Библиографическое описание:

Воробель Д. Ю. Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации жилищной политики [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 80-83.



 

В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» [2]. Кроме того, все народы и государства, несомненно, должны стремиться к сохранению и поддержке принципов неприкосновенности жилища, невозможности произвольного на него посягательства.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах в ст. 11 развивает положения Декларации: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права...» [3], ст.12: «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства». Статья 27 Конституции РФ практически дословно повторила эту юридическую формулу, реализовав, таким образом, свои обязательства перед международным сообществом.

Обеспечение доступности жилья, по моему мнению, является одной из наиболее значимых социальных проблем человечества. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, а государство в лице различных органов власти берет на себя обязательства по реализации этого права, оно обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в соответствии с условиями договора найма, аренды, либо путем приобретения или строительства жилья за счет собственных средств, без ограничения площади. В соответствии со ст.2 ФЗ РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 22.08.2004) "Об основах федеральной жилищной политики", гражданам, необеспеченным жильем по установленным нормативам, органы государственной и муниципальной власти оказывают помощь, развивая строительство домов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему льгот, компенсаций (субсидий) по оплате строительства жилья.

Итак, в соответствии с нормами международного права, были сформулированы следующие тезисы, имеющие непосредственное отношение к жилищу:

                    Неприкосновенность жилища;

                    Право на достойный уровень жизни, включая жилище;

                    Право на свободу передвижения и выбора места жительства.

Лишь государство определяет средства и формы своего участия при реализации населением соответствующего конституционного права, основываясь на социальной справедливости, экономических возможностях, исходя из общественных интересов.

Жилье — это одна из главных основ бытия человека, чтобы полноценно трудиться, растить детей, человек должен иметь дом, доступ к духовным, социальным, экономическим и другим институтам. К сожалению, сегодня далеко не каждая семья может «похвастаться» наличием собственного жилья, не смотря на реформы, проводимые в РФ, с целью повышения уровня жизни населения.

Жилищный вопрос в нашей стране, по моему мнению, будут актуален еще много лет, ведь проблему усугубляет отсутствие средств на приобретение жилья у большинства граждан, дефицит ресурсов для строительства жилых помещений, урбанизация, постоянный приток беженцев, вынужденных переселенцев и рабочих из стран ближнего зарубежья, так же здесь не стоит забывать о вводе санкций в отношении РФ, ввиду событий на востоке Украны. Все эти обстоятельства лишают возможности спрогнозировать дальнейший путь развития процессов в обществе, которые часто они сопровождаются кризисом.

Отсутствие прогноза затрудняет решение проблем жизнедеятельности людей, зависящих от жилищно-бытовых условий.

Теоретические основы по отдельным вопросам социальной жилищной политики, берут свое начало в работах отечественных исследователей. Классифицируя эти работы, можно выделить ряд направлений, объединяющих исследования различных авторов.

В.Е. Чиркин, В.Б. Вилькоцкий, И.Н. Кузнецов и М.Г. Меерович исследовали жилищную сферу с советских времен до наших дней. В своих работах они рассматривают механизмы реализации и содержание советской жилищной политики в период 1917-1941 годов, описывают огосударствление жилища с целью использования его как средства управления людьми. Главенствующую позицию авторы отводят политическим процессам. [6]

Далее авторы, определяющие новый подход к формированию жилищной политики. Прежде всего, это работа Н.П. Кошмана — президента Ассоциации строителей России. Он подчеркивает, что государственные ресурсы играют лишь роль катализаторов инвестиционных процессов, снижают риски вложений и повышают их привлекательность, уменьшают имущественные диспропорции среди различных слоев населения и, тем самым, уменьшают социальную напряженность, повышая политическую стабильность общества. Как следствие, они создают благоприятные условия для последующих вложений. В итоге, по его мнению, «клубок проблем» [5], опутавших жилищную сферу, вполне разрешим путем выработки, последовательного внедрения и реализации государственной жилищной политики, а это целиком зависит от согласованности действий всех ветвей федеральной, региональной и местной власти.

А.В. Пузанов, А.А. Алексеев, В.Н. Литовкин, Н.В. Дмитриев, И.Н. Шапкин, рассматривают вопросы взаимодействия органов власти, местного самоуправления с представителями бизнеса, с целью решения жилищных проблем граждан.

Далее, Р.Л. Суняев и Г.В. Атаманчук, а так же Н.А. Волгин, посвящают свои работы субсидированию на строительство и предоставлению по договорам социального найма жилых помещений отдельным категориям граждан.

Вопросы, посвященные популярной ныне ипотеке, отражены в работах Ю.Ф. Симионова, В.И. Гришанова, Д.Н. Дружинина и Д. А. Шевчук.

Несмотря на кажущее разнообразие работ, а так же разработанности вопросов, связанных с факторами, дестабилизировавшими обеспеченность жильем, эта проблема является одной из наиболее острых социальных проблем в РФ до настоящего момента.

Главной задачей жилищной политики государства является создание условий для стабильного экономического оборота жилищного фонда, при котором происходит удовлетворение жилищных потребностей граждан.

Право собственности на недвижимость или ее часть в жилищной сфере, как известно, не ограничивается размерами, количеством, и стоимостью, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.

При разработке жилищной политики, в первую очередь, необходимо определить цель и методы ее достижения. Немало важным так же является необходимость прогнозирования рисков. Этот вопрос можно решить при детальной проработке инструментов и методов достижения поставленных целей. К основным группам рисков можно отнести:

                    Статичность населения при миграции, как следствие — неразвитость экономических и правовых механизмов доступности жилья;

                    Недостаточное финансирование коммунальной инфраструктуры;

                    Инвестиционную непривлекательность ЖКХ.

Жилищная сфера — это не только экономическая, но и, в большей степени, социальная сфера жизни общества, которая является неотъемлемой частью государственной политики, так как обеспечивает одну из важнейших потребностей человека.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что основная роль государства проявляется в издании нормативно-правовых актов и распорядительных документов. Это, в результате, имеет большое влияние на развитие жилищной политики. [4]

Государственная жилищная политика является одной из составных частей социально-экономических преобразований в России и одним из главных направлений деятельности государственных органов. В момент перехода к рыночной экономике, наиболее важным, при реформировании жилищного сектора, является совершенствование, в первую очередь, законодательной базы.

Жилище, в соответствии с иерархией жизненных потребностей, находится на одном из первых мест. Жилищные условия являются существенным фактором сохранения здоровья, формирования личности, утверждения человеческого достоинства, самореализации в духовной сфере человека.

Общая площадь жилищного фонда Российской Федерации более 4,5 млрд кв.м.. Наиболее интенсивный рост его объема пришелся на 70-80-е гг. прошлого века, когда ежегодно в эксплуатацию вводилось более шестидесяти млн кв.м площади жилья. Только за последние 10 лет существования СССР жилищный фонд России увеличился почти в полтора раза. С 1992г. ввод жилья стал быстро сокращаться и в течение 12 лет изменялся в пределах 30-41 млн кв.м в год. Восстановление объемов строительства началось только в 2005г., но пока они существенно ниже показателей советского периода. За период 2005-2011гг. жилищный фонд страны незначительно вырос, да и уровень обеспеченности жильем в России достаточно скромен. К началу 2013г. в среднем на одного человека в РФ приходилось примерно 23 кв.м жилья, что в несколько раз ниже аналогичного показателя развитых стран. Так, в Германии обеспеченность жильем составляет 45 кв.м, в Великобритании — 62 кв.м, а в США- около 75 кв.м/чел. [7]

Эволюция жилищной сферы, в условиях переходного периода, невозможна без участия федерального центра, как через совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы и стимулирование проведения на местах соответствующих организационных мероприятий, так и через использование денежных средств государственного бюджета для решения основных задач.

Осуществление принципа доступности жилья, восстановление социально оправданного соотношения доходов граждан и стоимости приобретения жилища являются важнейшими направлениями воздействия государства на экономические процессы в данной сфере.

Кроме того, не смотря на реализацию соответствующих целевых программ, задача, поставленная правительством, о достижении доступности жилья, путем увеличения объемов строительства жилых домов, к сожалению, не достигнута. Как и раньше, жилье доступно, в основном, для лиц, спекулирующих на приобретении домов и квартир, то есть, приобретающих жилье с целью инвестирования, вложения денежных средств, а не для собственного пользования. Это обстоятельство, соответственно влечет за собой рост цен на рынке жилья. Но, в условиях нынешней экономической ситуации, произошло падение цен и, как следствие, на рынке жилья наступило затишье. Казалось бы, это реальная возможность купить квартиру с преференциями, по программе субсидирования ипотечной ставки, так как многие застройщики, помимо всего прочего, предлагают хорошие скидки. Но, к сожалению, это не решает проблем, так как вместе с ценами на жилье, снизились и доходы граждан.

Здесь напрашивается вывод, что органам государственной власти, с целью решения проблемы обеспеченности жильем граждан, необходимо стимулировать развитие социальных институтов, благоприятных условий жизни населения. Нужно, в первую очередь поддерживать средний класс, который называют «опорой» государства. Ведь именно они оказывают особое влияние на развитие всех сфер жизни общества, в том числе, на экономический рост страны. Естественно, не стоит забывать о социально незащищенных слоях населения, нуждающихся в поддержке государства. К ним относятся инвалиды I и II групп, дети-сироты, ветераны, для их поддержки, в России и в дальнейшем планируется сохранить практику бесплатного предоставления жилья казанным категориям граждан, хотя и не в таких объемах, как это было прежде.

Обобщение мер и предложений по совершенствованию жилищной политики с учетом условий её реальной реализации представляет собой комплекс мер, практическая реализация которых позволяет значительно улучшить эффективность государственного регулирования, а также использование имеющихся ресурсов для удовлетворения интересов общества на этапе социально-ориентированной рыночной экономики.

Отсюда, прихожу к выводу, что новое жилищное законодательство строится на инициативном решении квартирного вопроса каждым гражданином индивидуально. Государство возложило обязанности по строительству социального жилья на органы местного самоуправления. Сегодня государственная поддержка в вопросах обеспечения жильем должна, прежде всего, быть ориентирована на нужды как социально незащищенных групп населения, так и основной части работающих, располагающих средними доходами (накоплениями) и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации, улучшить показатели уровня жилищного строительства позволяет введение субсидий и кредитования.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. Поправками, внесенными Законами РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30.12.08г. № 6- ФКЗ, от 30.12.08№ 7-ФКЗ).

2.                  Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948. // Права человека: Основные международные документы.- М., 1989. — С.12.

3.                  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. № 2200. от 16 декабря 1996. // Международное публичное право. Сборник документов. — М.: БЕК, 1996. — Т.1. С.24.

4.                  Гришанов В.И. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. М.: РИЦ ИСЭПН.2002. С.239.

5.                  Кошман Н.П. Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации. М.: Граница, 2007. С.13.

6.                  Меерович М.Г. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми (1917-1937 годы). М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. С.15.

7.                  Обзор рынка городской недвижимости [Электронный ресурс] // Портал новостей и деловой информации [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/reviews/realty/chapter_1_1.shtml.(дата обращения: 25.08.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle