Библиографическое описание:

Джумагазиева Г. С., Решетина Л. Е. Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 57-60.

 

Мы ежедневно по нескольку раз вступаем в правовые отношения «покупатель-продавец», которые регулируются федеральным законом о защите прав потребителей. И, к сожалению, не найдется такого гражданина в нашей стране, который бы хоть раз не обращался к этому закону. Испытав горечь и разочарование при покупке некачественного товара или услуги, в надежде вернуть напрасно потраченные деньги обыватель вынужден штудировать законы и кодексы, регулирующие эту область правовых отношений.

По данным ежегодных социологических опросов свыше 80 % российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью (22 %), материальные убытки (62 %), моральный вред (53 %). [1]

В последние десятилетия в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Актуальность темы обусловлена тем, что, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав.

На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.

Официально утверждается, что в России сформирована и действует национальная система защиты потребителей, под которой «принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых специально оговорены в законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях». [2] Государственный и муниципальный контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей является осуществлением публичной власти. Данная деятельность в Российской Федерации выполняется по воле источника власти — многонационального российского народа и не зависит от воли участвующих в ней субъектов. Субъекты, осуществляющие публичную власть в форме контроля (надзора) в сфере действия потребительского рынка, получают соответствующие властные полномочия от источника власти путем участия в передаче властных полномочий. В силу имеющихся властных полномочий контролирующие субъекты имеют гарантированную законом возможность преодолевать возможное сопротивление контролируемых. Осуществление контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей регламентируется законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по мнению автора, государственный и муниципальный контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей как вид управленческой деятельности представляет собой исследование контролирующими субъектами правоотношений в сфере действия потребительского рынка состояния и поведения контролируемых субъектов этих правоотношений в сфере исполнения ими установленных нормативных требований к товарам (работам, услугам), процессу их реализации, а также правового режима деятельности продавцов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг, сопоставление состояния и поведения контролируемых субъектов с требованиями правовых норм, фиксирование отклонений, издание индивидуальных правовых актов.

Сегодня официально национальная система защиты потребителей включает в себя совокупность структур, полномочия которых по защите потребителей специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Само введение понятия национальной системы защиты потребителей стало положительным моментом, позволяющим целостно и во взаимосвязи выделить возможности защиты потребителей.

Общероссийское общественное движение в защиту прав и интересов потребителей в своем ежегодном общественном докладе за 2012 год выражает мнение, что сегодня понятие национальной системы необходимо расширить. По их мнению, в национальную систему защиты потребителей входят также потребительское законодательство (как комплексная правовая отрасль), потребительская экспертиза, система информирования потребителей, прокурорский надзор, судебная защита с массивом наработанной судебной практики, исполнительное производство, адвокатское сообщество, средства массовой информации, системы саморегулирования объединений предпринимателей, примирительные процедуры (медиация) и другие составляющие. В докладе особо отмечается, что из системы фактически исключен муниципальный уровень, практически лишенный законных прав на защиту потребителей. В докладе утверждается, что на сегодня национальная система защиты потребителей не является достаточно эффективной — вся основная нагрузка в ней лежит на органах Роспотребнадзора, который приобрел за годы своей деятельности необходимый опыт и старается максимально поддерживать общественное потребительское движение. Однако усилий одного Роспотребнадзора сегодня недостаточно для оптимальной защиты потребителей. Государство должно выстроить систему эффективных мер, защищающих потребителя от преступности, коррупции, злоупотребления монополий, экономического диктата предприятий торговли. Такие меры должны быть закреплены на законодательном уровне и стать неотъемлемой частью потребительской политики государства, проводимой с участием общественных потребительских организаций. [3]

Объединение потребителей России считает назревшим вопросом проведение реформы потребительского законодательства. Реформирование потребительского законодательства рассматривается в контексте потребительского права как специальной комплексной правовой отрасли, требующей конструирования и развития. Законодательство о защите потребителей должно стимулировать предпринимателей для добровольного достижения высоких стандартов и качества товаров и услуг.

Безусловно, Закон РФ «О защите прав потребителей» занимает особое место в ряду всех российских законов, его по праву можно назвать одним из народных законов — своим среди других. Закон за двадцать лет сыграл неоценимую роль в защите экономических интересов наших граждан, стал основополагающим документом для всей отрасли потребительского права, основой для становления национального потребительского движения. Двадцатилетняя практика применения Закона подтвердила правильность его основных положений, заложенных в начале борьбы за права потребителей. За прошедшие двадцать лет Закон существенно модернизировался пять раз, в него внесено более ста изменений. Последние были внесены в августе 2011 года. [3]

Вместе с тем, говоря о развитии потребительского законодательства, подводя итоги его двадцатилетней работы, было бы совершенно неправильно ограничиваться только констатацией положительных фактов. Их, безусловно, много. Но спорных позиций значительно больше.

Об этом говорил и Дмитрий Медведев на заседании Президиума Государственного об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей, ставшем знаковым событием для всех участников потребительской сферы и проходившем 16 января 2012 года в Саранске. Президент отметил важность и необходимость «решения вопросов соотношения между всем современным массивом законодательства, с одной стороны, Гражданским кодексом, который, кстати, тоже сейчас находится в процессе изменения, с другой стороны, и Законом «О защите прав потребителей» — с третьей стороны». [4]

Что касается судебной защиты своих прав, очевидно, что потребителей привлекает, прежде всего удовлетворение имущественных требований, при этом ни для кого не секрет, что в большинстве случаев граждане не обладают уровнем правовых знаний, позволяющим защищать свои права в суде самостоятельно. Поэтому им необходима доступная квалифицированная юридическая помощь, как силами государственных органов, так и общественных объединений потребителей.

Практика показала, что одни звенья в этой системе более функциональны, другие — менее. Например, право органов местного самоуправления рассматривать жалобы потребителей на территории муниципального образования, консультировать потребителей по вопросам защиты прав потребителей и обращаться в суды в защиту этих прав или неопределенного круга потребителей практически не реализуется.

Граждане предпочитают напрямую обращаться в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), рассчитывая при этом как на консультативную помощь, содействие в осуществлении судебной защиты, так и на административный ресурс Роспотребнадзора в привлечении нарушителя к ответственности.

При защите прав конкретных потребителей участие Роспотребнадзора в судебных делах трудно переоценить — это и предоставление заключений по делу, и содействие в составлении соответствующего заявления-ходатайства о привлечении для дачи заключения в суде.

Что касается Астрахани и Астраханской области: в нашем регионе на 1 января 2013 года насчитывается семь общественных организаций по защите прав потребителей. В 2009 году решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» упразднено управление по развитию потребительского рынка администрации города, в составе которого функционировал отдел по защите прав потребителей, количество структурных подразделений и специалистов в муниципальных образованиях, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, резко сократилось. В докладе Территориального Управления Роспотребнадзора по Астраханской области о состоянии системы защиты прав потребителей за 2012 год указывается, что по информации органов местного самоуправления в большинстве муниципальных образований самостоятельные подразделения, реализующие полномочия по защите прав потребителей в порядке ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на территории г. Астрахани и Астраханской области, в настоящее время отсутствуют. В некоторых муниципальных образованиях полномочия по защите прав потребителей осуществляются частично управлениями экономического развития администрации районов.

Работа по защите прав потребителей на территории Астраханской области с 2006 года координируется через постоянно действующий совещательный орган — Консультативный совет по защите прав потребителей. Совет создан Управлением в целях обеспечения более тесного взаимодействия Управления с общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей. В состав Консультативного совета с 2006 года входят представители Управления, общественных объединений потребителей, Астраханской торгово-промышленной палаты, Службы строительного и жилищного надзора Астраханской области. Взаимодействие с указанными организациями осуществляется через заседания Консультативного совета, проведением совместных совещаний и рабочих встреч и в виде других форм. [5]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что защита прав потребителей на территории города Астрахани и Астраханской области в целом находится на низком уровне. Единственный государственный орган, осуществляющий защиту прав потребителей на данной территории, это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Но так как помимо интересующей нас задачи в ведении Роспотребнадзора еще и другие не менее важные функции, то, на наш взгляд, полноценной деятельности это орган проводить не имеет возможности. В связи с этим мы считаем возможным внести следующие предложения для улучшения состояния сферы защиты прав потребителей на территории города Астрахани и Астраханской области:

1.      Разработать и принять на территории Астраханской области Региональной долгосрочной Программы по защите прав потребителей, предусматривающей проведение мероприятий на территории Астраханской области по повышению потребительской грамотности населения;

2.      Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области осуществлять на своей территории организацию и проведение регулярного консультирования потребителей;

3.      Создать специальную структуру по защите прав потребителей при органе государственной исполнительной власти Астраханской области.

4.      Общественным объединениям потребителей в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» продолжить проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей с последующим информированием уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей; усилить работу в социально-значимых сферах (медицинской, образовательной, туризма, ЖКХ и др.);

5.      Министерству образования и науки Астраханской области осуществлять:

-        в учебных заведениях всех форм и уровней потребительское образование учеников, студентов, слушателей на постоянной основе через введение самостоятельных предметов по потребительской тематике (во все мировоззренческие, гуманитарные, экономические, правовые, управленческие, познавательные дисциплины с учетом возрастных особенностей, социального положения, характера и уровня предыдущего образования), через факультативные занятия и т. п.;

-        организацию мероприятий, в том числе открытых уроков, уроков-практикумов, лекций, бесед, семинаров, социальных акций, направленных на повышение потребительской грамотности молодежи с участием общественных объединений потребителей, Управления Роспотребнадзора по Астраханской области;

-        проводить среди школьников олимпиад по основам потребительских знаний, областных конкурсов «Самый грамотный потребитель» и др., конкурсов рисунков на потребительскую тематику, викторин и т. д. с привлечением специалистов Роспотребнадзора и общественных организаций;

6.      Максимальное использование интернет — ресурсов, активизация информационно-просветительской работы, потребительское просвещение, информирование и консультирование населения средствами массовой информации, общественными объединениями потребителей, просветительскими организациями, размещение в постоянном режиме на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Астраханской области и на сайтах общественных организаций актуальной информации для потребителей, в том числе информации о полномочиях органов, выполняющих функции в сфере защиты прав потребителей, о полномочиях общественных объединений потребителей, о работе в сфере защиты прав потребителей, в том числе о судебной практике;

7.      Осуществление общественными объединениями потребителей анкетирования и социологических опросов населения в целях выяснения уровня правовой потребительской грамотности. Результаты анкетирования довести до сведения населения Астраханской области путем размещения указанной информации на сайтах общественных организаций;

8.      Ежегодное широкомасштабное проведение на территории Астраханской области Всемирного дня защиты прав потребителей — 15 Марта с привлечением представителей всех заинтересованных организаций и средств массовой информации с последующим информированием населения Астраханской области об итогах проведения Всемирного дня защиты прав потребителей, о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.

Исходя из проведенного анализа, с учетом необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, его сложности для восприятия простого потребителя, следует признать, что уровень правовой грамотности потребителей таков, что самостоятельная защита им своих прав как правило, практически невозможна. И оказывая им правовую помощь, все структуры, входящие в систему органов защиты прав потребителей, выполняют важное государственное дело.

 

Литература:

 

1.      Общественный доклад объединения потребителей России «Двадцать лет с правом переписки» http://www.potrebitel-russia.ru/?id=741

2.      Закон РФ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]: [№ 2300–1 от 07.02.1992 — действующая редакция от 05.05.2014г.] // Российская газета. — 16.01.1996. — № 8.

3.      Потребитель без прав: 20 лет закону.- URL: http //www.newsland.ru/news/detail/id/883293

4.      Заседание президиума Государственного совета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей 16 января 2012г. В г. Саранске — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/14292 http://30.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/97416

5.      Доклад Управления Роспотребнадзора по Астраханской области о состоянии системы защиты прав потребителей за 2012 год. http://30.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/97416/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle