Библиографическое описание:

Муратшина С. Н. Понятие и виды противодействия расследованию коррупционных преступлений [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 196-198.

В современный период явление коррупции можно обнаружить практически в любом государстве. Коррупция не зависит от политического и экономического режима. По признанию многих исследователей, коррупция является всеобщим аспектом осуществления государственной власти в форме конкретных действий государственных служащих. Например, в нашей стране по статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2014 г. было выявлено 5980 фактов взяточничества (получение и дача взятки) [6].

Проблема противодействия расследованию коррупционных преступлений, ранее лишь отчасти привлекавшая внимание криминалистов и специалистов, приобрела в последнее время особенную актуальность и остроту. Это связано с приобретающей все большую масштабность организованной преступной деятельностью, которая тесно связана с процессами коррумпированности работников властных структур и правоохранительных органов.

До сегодняшнего дня в криминалистике не сложилось единого мнения по поводу того, какое дать определение противодействию расследования коррупционных преступлений. Долгое время термин противодействие не упоминался вообще, дискуссии велись в отношении лишь одной из его форм — сокрытие преступления, его места в криминалистической характеристике преступления, соотношения со способом совершения преступления.

Так С. Ю. Журавлев первый определил понятие противодействие расследованию как систему действий (или бездействий), направленную на достижение цели сокрытия преступления путем недопущения вовлечения его следов в сферу уголовного судопроизводства и их последующего использования в качестве судебных доказательств [2, с.9–10].

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие расследованию коррупционных преступлений — сложная и ответственная задача, требующая усилий не только органов публичной власти, но и институтов гражданского общества.

Главным аспектом правоохранительных органов является общность целей в сфере противодействия коррупционной преступности, которая выражается в своевременном предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, принятии мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также согласованность действий — в совместной разработке и реализации действенных мер по противодействию коррупционной преступности. При этом координация действий органов правоохранительной системы осуществляется в пределах предоставленных им существующим законодательством полномочий, присущих каждому из органов правоохранительной системы прав, ответственности, и смешение функций, участников координирующего органа и исполнительных органов по противодействию преступности не допускается.

Одной из основных форм взаимодействия институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции является осуществление общественных (публичных) слушаний по вопросам реализации государственной политики противодействия коррупции. Не разработано и единых процедурных и технологических правил (механизмов) использования этого инструмента в сфере противодействия коррупции. Без разработки этих технологических и процедурных документов невозможно обеспечить эффективный общественный контроль за антикоррупционной деятельностью органов публичной власти и других субъектов государственной политики противодействия коррупции [3, с. 1101–1110].

Обобщенно говоря, сущность противодействия при расследовании коррупционных преступлений заключается в создании препятствий преступниками для раскрытия преступлений коррупционной направленности в ходе следствия.

Классификация противодействия расследованию предоставит возможность глубоко проникнуть в сущность данного явления, раскрыть его содержание и закономерности.

По мнению Е. О. Москивина противодействие расследованию преступлений можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По субъекту противодействия расследованию:

а) непосредственные участники уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый, свидетели, потерпевшие, понятые, адвокат, эксперт, специалист, коррумпированные сотрудники правоохранительных органов и др.);

б) лица, непосредственно не связанные с расследуемым событием (работники средств массовой информации, представители исполнительной или законодательной власти, политики и др.);

в) лица, связанные с расследуемым событием, но не являющиеся участниками уголовного процесса (родственники, знакомые).

2. По длительности оказания противодействия на ход и результаты расследования:

а) временное, предполагает получение только выигрыша во времени;

б) постоянное, т. е. рассчитанное на то, что преступление или отдельные его обстоятельства не будут установлены расследованием на протяжении длительною времени, по истечении которого виновный в совершении преступления не может быть, согласно закону, привлечен к уголовной ответственности и наказанию;

3. По форме поведения субъекта.

а) осуществляемое в активной форме (инсценировка преступления, ложь, фальсификация, убийство свидетелей, криминальная легенда события преступления и т. д.;

б) реализуемое в пассивной форме (неявка свидетеля на допрос, право свидетеля не свидетельствовать против себя или своих близких родственников);

4. По количеству субъектов, выступающих исполнителями противодействия:

а) противодействие, оказываемое одним лицом;

б) противодействие, оказываемое группой лиц.

5. По объекту поведения:

а) способы непосредственного влияния на доказательственную информацию (дача правдивых показаний как средство защиты от необоснованного обвинения);

б) способы воздействия на источники информации (потенциальных и реальных участников уголовного процесса, вещественные доказательства и документы). При утаивании, искажении и уничтожении источника информации применяются: установление психологического контакта с жертвой в целях воспрепятствования подаче жалобы на обвиняемого (п. 5. ч. 1 ст. 24 УПК РФ) или ее примирение с обвиняемым (ст. 25 УПК РФ); подкуп потерпевшего, свидетеля, и других участников расследования; угроза свидетелю и потерпевшему убийством, телесными повреждениями, уничтожением или повреждением имущества и их причинение в целях склонения к даче ложных показаний, и отказу от дачи показаний и прекращения уголовного дела; представление фальсифицированных документов и предметов; уничтожение оригинала документа во время допроса, сопряженного с предъявлением доказательств;

в) способы дезорганизации расследования преступления: способы воздействия на следователя, используемые с целью отстранения его от расследования (необоснованные заявления о получении следователем взятки, применении физического и психического насилия, фальсификация доказательств); отказ от участия в следственном действии, подписания протокола; затягивание сроков ознакомления с материалами дела; заявления ходатайства о производстве дополнительных следственных действий; различные способы уклонения от расследования; способы физического и психического насилия над следователем, членами его семьи (убийство, телесные повреждения, угрозы, похищение близких, вовлечение их в наркоманию и. т.д.);

г) иные, в том числе смешанные, способы, зачастую направленные на дезорганизацию следователя (ложное алиби, симуляция болезни и др.) [5, с. 137–145].

В заключение хотелось бы отметить, что искоренить коррупционные проявления полностью невозможно, однако минимизировать их, направив усилия государства на уменьшение латентности этого вида преступлений, а также на создание условий по профилактике и недопущению преступлений коррупционной направленности, представляется вполне реальным. Необходима постоянная и кропотливая комплексная работа законодательных, исполнительных и судебных органов.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и доп. 22.12.2014) // Российская газета. 2008. № 266.

2.         Журавлев С. Ю. Противодействие деятельности по раскрытию и расследованию преступлений и тактика его преодоления: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.09. Нижний Новгород. 1992. 201 c.

3.         Кабанов П. А. Общественные слушания вопросов противодействия коррупции как одна из форм взаимодействия институтов гражданского общества с органами публичной власти при осуществлении общественного контроля: понятие, содержание, механизм осуществления //Административное и муниципальное право. 2014. № 10. C. 1101–1110.

4.         Моисеев В. В., Прокуратов В. Н. Противодействие коррупции в современной России. Орел: АПЛИТ. 2012. 546 с.

5.         Москивин О. Е. Противодействие предварительному расследованию: понятие и классификация //Воронежские криминалистические чтения. Вып. 3 под ред. О. Я. Баева. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. 2002. С. 137–145.

6.         Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: Режим доступа: http://crimestat.ru/21 (дата обращения: 11.03.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle