Библиографическое описание:

Тагирова А. В. К вопросу о правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 61-64.



Статья посвящена вопросам правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств. Автором исследуется исторический аспект развития и изучения крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализируется правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, отмечается пробельность действующего законодательства.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, пробелы правового регулирования, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, правосубъектность.

В теории государства и права правовой статус рассматривается как составная часть системы права, и одновременно, как регулятор общественных отношений. Несомненна, высока роль государства в определении таких факторов, как практическое наличие и реализация прав и свобод человека и гражданина, формирующих их правовое положение в обществе.

Определяя правовое положение субъекта гражданских правоотношений, государство считается с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие потребности.

Характерной особенностью правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ проявляется в заложенных в Конституции Российской Федерации основных прав и обязанностей, и обусловливается относительной стабильностью и неизменностью. Составляющие права, свободы и обязанности, как совокупность правовых норм, регулирующих деятельность КФХ, должны быть обеспечены государством вне зависимости от внешнеполитических и экономических обстоятельств.

Чтобы придать обстоятельный характер изучению о крестьянских (фермерских) хозяйствах требуется обратить внимание на определения, имеющиеся в юридической литературе разных исторических периодов.

Среди дореволюционных ученых Г. Ф. Шершеневич одним из первых обратил внимание на юридические проблемы формы, называемой крестьянским двором, и поставил вопрос кто же является субъектом права? Ученый отмечает, что законодатель не определил, является ли собственность крестьянского двора собственностью юридического лица или же имущество находится в общей собственности членов двора. Он указал, что название крестьянского двора «хозяйственно юридическим союзом» не достаточно для признания его юридическим лицом [6].

В юридической литературе советского периода наблюдается другая точка зрения, так Д. М. Генкин указывал «Поскольку колхозный двор-особый субъект права, а не просто несколько физических лиц- отдельных субъектов права, постольку он может быть признан юридическим лицом» [2]. Позже, этот же автор не употребляет термин «юридическое лицо» по отношению к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, называя последнего особым субъектом права.

В современной юридической литературе встречается определение крестьянского (фермерского) хозяйства, в котором указанное хозяйство признается особым субъектом права. Как отмечает Суюндукова А. Ю. крестьянское (фермерское) хозяйство — особый субъект права, представленный одним или несколькими физическими лицами, связанными родством или свойством и (или) общей собственностью, на основании личного участия осуществляющий предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве [4]. Интересным представляется утверждение Т. А. Абовой, считающей крестьянское хозяйство, занимает особое место в ГК РФ, гражданско — правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность» [1].

Автор статьи полагает рассмотреть классификацию признаков крестьянского (фермерского) хозяйства, которые подразделяются:

− субъектный состав (в зависимости от членства);

− объем и содержание правосубъектности (совокупность прав и обязанностей участников хозяйства);

− правовой режим имущества (совместная или долевая);

− исполнение обязательств;

− ответственность.

Из вышеприведенных признаков следует вывод о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства — вид предпринимательской деятельности объединения граждан в сфере сельского хозяйства.

Анализируя правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо отметить, что неотъемлемой составляющей частью являются права и обязанности членов хозяйства. Согласно ст.15 Закона члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей. Законодатель расширяет права членов КФХ, при непосредственном условии их установления и помещении их в соглашение (п.2 ст. 9 и в п. 4 ст.9 Закона). Не стоит забывать и о мере ответственности как главы КФХ, так и его членов, которая также должна быть оговорена и помещена в соглашение. Это обстоятельство обусловлено обеспечением прав кредитора, при обращении взыскания на общее имущество КФХ. Ведь членство КФХ не регистрируется в обязательном порядке, соответственно определение сособственников спорного имущества для кредитора является непростой задачей. Помимо этого, глава КФХ имеет возможность изменять число членов хозяйства так, как это ему выгодно, вследствие чего может возникнуть риск неблагоприятных последствий для «исключенных» членов при признании права собственности на долю в общем имуществе, распределении доходов, реализации прав на судебную защиту. Автор статьи обращает внимание на наличие пробелов в действующем гражданском законодательстве, требующие модернизации правовых норм, направленных для устранение и «стирание» неблагоприятных юридических последствий.

В юридической литературе отмечается наличие проблемы, связанной с правовым статусом крестьянского фермерского хозяйства. Указанные утверждения объясняются следующими обстоятельствами: Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 348–1 от 22.11.1990г [3], статус крестьянского (фермерского) хозяйства определялся в форме юридического лица. С принятием Гражданского кодекса РФ, крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица, а глава КФХ признается предпринимателем. Наряду с этим, п. 3 ст. 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5] предусмотрено право указанных хозяйств, как юридических лиц сохранить свой статус до 01 января 2013г. До определенной даты, существовало два вида фермерских хозяйств: крестьянские (фермерские) хозяйства — юридические лица и хозяйства без образования юридического лица. После указанной даты, возникает необходимость приведение их правового положения в соответствие с действующим законодательством. Однако, с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012года № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», указанный срок продлен до 01 января 2021г., соответственно для хозяйств, созданных до 1995 года, продолжают действовать «с правами юридических лиц».

Отмечается, что главу крестьянского (фермерского) хозяйства нельзя рассматривать как субъекта права, по причине того, что он вправе отказаться от своих полномочий. В соответствии со ст. 18 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» смерть главы влечет выбор нового, а хозяйство продолжает свое существование. Из приведенной нормы следует, что глава не может нести обязанности, лишь в случае нахождения других членов хозяйства.

Согласно ст. 259 Гражданского кодекса Российской Федерации члены фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица, вправе образовать на базе КФХ хозяйственное товарищество или кооператив. В этом случае, такое юридическое лицо становится собственником имущества, которое принадлежит всем членам хозяйства. Предпринимательская деятельность по ведению хозяйства осуществляется не главой, а объединением граждан (хозяйством). Имущество и продукция, полученная в результате деятельности КФХ принадлежит всем участникам хозяйства, что предрешает судьбу ответственности. Имущественная обособленность КФХ является темой отдельного изучения, не входящая в рамки настоящей статьи.

Нацеленность научных исследований на правовое исследование правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств имеет существенное значение, так как раскрывают их правовую природу, и предопределяют их юридические последствия.

Неурегулированность в науке и законодательстве вопросов, связанных с определением гражданско-правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, могут вызывать неблагоприятные юридические последствия для участников гражданско-правовых отношений.

Исследование правовых норм, регламентирующих правосубъектность крестьянского (фермерского) хозяйства приводят к выводу о необходимости совершенствования гражданского законодательства в этой сфере, и обуславливает неизбежность внесения соответствующих правовых норм в гражданское законодательство.

Литература:

  1. Абова Т. Е. Субъекты гражданского права/ ответ. ред. Т. Е. Абова. М., 2000. С. 5.
  2. Генкин Д. М. Право личной собственности в социалистическом обществе// Труды ученой сессии ВИЮН. 1948. С. 154.
  3. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости Съезда народных депутатов и верховного Совета РСФСР. 1990. № 26.ст.324.
  4. Суюндукова А. Ю. Гражданско-правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 2.
  5. Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
  6. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) М., 1995. С. 218.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle