Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 18.06.2015

Статья просмотрена: 2797 раз

Библиографическое описание:

Жданова, Л. А. Купцы Тарасовы: дорога из провинции в столицу / Л. А. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 545-548. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20530/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассмотрена предпринимательская, социокультурная и благотворительная деятельность купцов Тарасовых.

Ключевые слова: купцы Тарасовы, предпринимательство, социокультурная и благотворительная деятельность, Армавир, Екатеринодар, Кубанская область.

 

В конце XIX — начале XX века в Армавире активно развивается внутренняя торговля. Толчком послужило строительство Владикавказской железной дороги. В селении открываются оптовые склады, магазины мануфактурных и галантерейных товаров. Армавирские купцы быстро завязывают прочные партнерские отношения не только с местными представителями предпринимательской элиты, но и с московскими фабрикантами. В 1881 году в газете «Кубанские областные ведомости» появилась статья, в которой говорилось о богатых мануфактурных складах купцов Тарасовых, Давыдовых, Каспаровых. Армавир заслуженно называли «новым Московским базаром» [1]. Когда черкесо-гаи получили русское подданство, Армавир стал для них местом, где были заложены основы их экономического благосостояния. Армяне стали верными союзниками России и «приняли на себя функцию торговых посредников в отношениях с закубанскими горцами».

С давних времен армяне жили в тесном соседстве с черкесскими племенами, что оказало существенное влияние на их образ жизни, язык и одежду. В книге «Моя столь долгая дорога» французский писатель Анри Труайя (потомок Тороса — Лев Асланович Тарасов) вспоминал, что мужчины «…носили черные черкески, украшенные на груди кожаными газырями, папахи, за поясом — кинжал в серебряных ножнах, питались молочной пищей и сушеным мясом… То и дело взывали к Аллаху, но хранили верность христианскому богу». Христианская религия оказала существенное влияние на формирование этнокультурного облика армавирцев, что проявилось, прежде всего в отмене «целого ряда горских адатов, не соответствующих нормам христианской морали и обрядности». Однако, внешний облик и традиционный уклад жизни по-прежнему проявлялись в жилище, одежде, пище, общении на черкесском языке» [2].

История семьи купцов Тарасовых началась в селении Армавир Кубанской области, куда вместе с другими черкесскими армянами переселился родоначальник династии Торос. Чиновники русифицировали имя и, впоследствии его стали звать Асланом Тарасовым [3].

Аслан Тарасов (Торос) в 1839 г. открыл в Армавире лавку, где торговал «красным» товаром [4]. Приезжавшие сюда русские торговцы-перекупщики, армянские купцы с юга, охотно покупали товар, потому что Тарасов-старший торговал честно и не завышал цену. После смерти Аслана Тарасова, в 1857 г. его дело продолжили пятеро сыновей: Иван, Михаил, Александр, Лазарь, Гавриил. В 1875 году в Армавире появилась ватная фабрика Тарасовых. В качестве сырья на производстве использовался привозной персидский и среднеазиатский хлопок и другие материалы, выкупавшиеся у местного населения. К 1913 г. сумма годового дохода фабрики составляла 400 тыс. руб. Сегодня эта сумма равна 428 млн. 400 тыс. руб. [5]. Возросшие доходы позволяли возвести новые «двух — и четырехэтажные корпуса», переоснащенные и модернизированные по последнему слову техники. Фабрика располагалась в центре Армавира на улице Церковной, в конце двора был проезд «к оптовому мануфактурному складу и магазину фирмы» [6].

В Армавире Тарасовы владели недвижимостью, которая занимала значительную часть квартала на пересечении улиц Воронянской и Николаевского проспекта. Здесь находилось «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых». Мануфактурное предприятие входило в число крупнейших на Северном Кавказе. В магазине трудилось около 100 человек приказчиков и служащих, оптовый склад был оборудован грузовым лифтом. За магазином был проезд к ватной фабрике. Дом представлял собой здание, выполненное в стиле эклектики. Этот стиль был распространен в Армавире вплоть до 1908 г. [7].

На противоположной стороне улицы стоял особняк Артемия Михайловича Тарасова, владельца оптово-розничной бакалейной фирмы. Купец вел торговлю бакалейными и гастрономическими товарами. Первый этаж занимал магазин известного армавирского предпринимателя-миллионера Каспарова. В этом здании в 1909 г. размещался филиал Северного банка, а в 1913 г. отделение Русско-Азиатского банка. Дом Артемия Михайловича в конце XIX в. представлял собой крупный культурный центр села. На втором этаже «имелся просторный концертный зал с высокими окнами, художественной росписью стен и потолка, балконами для зрителей и небольшой сценой». До 1911 г. Общественное собрание арендовало помещение под зимний клуб. Здесь выступали заезжие певцы, музыканты и артисты. С 1910 г. действовал кинематограф «Аполлон». К зданию примыкали еще два, принадлежащих купцу особняка, в которых размещались магазины.

Неподалеку, на «красной» линии Воронянской улицы стоял особняк, на первом этаже которого размещался магазин галош и резиновой мануфактуры Михаила Аслановича Тарасова, а второй этаж занимало отделение Русского торгово-промышленного банка.

На Николаевском проспекте высился роскошный дом Ивана Тарасова. Вместе с сыном Петром купец вел здесь оптовую мануфактурную торговлю. Фасад дома украшали колонны коринфского ордера, опирающиеся на плечи каменных атлантов. Изящные фигуры древнегреческих кариатид, расположившихся над полукруглыми балконами, поддерживали фронтоны дверных проемов. Над полуциркульными окнами второго этажа разместились скульптурные изображения Гермеса, Фортуны и других древнегреческих богов. Рустованные, равномерно чередующиеся прямоугольные пилястры первого этажа, подчеркивали основательность здания. Многочисленные украшения средней и верхней горизонтали дома: гирлянды, вазы, слуховые окна-люкарны, угловые шлемовидные башенки, завершающие линии балконов, придавали дому величие и помпезность. Еще один двухэтажный дом Ивана и Петра Тарасовых был выстроен на Георгиевской улице.

В начале XX в. Тарасовы вошли в число самых богатых купеческих семей. К этому времени в их руках была сосредоточена мануфактурная, бакалейная, гастрономическая, обувная торговля. Им принадлежала ватная фабрика, конный завод, дома и земли.

В Лабинском отделе у Артемия Михайловича Тарасова имелось имение площадью 887 дес. с усадьбой и садом; здесь же была небольшая пасека [8]. Имение Ивана Аслановича, расположенное на берегу реки Уруп, вмешало обширные сады, строевой лес площадью до 100 дес. [9]. В собственности Торгового дома братьев Тарасовых в селе Вольном находилось имение, занимающее 5511 дес. земли. Территория усадьбы с садом занимала около 6 дес. Здесь стояли многочисленные хозяйственные постройки, дома, конюшни и прочие «службы» [10].

Тарасовы внесли весомый вклад в развитие гостиничной инфраструктуры Армавира. В 1908–1910 гг. была построена гостиница «Северная». Расположенное напротив железнодорожной станции «Армавир Владикавказский» на углу Привокзальной и Атамановской улиц здание было выстроено в стиле модерн. Фасад гостиницы был оштукатурен, а на его фоне эффектно выделялись лопатки, облицованные светлой керамической плиткой. Украшал гостиницу небольшой зимний сад. Номера были оборудованы электрическим освещением, ваннами и другими удобствами. К главному трехэтажному зданию со двора примыкал четырехэтажный корпус. Второй и третий этажи были отданы под номера, а на первом этаже в разное время помещались контора армавирского отделения «Международной компании жатвенных машин в Америке», в 1916 г. здесь работал Армавирский военно-промышленный комитет, занимавшийся размещением военных заказов на местных предприятиях. В полуподвальном этаже гостиницы находился ресторан И. Д. Джихоидзе [11].

В 1858 г. Тарасовы открыли торговое отделение в Екатеринодаре, а в 1879 г. записались в екатеринодарское купеческое сословие [12].

В начале XX в. в Екатеринодаре по улице Красной № 79 купцы построили дом, убранство и художественная отделка которого поражала жителей города своей красотой. Традиционно первый этаж здания был отдан под торговые помещения, а верхний предназначался для проживания семьи [13].

Еще один дом, связанный с фамилией Тарасовых и построенный по проекту архитектора Николая Митрофановича Козо-Полянского, находится на улице Советской (до революции Графская). 24 марта 1913 г. на подворье армянской Успенской церкви состоялась торжественная закладка дома, средства для которого были выделены Гавриилом Аслановичем и Николаем Лазаревичем Тарасовыми. Здание, выстроенное в неоклассическом стиле, органично сочетает в себе монументальность и изящество. В отделке фасада использованы лепные украшения, гирлянды, венки, ниши [14].

С 1903 г. правление «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» находилось в Москве [15], здесь же братья Тарасовы вступили в 1-ую купеческую гильдию. К этому времени на Кубани уже функционировал Северо-Кавказский банк, председателем правления которого стал Александр Тарасов. Финансовое учреждение субсидировало строительство железной дороги Армавир — Туапсе. Постепенно Тарасовы устраивали быт и вскоре в столице появились особняки, которые и сегодня являются достопримечательностью города. Они располагаются на Спиридоновке, в Скатерном и Хлебном переулке [16]. На Спиридоновке по проекту архитектора И. В. Жолтовского в 1909–1912 гг. был возведен дом Гавриила Тарасова. Построенный в традициях итальянского ренессанса, дом имел «конкретный прототип — палаццо Тьене в Виченце, созданное Палладио». Монументальность нижнего этажа здания гармонично сочетается с «облегченным» изяществом верхнего этажа [17].

У современников фамилия Тарасовых ассоциировалась не только с деловитостью, многочисленным капиталом, разросшимся далеко за пределы Кубанской области, но и христианским служением. Благотворительность и меценатство стали неотъемлемой частью жизни купцов. Тарасовы жертвовали средства на строительство екатеринодарского приюта для беспризорных, в Екатеринодарской мужской гимназии учредили четыре стипендии, две из которых предназначались для православных и две для детей армяно-григорианской веры. В театральном мире Москвы был широко известен Николай Лазаревич Тарасов, который в начале XX в. стал пайщиком и членом дирекции Художественного театра [18]. В обзоре «Театр «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, Николай Эфрос писал о нем: «Казалось, судьба была на редкость милостива и щедра к нему, дала ему очень многое. И громадные средства, и большую даровитость, и тонкий вкус, и счастливую внешность. Как будто были для него открыты самые широкие житейские возможности. Как будто был он баловнем жизни <…>. Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа <…>. Главный вклад Тарасова <…> — в общем воздействии его облагороженного вкуса и подлинной артистичности, во влиянии самой его личности эстета. Тарасов и его влияние — одна из заметных нитей в ткани балиевского капризного полутеатра <…>» [19].

Сегодня стало всемирно известным имя потомка Тарасовых –французского писателя Анри Труайя, который, благодаря своему таланту познакомил запад с историей нашей страны. Среди известных произведений Труайя следует отметить романы о Достоевском и Пушкине, книгу воспоминаний «Моя столь длинная дорога».

Время неумолимо бежит вперед, стирая из памяти лица тех, чьи судьбы и дела сыграли важную роль не только в торговле и промышленности России, но и внесли большой вклад в развитие культуры и образования страны. Семья купцов Тарасовых стала примером подлинного социального служения, которое может служить образцом поведения для современного российского предпринимательства.

 

Литература:

 

1.                  Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839–1918). Армавир, 2002. С. 80, 150, 151.

2.                  Там же. С. 92.

3.                  Труайя Анри. Такая долгая дорога // Дружба народов, 1986. № 10. С. 186.

4.                  Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. Краснодар, 1997. С. 457.

5.                  Данные о соотношении царского и современного рубля приведены справочным интернет-бюро «Русский портал» URL: http://www.opoccuu.com/zhal.htm.

6.                  Ктиторов С. Н. Лики старого Армавира. 2010. С. 111.

7.                  Там же. С. 4, 57, 39, 23, 29, 47,

8.                  Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 442. Л. 15 об, 16.

9.                  ГАКК. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 437. Л. 27.

10.              ГАКК. Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 442. Л. 17 об, 18.

11.              Ктиторов С. Н. Лики старого Армавира. 2010. С. 69.

12.              Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. Краснодар, 1997. С. 457.

13.              Батров М. Купцы Тарасовы // Рассвет. 2006. 6 июля. С.3.

14.              ГАКК. Ф. Р-1765. Д. 19. Л. 2.

15.              Бондарь В. В. Портрет старого города. Тула, 2011. С. 79.

16.              От сухарей из черного хлеба до палаццо на Спиридоновке: история Товарищества мануфактур братьев Тарасовых. Подмосковный краевед [Электронный ресурс]. Электронный журнал. URL: http://trojza.blogspot.de/2012/04/blog-post_13.html.

17.              Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. М., 1971. С. 193.

18.              Корняк Е. И. Кубанские меценаты братья Тарасовы // Культурная жизнь Юга России. 2005. № 2. С. 43–45.

19.              Эфрос Н. Театр «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева: 1908–1918. Обзор десятилетней художественной работы первого русского театра-кабаре. М., 1918. С. 16–19.



[1] При поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда. Проект № 15-34-01028

Основные термины (генерируются автоматически): Армавир, дом, Кубанская область, ватная фабрика, конец XIX, Николаевский проспект, проект архитектора, существенное влияние, фамилия Тарасовых, французский писатель.


Ключевые слова

предпринимательство, Кубанская область, купцы Тарасовы, социокультурная и благотворительная деятельность, Армавир, Екатеринодар

Похожие статьи

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

К середине XIX века дом принадлежал Федору Ираклиевичу Ханыкову.

Арзамас, усадьба, Нижегородская область, провинциальная архитектура. Похожие статьи. Феномен женского меценатства первой половины XIXконца XX века.

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских... | «Молодой

Зодчий проекта, инженер капитан Петров, центральным ядром комплекса определяет церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

«Не выпустить из рода Николенкова»: неизвестные страницы...

Однако со временем фамилии многих купеческих родов оказались незаслуженно забытыми, а

Семья Николенко действительно появилась в Кубанской области в 1868 году [7, с. 137].

Рис. 1. Усадебный дом Ф. А. Николенко. Построен в конце XIX в. Краснодарский край, г. Гулькевичи.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

А через полтора года в поселке было построено 193 жилых дома, четыре школы, учебный комбинат, ясли, детские сады, два клуба, поликлиника

Рис. 1. Здания предзаводской площадки и заводоуправления, построенные по проекту архитекторов братьев Весниных.

Особняк Г. П. Петрова. Интерьер модерна в купеческом вкусе

«Китч <…> сформировали именно псевдоаристократические эстетические притязания богатой буржуазии XIX века.

Возможно, в этом стоит упрекать не только авторов первоначального проекта отделки, но и реставраторов, поскольку именно в этой комнате находится печь...

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX...

Иначе обстояло дело с шелководством в Кубанской области.

Также требовался шелководческий опыт среди населения и существенное количество

Указ.соч. Алимирзаев Н.Я. Возникновение и развитие шелководства на Ставрополье ( конец ХVIII — ХХ вв.).

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина...

Проект, по которому строился каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежал архитектору А. П. Косякину известному своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области.

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

Известный кубанский краевед Михаил Николаевич Ложкин (1910–1999)

Будучи атеистом, М. Н. Ложкин уделял особое внимание именно христианизации алан, по крупицам собирал материалы, касающиеся христианского влияния Византии и Грузии на Аланию.

Армавир.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани...

Рис. 3. Проект реконструкции деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехской.

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

К середине XIX века дом принадлежал Федору Ираклиевичу Ханыкову.

Арзамас, усадьба, Нижегородская область, провинциальная архитектура. Похожие статьи. Феномен женского меценатства первой половины XIXконца XX века.

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских... | «Молодой

Зодчий проекта, инженер капитан Петров, центральным ядром комплекса определяет церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

«Не выпустить из рода Николенкова»: неизвестные страницы...

Однако со временем фамилии многих купеческих родов оказались незаслуженно забытыми, а

Семья Николенко действительно появилась в Кубанской области в 1868 году [7, с. 137].

Рис. 1. Усадебный дом Ф. А. Николенко. Построен в конце XIX в. Краснодарский край, г. Гулькевичи.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

А через полтора года в поселке было построено 193 жилых дома, четыре школы, учебный комбинат, ясли, детские сады, два клуба, поликлиника

Рис. 1. Здания предзаводской площадки и заводоуправления, построенные по проекту архитекторов братьев Весниных.

Особняк Г. П. Петрова. Интерьер модерна в купеческом вкусе

«Китч <…> сформировали именно псевдоаристократические эстетические притязания богатой буржуазии XIX века.

Возможно, в этом стоит упрекать не только авторов первоначального проекта отделки, но и реставраторов, поскольку именно в этой комнате находится печь...

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX...

Иначе обстояло дело с шелководством в Кубанской области.

Также требовался шелководческий опыт среди населения и существенное количество

Указ.соч. Алимирзаев Н.Я. Возникновение и развитие шелководства на Ставрополье ( конец ХVIII — ХХ вв.).

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина...

Проект, по которому строился каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежал архитектору А. П. Косякину известному своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области.

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

Известный кубанский краевед Михаил Николаевич Ложкин (1910–1999)

Будучи атеистом, М. Н. Ложкин уделял особое внимание именно христианизации алан, по крупицам собирал материалы, касающиеся христианского влияния Византии и Грузии на Аланию.

Армавир.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани...

Рис. 3. Проект реконструкции деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехской.

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

Похожие статьи

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

К середине XIX века дом принадлежал Федору Ираклиевичу Ханыкову.

Арзамас, усадьба, Нижегородская область, провинциальная архитектура. Похожие статьи. Феномен женского меценатства первой половины XIXконца XX века.

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских... | «Молодой

Зодчий проекта, инженер капитан Петров, центральным ядром комплекса определяет церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

«Не выпустить из рода Николенкова»: неизвестные страницы...

Однако со временем фамилии многих купеческих родов оказались незаслуженно забытыми, а

Семья Николенко действительно появилась в Кубанской области в 1868 году [7, с. 137].

Рис. 1. Усадебный дом Ф. А. Николенко. Построен в конце XIX в. Краснодарский край, г. Гулькевичи.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

А через полтора года в поселке было построено 193 жилых дома, четыре школы, учебный комбинат, ясли, детские сады, два клуба, поликлиника

Рис. 1. Здания предзаводской площадки и заводоуправления, построенные по проекту архитекторов братьев Весниных.

Особняк Г. П. Петрова. Интерьер модерна в купеческом вкусе

«Китч <…> сформировали именно псевдоаристократические эстетические притязания богатой буржуазии XIX века.

Возможно, в этом стоит упрекать не только авторов первоначального проекта отделки, но и реставраторов, поскольку именно в этой комнате находится печь...

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX...

Иначе обстояло дело с шелководством в Кубанской области.

Также требовался шелководческий опыт среди населения и существенное количество

Указ.соч. Алимирзаев Н.Я. Возникновение и развитие шелководства на Ставрополье ( конец ХVIII — ХХ вв.).

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина...

Проект, по которому строился каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежал архитектору А. П. Косякину известному своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области.

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

Известный кубанский краевед Михаил Николаевич Ложкин (1910–1999)

Будучи атеистом, М. Н. Ложкин уделял особое внимание именно христианизации алан, по крупицам собирал материалы, касающиеся христианского влияния Византии и Грузии на Аланию.

Армавир.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани...

Рис. 3. Проект реконструкции деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехской.

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

К середине XIX века дом принадлежал Федору Ираклиевичу Ханыкову.

Арзамас, усадьба, Нижегородская область, провинциальная архитектура. Похожие статьи. Феномен женского меценатства первой половины XIXконца XX века.

Классицистические мотивы в архитектуре Кубанских... | «Молодой

Зодчий проекта, инженер капитан Петров, центральным ядром комплекса определяет церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

«Не выпустить из рода Николенкова»: неизвестные страницы...

Однако со временем фамилии многих купеческих родов оказались незаслуженно забытыми, а

Семья Николенко действительно появилась в Кубанской области в 1868 году [7, с. 137].

Рис. 1. Усадебный дом Ф. А. Николенко. Построен в конце XIX в. Краснодарский край, г. Гулькевичи.

Архитектурный ансамбль флагмана отечественного...

А через полтора года в поселке было построено 193 жилых дома, четыре школы, учебный комбинат, ясли, детские сады, два клуба, поликлиника

Рис. 1. Здания предзаводской площадки и заводоуправления, построенные по проекту архитекторов братьев Весниных.

Особняк Г. П. Петрова. Интерьер модерна в купеческом вкусе

«Китч <…> сформировали именно псевдоаристократические эстетические притязания богатой буржуазии XIX века.

Возможно, в этом стоит упрекать не только авторов первоначального проекта отделки, но и реставраторов, поскольку именно в этой комнате находится печь...

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX...

Иначе обстояло дело с шелководством в Кубанской области.

Также требовался шелководческий опыт среди населения и существенное количество

Указ.соч. Алимирзаев Н.Я. Возникновение и развитие шелководства на Ставрополье ( конец ХVIII — ХХ вв.).

Творческое наследие кубанского зодчего А. П. Косякина...

Проект, по которому строился каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежал архитектору А. П. Косякину известному своими храмовыми постройками, воздвигнутыми во многих станицах Кубанской области.

Ильичевское городище: забытый памятник христианской культуры

Известный кубанский краевед Михаил Николаевич Ложкин (1910–1999)

Будучи атеистом, М. Н. Ложкин уделял особое внимание именно христианизации алан, по крупицам собирал материалы, касающиеся христианского влияния Византии и Грузии на Аланию.

Армавир.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани...

Рис. 3. Проект реконструкции деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы ст. Пшехской.

Тенденция «кирпичного» стиля в творчестве кубанских зодчих конца XIX – начала XXвв.: историко-архитектурный аспект изучения.

Задать вопрос