Автор: Забелин Алексей Владимирович

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)

Библиографическое описание:

Забелин А. В. К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае [Текст] // Исторические исследования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 64-66.

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на примере железнодорожной станции «Благодарное». Активное строительство железных дорог связано с началом строительства Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века. В силу разных причин, строительство останавливалось. В 1927 г. в Благодарное пришел первый поезд, Лишь в 1987 г. из г. Благодарного была построена железная дорога до г. Буденновска. С этого время поезда стали ходить через железнодорожную станцию «Благодарное».

Ключевые слова: Владикавказская железная дорога, Армавир-Туапсинская железная дорога, Ставропольский край, строительство, железнодорожная станция «Благодарное».

 

Проблема развития системы железных дорог актуальна и в настоящее время. Важным является изучение строительства их в стране в разные периоды и в разных регионах. В предлагаемой вашему вниманию статье рассмотрена история развития железных дорог в Ставропольском крае, на примере железнодорожной станции «Благодарное».

Впервые в поле зрения наших промышленников проект постройки железнодорожной станции «Благодарное», т. е. проведение здесь железной дороги связано со строительством Владикавказской железной дороги на Северном Кавказе, начиная с 60‑х. гг. XIX века [3, с. 73]. Однако, практическая реализация проекта стала осуществляться через полсотни лет при строительстве Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века.

В 1908 г. строится Армавиро-Туапсинская железная дорога, и в тот же год Ставропольская городская дума признала желательным соединение города Ставрополя с Армавиром, и продолжение этой линии по губернии в сторону Астрахани. Было проведено статистико-экономическое обследование местности, по которой намечалась линия.

В 1908 г. в с. Благодарном центре одноименного уезда была образована железнодорожная комиссия, состоявшая первоначально из пяти, избранных сельским сходом крестьян, под председательством волостного старшины. Состав этой комиссии вскоре пополнился пятью торгово-промышленными представителями, избранными на собрании местных торговцев. Для постоянного участия в заседаниях комиссия определила приглашать податного инспектора Бабичева, как осведомленное в деле лицо.

В 1909 г. на имя Министра путей сообщения поступило прошение из г. Ставрополя (копия всем министрам) с ходатайством о постройке подъездных путей по Ставропольской губернии. Сущность прошения была в следующем: приступить безотлагательно к подробным изысканиям и затем сооружению по линии от Ставрополя к Петровскому, Винодельному и Дивному и от Петровского и Константиновки вдоль долины Буйволы через Благодарное к Прасковее. В этом прошении выражалось «тяготение» города к обществу Армавиро-Туапсинской железной дороги. В том же году начались изыскательные работы на отдельных участках по территории губернии.

5 сентября 1910 г. прибывший в г. Ставрополь Министр финансов В. Н. Коковцев подтвердил, что подъездные железнодорожные пути по губернии будут непременно в скором времени построены.

Вновь стали проходить множество совещаний и различных изыскательских работ. 15 декабря 1911 г. на собрании акционеров Армавиро-Туапсинской железной дороги было окончательно решено строить три линии: Армавир — Ставрополь — Петровское — Благодарное (Благодарненская линия — 267 верст), Петровское — Дивное (Дивенская ветвь — 77 верст) и Курганная — Лабинское (Лабинская ветвь — 32 версты). Таким образом, Благодарненская железнодорожная ветвь стала самым большим новым проектом строительства железных дорог на всем Северном Кавказе в этот период. Стоимость сооружения ее 267 верст, предполагало израсходование 14327500 рублей, и это не считая издержек на предварительные изыскания и пр. [8]

Так как Благодарненская ветка была самая большая в губернии, то и всю железную дорогу в ней называли Благодарненской, а сама линия имела полное название Благодарненская железнодорожная линия Армавир–Туапсинской железной дороги [4, с. 98].

1 октября 1916 г. от Армавира до с. Петровского прошел первый поезд, началась временная эксплуатация построенной части дороги.

Вопросы завершения строительства железной дороги в Ставропольской губернии не оставались без внимания в период нахождения здесь Добровольческой Армии. 6 июля 1919 г. в г. Ставрополе состоялось совещание у Военного Губернатора генерала Валуева по вопросу о постройке о-вом Армавир-Туапсинской железной дороги новых линий в Ставропольской губернии. Среди прочих предполагалась и линия Благодарное — Святой Крест — Урожайное. Прежде чем начинать новое строительство нужно закончить ранее начатое. С ходатайством о скорейшем окончании строительства линий Ставрополь — Дивное и Петровское — Благодарное выступила Благодарненская уездная земская управа: «Мотивы ходатайства следующие:

Обеспечение уезда путями сообщения является залогом экономического и промышленного развития края, между тем, Благодарненский уезд, отстоящий на большом расстоянии от ближайших железных дорог, и вообще не обеспечен дорогами.

Неотложная необходимость в скорейшем проведении в жизнь затронутого вопроса особенно властно диктуется теперь, когда до максимума напрягаются все силы к восстановлению разрушенного хозяйства населения. Ставропольская губерния — житница Северного Кавказа, способная дать миллион пудов хлеба, все-таки не могла в минувшую войну своевременно и аккуратно поставлять для нужд армии хлеб, фураж и скот, благодаря только отсутствию путей сообщения. Среднее расстояние сел уезда от железнодорожных линий около 80 верст. Это и тогда вызывало для населения уезда несоразмерную с другими уездами тяготу по подвозу хлеба. Еще худшее положение наблюдается теперь, когда уезд подвергся сильному разорению со стороны захватчиков законной власти, лишился рабочего скота и население с громадным трудом выполняет возлагаемую на него подводную повинность.

Ходатайствовать о срочном проведении указанных железнодорожных линий уездная управа уполномочила председателя Ставропольской Губернской Земской Управы А. М. Кухтина, члена Благодарненской управы Зозулю и председателя Святокрестовской управы Криворучкова» [8].

Создание и укрепление советской власти отложили на некоторое время завершение разработанного и утвержденного плана строительства Благодарненской железнодорожной линии Армавир-Туапсинской железной дороги.

Курс на индустриализацию страны вызвал необходимость ведения строительства железнодорожных путей. Было возобновлено сооружение железной дороги из с. Петровского в сторону с. Благодарного. В ноябре 1926 г. начались вестись подготовительные работы по постройке дороги: подвозили рельсы, шпалы и строительный материал. Непосредственно к строительству дороги приступили 20 марта 1927 г.

Не ограничиваясь строительством только железнодорожной ветки Петровское — Благодарное Окрисполком постановил в июле месяце т. г. ходатайствовать перед руководством Северо-Кавкакзского краевого исполнительного комитета о включении в план строительных работ постройку линии Благодарное — Прикумск [1].

На постройке железной дороги Петровское — Благодарное работали главным образом местные крестьяне. Сельские комитеты крестьянских обществ взаимопомощи оказывали большую помощь строительству. Они выполняли задачу подвозить материалы. Наибольшая скорость укладки пути были достигнуты в июле и августе. В эти месяцы укладка рельсов достигала 28 км в месяц. За 8 часов рабочего дня успевали сделать больше, чем за 12 часов ранее. На постройке работало 1300 человек. Строительство дороги обошлось в 920 тыс. рублей. Общая ее протяженность составила 69 км. 29 августа прошел первый товарный поезд на Благодарное, а первый пассажирский поезд на 300 человек, ставший ежедневным прибыл в Благодарное 7 ноября.

Рядом с железнодорожной станцией в с. Благодарном стали возникать различные организации и предприятия. В том же году было начато строительство элеватора. В 1929 г. в районе железнодорожной станции Благодарное началось строительство нефтяной базы, предполагалось, что она должна была снабжать нефтепродуктами близлежащие совхозы, колхозы и промышленные предприятия [2].

С первых дней начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. именно по железной дороге увозили мобилизованных на фронт. В период фашистской оккупации железнодорожная станция Благодарное, как и многие другие социальные и производственные объекты подверглась разрушению.

Сразу после освобождения, были составлен акт, об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками железнодорожным станциям Благодарное и Мокрая Буйвола. В нем в частности было отмечено: «Составили настоящий акт об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками станции Благодарное и Мокрая Буйвола., расположенных в Благодарненском районе… при отступлении немецко-фашистских войск по распоряжению коменданта отделения службы движения станции Ворошиловск офицера Шлехт, была организована команда в составе 8–10 человек, которая производила разрушения служебно-технических зданий вместе с находившимся в них имуществом, инвентарем и материальными ценностями» [5, с. 110]. Так же были перерезаны провода, взорваны столбовые линии связи, приборы железнодорожной сигнализации и т. д.

9 мая 1945 года в 5 часов утра по селектору Ставропольского отделения Северо-Кавказской железной дороги было передано правительственное сообщение о полной капитуляции фашистской Германии на станцию Благодарное [6, с. 258].

Продолжение ранее задуманной Благодарненской железнодорожной ветки началось лишь в 1984 г. Общая протяженность участка Благодарное — Буденновск составила 72,2 километра железнодорожного полотна. Были построены так же 31,2 километра станционных путей, 93 стрелочных перевода, более 80 искусственных сооружений, в том числе 12 мостов, путепровод, инженерные коммуникации, пристанционные сооружения.

2 октября 1987 г. на станции Благодарное состоялось торжественное открытие пассажирского движения на участке железной дороги Благодарный-Буденновск.

В последующие годы через железнодорожную станцию «Благодарное» курсировал пассажирский поезд Минеральные Воды — Ставрополь. Было запланировано и вывешено расписание поезда Москва — Баку. Однако распад СССР и последующий развал экономики не только не выполнили задуманное, но и ходивший пассажирский поезд был признан нерентабельным, и как следствие, пассажирские перевозки через станцию были прекращены. С годами объем работ по станции сокращался. Если в 80–90-е годы в штате начальника станции было 75 человек, то в 2012 г. всего 14, по факту работало 13. Ныне железнодорожная станция «Благодарное» Северо-Кавказской железной дороги выполняет функцию грузовой.

 

Литература:

 

1.      Власть Советов. — 1927. –. № 53 (16 июля). — С. 3.

2.      Власть Советов. — 1929. — 14 сентября. — С. 4.

3.      Забелин А. В. В путь!: сборник статей. — Ставрополь: Сервисшкола, 1915. — 100 с.

4.      Забелин В. М. Благодарненские просторы: исторические очерки. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2014. — 224 с.

5.      Забелин В. М. Благодарненский район — через испытания временем: исторические очерки. — Ставрополь: АГРУС, 2010. — 200 с.

6.      Наш край: Документы и материалы (1917–1977 гг.). — Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. — 405 с.

7.      О железных дорогах // Родная речь. — 1919. — № 10 (16 июля). — С. 3.

8.      Северокавказский Край. — 1911. — 15 декабря. — С. 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle