Библиографическое описание:

Сахаддинов С. М. Система отдельных категорий уголовных дел в уголовном процессе: национальный и зарубежный опыт [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 76-81.

Обеспечение верховенства закона, надежная защита прав и свобод человека стали основной целью реформ, осуществляемых в годы независимости в судебно-правовой сфере. При этом особое внимание уделяется формированию и последовательной либерализации правовой базы судебной системы, укреплению независимости и повышению ответственности судов.

Реформирование судебно-правовой сферы является одним из важнейших направлений строительства демократического правового государства. Данному направлению отведено особое место в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, представленной Президентом на совместном заседании палат парламента 12 ноября 2010 года [1].

В этом программном документе выдвинут ряд законодательных инициатив, в том числе, направленных на дальнейшую демократизацию судебно-правовой сферы и решение таких важнейших задач, как обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, последовательное расширение полномочий судебной власти, усиление судебного контроля над досудебным производством, расширение сферы применения института «хабеас корпус», обеспечение независимости, объективности, беспристрастности суда, усиление принципа состязательности в уголовном процессе.

Разработанный в соответствии с Концепцией Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы» стал еще одним практическим шагом в осуществлении реформ [2]. В соответствии с ним установлен судебный порядок применения мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение, что соответствует передовому зарубежному опыту, таких стран как США, Германия, Франция, Япония, Республика Корея и Россия.

В ходе судебно-правовых реформ существенные изменения произошли и в системе отдельных категорий уголовных дел в уголовном процессе. В частности, раздел 13 УПК РУз был дополнен новыми главами — «Производство по делам о примирении» в 29 августа 2001 года, и «Применение акта амнистии на стадии досудебного производства» в 22 декабря 2008 года. Спецификами данных видов особого производства являются то, что в случаях, если имеется достаточное основание, применяется упрощенный порядок судопроизводства (то есть, дознания, предварительное расследование не производится) и дело направляется в суд. В свою очередь, судебное заседание по данным категориям дел отличается своей упрощенности и завершается внесением определения, а не приговора.

Подобным образом в настоящее время уголовно-процессуальное законодательство Республики Узбекистан закрепляет четыре категории уголовных дел, подлежащих отдельному производству: производство по делам о преступлениях несовершеннолетних (глава 60 УПК РУз), производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера (глава 61 УПК РУз), производство по делам о примирении (глава 62 УПК РУз), применение акта амнистии на стадии досудебного производства (глава 63 УПК РУз).

Вместе с тем, возникает необходимость в изучении опыта зарубежных стран в этой сфере в целях дальнейшего совершенствования процессуальных основ уголовного судопроизводства по данным категориям дел. В частности, УПК Республики Азербайджан [3] от 14 июля 2000 года, закрепляет специфический комплекс системы отдельных категорий уголовных дел. Итак, главой 39 УПК определен порядок упрощенного досудебного производства по явным преступлениям, не представляющим большую общественную опасность. В соответствии со ст. 293 жалоба по явному преступлению, не представляющая большую общественную опасность, подается потерпевшим, его законным представителем или представителем в письменной или устной форме по преступлениям, предусмотренным статьей 214.4. УПК, дознавателю, следователю или прокурору, осуществляющему процессуальное руководство предварительным расследованием. Данное производство характеризуется ограниченностью круга проводимых следственных действий, т. е. необходимые обстоятельства дел устанавливаются путем допроса потерпевшего, лица, совершившего деяние, предусмотренное уголовным законом, свидетелей и других лиц, а также путем затребования необходимых справок, а также, проведением неотложных следственных действий.

Далее, раздел десятый УПК Республики Азербайджан посвящен вопросам особенности производства в отношении лиц некоторых категорий. В частности, глава 50 данного раздела регулирует особенности производства в отношении несовершеннолетних. В отличие от уголовно-процессуальных законодательств других стран СНГ, в нем определено понятие несовершеннолетние, и согласно ч.2 ст. 428 под несовершеннолетними в уголовном процессе подразумеваются лица, которые к моменту совершения преступления не достигли возраста восемнадцати лет. Более того, процессуальным законодательством установлены такие особенности производства в отношении несовершеннолетних, как необходимость установления дополнительных обстоятельств по данным категориям дел; обязательность проведения предварительного следствия; предварительное следствие в отношении несовершеннолетнего должно вестись специальными подразделениями соответствующих органов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними; производство должно вестись без допущения какого-либо затягивания; обязательное участие защитника по данным категориям дел; контакты между несовершеннолетним и следователем во время предварительного следствия осуществляются с условием учета обстоятельств дел в надлежащем порядке, уважительного отношения к несовершеннолетнему, способствования благополучию несовершеннолетнего и недопущения причинения ему ущерба; должны соблюдаться основные процессуальные гарантии — право на получение информации о выдвинутом обвинении, право на отказ от дачи показаний, право на защиту, право на участие родителей или других законных представителей, право на конфиденциальность; обязательное участие педагога или психолога при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, имеющего признаки слабоумия; особенности задержания несовершеннолетнего; особенности применения к несовершеннолетнему меры пресечения в виде ареста; особенности судебного разбирательства по уголовному делу, связанному с преступлением, совершенным несовершеннолетним и др.

Глава 51 данного раздела устанавливает особенности производства в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом, установленными международными договорами, согласно которому при наличии четко выраженного согласия соответствующего иностранного государства или международной организации лица, обладающие правом дипломатического иммунитета, могут подпадать под юрисдикцию Азербайджанской Республики (ст. 436). Лица, пользующиеся правом дипломатического иммунитета (руководители дипломатических представительств иностранных государств, члены дипломатического персонала этих представительств и члены их семей, сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры, руководители консульств и другие должностные лица консульства, представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, равно как сотрудники делегаций иностранных государств, руководители, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях, руководители дипломатических представительств иностранных государств в третьих странах, проезжающие транзитом) имеют право личной неприкосновенности, и не могут быть задержаны или арестованы, принуждены к дачи показания.

Раздел одиннадцатый УПК Республики Азербайджан посвящен особому производству, и его глава 52 закрепляет вопросы осуществления судебного надзора. Данная глава устанавливает общие положения по осуществлению судебного надзора, согласно которому, судебный надзор осуществляет в рамках своих полномочий соответствующий суд первой инстанции по месту принудительного проведения следственных действий, применения меры процессуального принуждения или осуществления оперативно-розыскной меры. В порядке осуществления судебного надзора суд рассматривает: ходатайства и представления по принудительному проведению следственных действий, применение мер процессуального принуждения или осуществлению оперативно-розыскных мер в связи с сообщениями об ограничении права каждого на свободу, неприкосновенность жилья, личную неприкосновенность, сохранение личной тайны (в том числе тайны семейной жизни, корреспонденции, телефонных переговоров, почтово-телеграфных и иных сообщений), равно как содержащими государственную, профессиональную или коммерческую тайну; жалобы по процессуальным действиям или постановлениям органа, осуществляющего уголовный процесс.

Глава 54 УПК Республики Азербайджан регулирует особое производство, как производство по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для рассмотрения приговоров или постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам являются: установленная вступившим в законную силу приговором или постановлением суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, перевода переводчика, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов, повлекшие вынесение неправильного (ошибочного) приговора или постановления и др. (ст. 461).

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Азербайджан в систему отдельных категорий уголовных дел также относит производство по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости (глава 55) и производство по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления (глава 56). Особенностями производства по данным категориям дел являются обязательное участие защитника, а также допускается участие законного представителя. Далее в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, могут применяться следующие меры безопасности: передача больного под присмотр родственников, попечителей и опекунов с уведомлением органов здравоохранения; помещение больного в специальное медицинское учреждение (психиатрический стационар).

Вместе с тем, производство по оказанию правовой помощи по уголовным делам (глава 57) и производство в порядке исполнения приговоров или иных итоговых судебных решений (глава 58) также относятся к отдельным категориям уголовных дел.

Отсюда следует, что УПК Республики Азербайджан выделяет следующие видов отдельных категорий уголовных дел: 1) упрощенное досудебное производство по явным преступлениям, не представляющим большой общественной опасности (глава 39); 2) производство в отношении лиц некоторых категорий (раздел 10, глава 50 — производство в отношении несовершеннолетних, глава 51 — производство в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом, установленными международными договорами); 3) особое производство (раздел 11, глава 52 — осуществление судебного надзора, глава 54 –производство по вновь открывшимся обстоятельствам, глава 55 — производство по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости, глава 56 — производство по применению принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, глава 57 — производство по оказанию правовой помощи по уголовным делам, глава 58 — производство в порядке исполнения приговоров или иных итоговых судебных решений).

Раздел 13 УПК Армении [4] от 1 сентября 1998 года также устанавливает особенности производства по отдельным категориям уголовных дел. В частности, в главе 50 определяются особенности производства по делам несовершеннолетних. В соответствии со ст. 440 кроме обстоятельств, подлежащих установлению по всем делам, по делам несовершеннолетних необходимо также выяснить: возраст несовершеннолетнего (день, месяц, год рождения), условия жизни и воспитание несовершеннолетнего, состояние здоровья и общего развития несовершеннолетнего. Особенностями производства по делам несовершеннолетних также можно выделить участие законного представителя несовершеннолетнего в рассмотрении дела, специфический порядок применения к несовершеннолетнему в качестве меры пресечения заключения под стражу, наличие возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением мер принуждения воспитательного характера.

Глава 51 данного раздела устанавливает особенности производства по делам лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом, установленными международными договорами. Согласно ему, дипломатическим иммунитетом пользуются главы дипломатических представительств иностранного государства, члены дипломатического персонала этих представительств и члены их семей, на основе взаимности, — сотрудники административно-технический и обслуживающий персонал, дипломатические курьеры, главы и другие должностные лица консульских учреждений, представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, главы, члены и персонал представительств иностранных государств в международных организациях и др. (всего 8 категорий). Данные лица пользуются правом личной неприкосновенности, иммунитетом от уголовного преследования, привилегией при даче показаний, неприкосновенности помещений и документов.

В Армении также вопросам особого производства посвящен специальный раздел 14, главы 52–53 которого регулируют вопросы производства по применению принудительных мер медицинского характера к невменяемым и к лицам, заболевшим психической болезнью после происшествия. Согласно ему, принудительные меры медицинского характера применяются судом по отношению к лицам, совершившим запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, если эти лица продолжают представлять опасность для общества (ст. 450). В Армении участие защитника является обязательным с момента возбуждения производства по применению принудительных мер медицинского характера (ст. 454). Кроме того, по постановлению следователя, прокурора, суда допускается участие законных представителей (ст. 455).

Одним из положительным опытов, имеющегося в уголовно-процессуальном законодательстве Армении можно отметить конкретное установление в отдельной статье прав лиц, в отношении которых ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера (ст. 456). Итак, лицо, по отношению к которому ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, пользуется всеми правами обвиняемого. Он вправе в зависимости от степени и характера заболевания: знать, совершение какого общественно опасного деяния ему вменяется, иметь защитника, давать объяснения, представлять доказательства, с разрешения следователя участвовать в следственных действиях, знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он участвовал, и подавать замечания относительно полноты и достоверности записей в протоколах, заявлять ходатайства и отводы, по окончании производства по делу знакомиться со всеми материалами дела и делать выписки без ограничения их объема, получать копию постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, участвовать в судебном разбирательстве, в исследовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать замечания.

Согласно УПК Армении к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, могут быть применены следующие меры безопасности: 1) передача больного под присмотр родственников, попечителей, опекунов, с уведомлением органов здравоохранения; 2) помещение в психиатрическую больницу (ст. 457).

Далее отношения судов, прокуроров, органов дознания с соответствующими учреждениями и должностным лицами иностранного государства в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам также относится к одним из видов особого производства (глава 54). В рамках данной главы урегулированы такие вопросы, как дача поручений о производстве процессуальных действий, содержание поручения о производстве процессуальных действий, вызов и допрос свидетеля, потерпевшего, гражданского ответчика, гражданского истца, их представителей, эксперта, исполнение поручений о процессуальных действиях, направление материалов дела для продолжения уголовного преследования, исполнение просьбы о продолжении уголовного преследования или возбуждении уголовного преследования, экстрадиция, поручение об осуществлении производства по уголовному делу, обязательность уголовного преследования и др.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [5] от 16 июля 1999 года также закрепляет особенности производства по отдельным категориям уголовных дел на уровне отдельного раздела. Глава 44 данного раздела к особому производству относит производство по уголовным делам частного обвинения. Согласно ему, уголовное дело частного обвинения возбуждается лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем, представителем юридического лица путем подачи в районный (городской) суд заявления. С момента принятия судом заявления лицо, подавшее его, является частным обвинителем, а лицо, в отношении которого подано заявление, — обвиняемым (ст. 426). Суд, имеет право: возвращать заявление его заявителю для приведения в соответствие с установленными требованиями и устанавливает для этого срок до десяти суток; направлять заявление в орган дознания для проведения проверки, получения объяснений, заключений специалистов и иных данных, которая должна быть закончена в срок до десяти суток; прекращать уголовное дело в связи с примирением сторон, если от них поступило соответствующая заявления (ст. 427). Судебное разбирательство должно быть начато не позднее четырнадцати суток с момента принятия судом заявления или материалов проверки, если она проводилась (ст. 428).

Глава 45 УПК Беларусь посвящена производству по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. Положительной по нашему мнению является норма уголовно-процессуального законодательства, которая устанавливает, что уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судами по делам несовершеннолетних, либо судьями, имеющими специальную подготовку.

В то же время УПК Беларусь устанавливает специфический порядок вызова несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого, согласно которому, вызов несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, к следователю или в суд производится через их родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении, — через администрацию этого учреждения.

Также, в нем закреплено, что допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ст. 434). Необходимо отметить что, в ст. 553 УПК Республики Узбекистан установлено, что общая продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в течении дня не должна превышать шести часов, не считая перерыва для отдыха и принятия пищи на один час.

Также, участие защитника, педагога или психолога является обязательным при допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого, которые вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 435).

В отличие от уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан, УПК Беларусь предусматривает, что при наличии у несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого родителей или других законных представителей их участие в уголовном деле обязательно. Законный представитель допускается к участию в уголовном деле постановлением следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого (ст. 436).

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь к данным категория дел также относит производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения (глава 46) и ускоренное производство (глава 47). Ускоренное производство проводиться по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, в случаях, когда факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое в совершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления, орган дознания немедленно приступает к ускоренному производству. Орган дознания при ускоренном производстве до возбуждения уголовного дела в течение семи суток получает объяснения от лица, совершившего преступление, очевидцев и других лиц об обстоятельствах совершенного преступления, истребует справку о наличии или отсутствии судимости у лица, совершившего преступление, характеризующие данные о личности и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в судебном заседании. У лица, совершившего преступление, берется обязательство являться по вызовам органа дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства. Ускоренное производство должно быть закончено не позднее десяти суток со дня поступления в орган дознания заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд.

В уголовно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь в отличие от законодательства большинство стран СНГ отдельному производству выделено производство по возмещению вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс (глава 48). Данной главой урегулированы вопросы вреда, подлежащий возмещению, лица, имеющие право на возмещение вреда, порядок возмещения вреда, возмещение физического вреда, имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, меры по восстановлению иных прав, сроки предъявления требований и обжалование решения о возмещении вреда.

Таким образом, можно отметить, что в Республики Беларусь установлена следующая система отдельных категорий уголовных дел: 1) производство по уголовным делам частного обвинения; 2) производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет; 3) производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения; 4) ускоренное производство; 5) производство по возмещению вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс; 5) производства в отношении лиц некоторых категорий.

В заключении, исходя из положительного зарубежного опыта, хотелось бы отметить ряд предложений по усовершенствованию национального процессуального законодательства, в частности по внедрению в уголовной процесс ускоренного производства; установление обязательности участие педагога и психолога по делам несовершеннолетних; расширение круга обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних; закрепление в законодательстве порядок, согласно которому дела по несовершеннолетним будут рассмотрены специальными ювенальными судами или же судьями, прошедшими соответствующую подготовку; установить особенности вызова несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых; уменьшить до четырех часов срок допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых; установить на законодательном уровне особенности производства по уголовным делам лицам, имеющим иммунитет по международным договорам; закрепить в отдельную статью права лиц, в отношение которых ведется дело по применению меры принуждение медицинского характера.

Литература:

1.       Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране: Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (12 ноября 2010 года) // www.press-service.uz

2.       Закон Республики Узбекистан от 18.09.2012 г. N ЗРУ-335 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы» // Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., N 9/2, ст. 244.

3.       УПК Республики Азербайджан // База данных законодательство стран СНГ — www.base.spinform.ru

4.       УПК Армении // База данных законодательство стран СНГ — www.base.spinform.ru

5.       УПК Республики Беларусь // База данных законодательство стран СНГ — www.base.spinform.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle