписания как государствами — членами Совета Европы, так и не являющимися его членами государствами, которые участвовали в её разработке. В частности, её подписали США и Япония. Конвенция также требует создать необходимые правовые условия для обязательства интернет-провайдеров проводить сбор и фиксацию или перехват необходимой информации с помощью имеющихся технических средств, а также способствовать в этом правоохранительным органам. При этом рекомендуется обязать провайдеров сохранять полную конфиденциальность о фактах подобного сотрудничества.

Какова ситуация в России? Информационная революция застигла Россию в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и становятся эффективными лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие регулированию, достаточно стабилизировались. Необходимость досрочной разработки юридических основ информационных отношений привела к поспешному и не всегда корректному формированию ряда базовых правовых понятий в этой области с их уточнением в каждом следующем нормативном акте. Формирование отечественного законодательного регулирования в области информационных правоотношений прошло сложный путь. Законодательная база в сфере информационной безопасности включает пакет Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных руководящих документов и стандартов. В Российской Федерации сегодня действует Закон «О безопасности», который старше Конституции 1993 года и Концепция национальной безопасности — основополагающие документы по информационной безопасности. В Конституции РФ гарантируется «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст. 23, ч.2), а также «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, ч.4). Кроме этого, Конституцией РФ «гарантируется свобода массовой информации» (ст. 29, ч.5), т. е. массовая информация должна быть доступна гражданам. Концепция национальной безопасности РФ, введенная указом Президента РФ № 24 в январе 2000 года определяет важнейшие задачи обеспечения информационной безопасности России:

– реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

– совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

– противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

В законодательных актах Российской Федерации были определены основные термины и понятия в области компьютерной информации, регулировались вопросы ее распространения, охраны авторских прав, имущественные и неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием программного обеспечения и новых информационных технологий. Также было осуществлено законодательное раскрытие понятий информационной безопасности и международного информационного обмена.

Из источников известно, что непосредственно российское информационное законодательство начало формироваться с начала 90-х годов и включало в себя ряд основополагающих законов:

– Закон «О средствах массовой информации», 1991 г.

– Закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации», 1992 г.

– Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», 1992 г.

– Закон «Об информации, информатизации и защите информации», 1995 г.

– Закон «Об участии в международном информационном обмене», 1996 г.

– Закон «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», 1992, 1995 г.

Одним из основных базовых перечисленных выше законов в области защиты информации — это Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ. Данный закон регламентирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов РФ на основе сбора, накопления, хранения, распространения и предоставления потребителям документированной информации, а также при создании и использовании информационных технологий, при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

«Преступления в сфере компьютерной информации». Именно так называется отдельная глава в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ), посвящённая преступлениям в сфере компьютерной информации. В статье 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» считается, что под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой в специальных законах установлен специальный режим ее правовой защиты, например — государственная, служебная и коммерческая, банковская тайны, персональные данные и т.д.

Санкция части 1 ст. 274 УК РФ состоит из трех альтернативных видов наказания: лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, обязательные работы от 180 до 240 часов и ограничение свободы до 2 лет. Часть 2 — состав с двумя формами вины, предусматривающий в качестве квалифицирующего признака наступление по неосторожности тяжких последствий. Не смотря на то, что раздел УК РФ включает в себя три статьи, в СМИ всё чаще мелькают сообщения об аресте «электронных» правонарушителей. И связана эта тревожная статистика с всё растущим интересом пользователей ПК к противозаконным действиям.

По данным правоохранительных органов, имеются сведения о фактах несанкционированного доступа к ЭВМ вычислительного центра железных дорог России, а также к электронной информации систем учета жилых и нежилых помещений местных органов управления во многих городах, что в наше время подпадает под ответственность, предусмотренную ст. 272 УК, либо ст. 274 УК в зависимости от действий лица, осуществившего посягательство и правил эксплуатации конкретной сети.

Анализируя мировые тенденции формирования глобального информационного пространства, в мире как одна наиболее актуальная на современном этапе стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Компьютерная преступность становится одним из наиболее опасных видов преступных посягательств.

Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения практически во все сферы деятельности общества технических средств обработки и передачи данных, и, прежде всего, вычислительных систем. Современные информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы жизни и деятельности общества, национальная безопасность начинает напрямую зависеть от обеспечения информационной защиты — главного гаранта стабильности в обществе, прав и свобод граждан и правопорядка. Предусмотренные составы компьютерных преступлений не охватывают полностью всех видов совершения компьютерных посягательств. Хотя, возможно, в этом случае будут «оказывать помощь» статьи 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав) и 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав), дающие возможность уголовного преследования за незаконное использование программного обеспечения.

Компьютерные преступления — это своеобразная плата за прогресс в технической сфере. С ростом совершенства компьютерной техники возрастает изощренный характер компьютерной преступности. Соответственно должны совершенствоваться способы борьбы с этим видом преступлений. Этим методы должны носить системный характер и учитывать наряду с другими и социальные аспекты. До сих пор идет дискуссия по вопросу целесообразности и необходимости включения в УК РФ отдельной статьи, касающейся преступлений в сфере компьютерной информации.

В Российской Федерации развитие и эффективное использование информационных технологий является одним из приоритетных направлений государственной политики. Принятый в ноябре 2014 года Федеральный закон от 24.11.2014 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», который вступил в силу 1 мая 2015 года сильно расширяет возможности правообладателей по защите своих прав, что является значительным достижением правовой системы Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Правоведы отмечают, что Закон N 364-ФЗ содержит достаточно спорное положение, касающееся подсудности споров.

Информационные технологии стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации. Информационные технологии, наряду с телекоммуникационными технологиями, составляют основу процессов информатизации, движения к информационному обществу.

Вопросы государственного контроля за развитием глобальных компьютерных сетей остаются пока нерешенными. Разработка проблемы компьютерной преступности и поиск методов борьбы с нею всего лишь дело времени и опыта российских правоведов.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, 21 октября 1994 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 02.10.2016 г.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 06.07.2016 375-ФЗ

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.11.2014 № 364-ФЗ (действующая редакция, 2016) 5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ

  1. Закон РФ. О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных от 23 сентября 1992 года(в ред. Федеральных законов от 24.12.2002 № 177-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle